«Наука в Сибири» № 6 (2392) 14 февраля 2003 г. ШКОЛА ЮНЫХ ПРОГРАММИСТОВ:
СТРАНИЧКИ ИСТОРИИ
Школа юных программистов — уникальное, не имевшее и не имеющее
аналогов в мире явление, зародившееся в 1976 г. в недрах отдела
программирования ВЦ СО АН СССР, руководимого тогда еще
членом-корреспондентом АН СССР Андреем Петровичем Ершовым. В круг
интересов этого, по-государственному широко мыслящего, человека
входили проблемы обучения программированию школьников,
формирования у них интереса к программированию как науке. Этим он
поддерживал идею привлечения способной молодежи в качестве
научной смены, заложенную основателем новосибирского
Академгородка М.Лаврентьевым.
И.Крайнева, Институт систем информатики
Неформальные контакты со многими энтузиастами преподавания
информатики позволили А.Ершову познакомиться с опытом харьковчан,
где работу с детьми оригинально поставил инженер Г.Звенигородский
в городском Доме пионеров. В последующем он станет ближайшим
сподвижником А.Ершова в этом начинании. Школьники Новосибирска
побывали в Харькове, а новосибирцы организовали 10-дневную летнюю
школу (ЛШ) юных кибернетиков Харькова, Барнаула и Новосибирска в
июне 1976 г. В ее программе были встречи ребят по интересам,
экскурсии в институты Академгородка, КЮТ, ФМШ, НГУ. Центральным
событием этой встречи были пять дней работы школьников на
терминалах Вычислительного центра СО АН СССР. После занятий
ребята встречались с ведущими программистами ВЦ. Эта школа стала
первой в ряду последующих ежегодных.
В 1977 г. Г.Звенигородский был приглашен в Новосибирск и сделал
первый набор (более 70 школьников в возрасте от 10 до 15 лет) в
Новосибирскую школу юных программистов (ШЮП). Новосибирская ШЮП в
течение учебного года формировала команду
консультантов-"подмастерьев", на которых приходилась значительная
часть нагрузки по организации и проведению ЛШ. Эта традиция жива
и поныне.
В университете сложилась группа студентов, прошедших выучку в
школе юных программистов и с первого курса подключившихся к
продуктивной научно-конструкторской работе. Эти юноши и девушки
составили впоследствии основу авторского коллектива системы
"Школьница" — пакета прикладных программ для применения ЭВМ в
учебном процессе на индивидуальных рабочих местах, как для
отдельных персональных ЭВМ, так и для вычислительных кабинетов.
Она была создана на первой советской "персоналке" "Агат" и ее
опытная эксплуатация началась в 1984 г. Этот результат послужил
весомым аргументом для появления новой школьной дисциплины
"Основы информатики и вычислительной техники", а также разработки
первого в мире школьного учебника для этого предмета под
руководством академика А.Ершова.
В 1978 г. на страницах журнала "Квант" Н.Юнерман (ВЦ СО АН)
развернула заочную школу юных программистов (ЗШ), лучшие ученики
которой приглашались в Новосибирск на летние школы — поработать
на ЭВМ.
Летние школы — самое яркое и эффективное звено запущенного
А.Ершовым механизма распространения и популяризации информатики.
Для всех участников ЛШ были свои плюсы: для школьников —
возможность впервые увидеть ЭВМ и поработать, для педагогов —
совершенствовать методику учебного применения ЭВМ, для
программистов — вместе со школьниками опробовать свои замыслы,
испытать новую технику, для ученых — популярно изложить свои
идеи благодарной аудитории. Случалось, после ЛШ даже
восьмиклассник в своем родном городе, где не было программистов,
становился главным спецом — занимался установкой и запуском
компьютеров. ЛШ стали частью большой работы по школьной
информатике, наряду с созданием кабинетов информатики в 130-й и
166-й школах Советского района г. Новосибирска, методической и
пропагандистской работой Группы школьной информатики ВЦ СО АН
СССР.
Наши Летние школы, начавшись как локальное явление, постепенно
расширяют свою географию. Популярность ШЮП росла, и они собирали
теперь по 200 учащихся со всего Союза. Начиная с 1982 года, для
участия в ЛШЮП приезжают школьники из Болгарии, Чехословакии,
Венгрии, Германии, Польши, а также Голландии. В 1987 году в школе
выступил с лекциями известный американский программист, директор
лаборатории искусственного интеллекта Стэнфордского университета
Дж. Маккарти.
После безвременной кончины А.Ершова в декабре 1988 г. школы юных
программистов не прекратили своего существования. Из-под крыла ВЦ
СО АН в 1992 г. они перешли в ведение Высшего колледжа
информатики НГУ (ВКИ НГУ).
В 2001 году Институт систем информатики им. А.Ершова СО РАН по
инициативе и при непосредственном участии его директора доктора
физико-математических наук А.Марчука, восстановил прежние
традиции и при спонсорской поддержке СО РАН и "Microsoft
Research" провел ЛШЮП на Семинском перевале, красивейшем уголке
природы Алтая. ЛШЮП-2002 прошла на турбазе "Сибиряк", где она не
раз собиралась в прошлые годы. В этой школе участвовало около 60
школьников из разных сибирских городов в качестве слушателей и 10
студентов в качестве "мастеров" и "подмастерьев". Безусловным
успехом школы была лекционная программа, в которой приняли
участие ведущие ученые Академгородка: академик Ю.Решетняк,
доктора физико-математических наук А.Марчук, В.Ильин,
В.Голубятников, кандидат физико-математических наук С.Покровский
и другие. Посетил школу заместитель главы Администрации
Новосибирской области доктор физико-математических наук
Г.Сапожников. Он прочитал содержательную лекцию по
математическому моделированию в физике и технике.
В память об одном из основоположников ЛШЮП Г.Звенигородском
прошел вечер, на котором воспоминаниями об этом замечательном
педагоге и организаторе поделились его ученики.
Следующая Летняя школа юных программистов планируется в августе
2003 г.
* * *
В рамках проведения Дня науки ИСИ СО РАН им. А.П. Ершова посетили
учащиеся пятых классов школы N 166. Эти ребята еще только начали
осваивать азы программирования. В институте они посетили
Интернет-класс, мемориальную библиотеку академика А.П.Ершова,
познакомились с электронной версией его архива. Среди документов
архива ребята с интересом разглядывали школьный аттестат Андрея
Петровича, его план тренировок, контрольную работу по математике.
В институте они услышали подробный рассказ о том, что именно их
школа участвовала в педагогическом эксперименте по обучению
школьников программированию, который проводился в начале 80-х
годов. Здесь же проходила опытную эксплуатацию система
программирования "Школьница", разработанная в группе школьной
информатики Вычислительного центра СО АН СССР и предназначенная
для персональных ЭВМ "Агат". Учащиеся школы в те годы принимали
непосредственное участие в создании "Школьницы", они же стали
героями первых телевизионных уроков информатики.
стр. 7
|