«Наука в Сибири»
№ 28-29 (2813-2814)
21 июля 2011 г.

НАТИСК НА ВОСТОК:
НИ ШАГУ НАЗАД

В № 13 (2798) «Науки в Сибири» от 31 марта 2011 г. была опубликована статья проф. А. Г. Коржубаева «Любая уступка в Азии — проявление слабости, за которым последует требование новой уступки», вызвавшая большой резонанс в научном и бизнес-сообществе. За этот период авторским коллективом было завершено комплексное исследование, связанное с обоснованием направлений и принципов энергетической кооперации России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и новым формирующимся региональным блоком — АТРАМ, который включает АТР, Россию, Тихоокеанские страны Северной и Южной Америки. Для информирования наших читателей о ряде принципиальных позиций, доведенных до Правительства РФ, редакция обратилась к Андрею Геннадьевичу с просьбой поделиться некоторыми открытыми результатами аналитических документов.

Научные школы:
после того как новая идея полностью принята,
неизбежно создается новая реальность

В последнее время, с момента начала генерации первых финансовых потоков в восточносибирских проектах, неожиданно большое количество специалистов стало проявлять интерес к проблемам регионального и особенно отраслевого развития в части освоения нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, организации экспортных поставок в Восточную Азию. Появились аналитические материалы, консультационные отчеты, книги, авторы которых не имеют представления ни о реальной ресурсной базе, ни о технологических особенностях добычи, переработки и транспорта углеводородов и неуглеводородных компонентов месторождений Сибирской платформы, ни об организационных условиях ведения нефтегазового бизнеса, ни о специфике Тихоокеанских рынков, ни об особенностях азиатского менталитета.

Вместе с тем, ещё в 70–80-е годы ХХ века научными коллективами под руководством академиков А. Э. Конторовича, В. С. Суркова, А. А. Трофимука были сделаны оценки начальных геологических ресурсов нефти, природного газа и конденсата Лено-Тунгусской нефтегазоносной провинции, выполнено научное обоснование и открытие в древних докембрийских осадках с возрастом около 900 млн лет крупных и гигантских месторождений нефти и газа. Новые открытия месторождений углеводородов в Восточной Сибири в начале XXI века также сделаны российскими нефтегазовыми компаниями на основе практических рекомендаций известных научных школ СО РАН.

В конце 1980-х — начале 1990-х годов в СО АН СССР были подготовлены первые стратегические документы по освоению ресурсного потенциала Сибирской платформы: в 1987 г. Генеральному секретарю ЦК КПСС направлена «Концепция создания крупных баз газонефтедобычи в Восточной Сибири», а в 1991 г. разработана и передана в Совет Министров РСФСР «Концепция создания Российской нефтегазовой промышленности».

Научные идеи и принципы современной стратегии развития топливно-энергетического комплекса Востока России, включая геологические, технологические, экономические и геополитические обоснования и прогнозы, сформированы и продолжают развиваться в Российской академии наук в рамках трёх научных школ: академиков А. А. Трофимука и А. Э. Конторовича в Новосибирске, академика А. А. Макарова и профессора Б. Г. Санеева — в Иркутске и Москве, академика Н. В. Черского и члена-корреспондента РАН А. Ф. Сафронова — в Якутске. Именно эти научные школы должны определять долгосрочные приоритеты развития нефтяной, газовой, угольной, урановой, гелиевой промышленности в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, условия и количественные ориентиры сотрудничества с Тихоокеанским регионом.

Ресурсный потенциал: отстоять позиции

В настоящее время Россия располагает крупнейшим в мире энергетическим потенциалом. Энергетические ресурсы сосредоточены главным образом в Азиатской части страны — регионах Сибири, Дальнего Востока и Арктики, мало заселённых, на Севере и Востоке инфраструктурно не развитых и индустриально не освоенных. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке сосредоточено почти 19 млрд т ресурсов и около 3,1 млрд т запасов жидких углеводородов (нефти и конденсата), свыше 60 трлн куб. м ресурсов и почти 9,5 трлн куб. м запасов газа, около 100 млрд т запасов угля, свыше 500 тыс. т запасов природного урана.

Вместе с тем, именно вблизи восточных границ России — в странах АТР и Тихоокеанского побережья Америки — происходит наиболее динамичное развитие экономики и торговли, формирование новых индустриальных и финансовых центров. Тихоокеанский рынок — крупнейший и самый динамично развивающийся рынок энергоносителей в мире.

Освоение ресурсного потенциала Востока страны преимущественно российским, а также международным капиталом в рамках российских законов и в интересах народов России, формирование новых центров нефтяной, газовой, угольной промышленности, развитие нефтегазопереработки, нефтегазохимии, электроэнергетики позволит стимулировать экономическое развитие, повышение уровня и качества жизни и рост численности российского населения этих важных регионов. Именно через развитие энергетического и технологического сотрудничества со странами АТР будет происходить укрепление роли России в качестве глобальной державы, усиление её экономических и геополитических позиций в мире.

Геополитическая ситуация: АТРАМ вместо АТР

При расширении кооперации с Азиатско-Тихоокеанским регионом следует учитывать, что в последние десятилетия происходит быстрое развитие торговых и финансовых связей между АТР, Северной Евразией и Тихоокеанскими странами Американского континента, что отражает формирование нового глобального экономического блока — АТРАМ, включающего страны АТР, Россию, Тихоокеанские страны Северной и Южной Америки. В перспективе к АТРАМ должны будут подключиться и ориентированные на торговлю с Россией и Китаем страны СНГ, в первую очередь, страны ЕврАзЭС.

Современный уровень сотрудничества:
«Маємо, що маємо»*,
или есть над чем работать

* Имеем то, что имеем (укр.).

Несмотря на высокую долю экспорта в добыче и производстве, поставки энергоносителей и энергии на наиболее перспективном Тихоокеанском направлении пока не превышают 15 % российского энергетического экспорта (рис.1—2). Доля экспорта нефти на Тихоокеанские рынки, прежде всего в Китай, Корею, Японию, а также в США, составляет порядка 15 % (2010 г. — 38 млн т) от российских экспортных поставок, нефтепродуктов — менее 10 % (12 млн т). Поставки сжиженного природного газа (СПГ) в Японию, Корею, Китай и Тайвань не превышают 7 % (10 млн т или 13,4 млрд куб. м в пересчёте на исходное вещество) от суммарного экспорта газа. В экспорте угля доля АТР составляет 32 % (31 млн т), в экспорте электроэнергии — около 7 % (1,3 млрд кВт/ч).

Иллюстрация
Рис. 1.

Иллюстрация
Рис. 2.

Основные причины ограниченности поставок на Тихоокеанский рынок — отсутствие развитой транспортной инфраструктуры, неосвоенность ресурсного потенциала ТЭР Восточной Сибири и Дальнего Востока, Восточной Арктики, включая низкий уровень геологической изученности территории и акватории, а также неурегулированность ряда организационно-экономических вопросов.

В настоящее время поставки сырой нефти ведутся через порты Приморского и Хабаровского краёв, Сахалинской области — Козьмино, Де-Кастри, Пригородное, по нефтепроводам ВСТО (Тайшет — Сковородино) и «Россия—Китай» (Сковородино — Дацин), а также по железной дороге. Основная часть экспорта нефтепродуктов приходится на порты Находка и Ванино, организованы также поставки из Владивостока, Славянки, Советской Гавани. Экспорт нефтепродуктов по железной дороге в Китай ведется главным образом через п. Забайкальск, в Монголию — через Наушки. В условиях отсутствия транснациональных газопроводов газ экспортируется только в сжиженном виде с терминала СПГ в п.Пригородное на Сахалине. Уголь поставляется главным образом через порты Ванино, Восточный, Посьет. С 2011 г. увеличены поставки угля в Китай по железной дороге через Забайкальск. Передача электроэнергии на территорию КНР ведется по межгосударственным линиям электропередачи «Благовещенск — Хэйхэ» и «Благовещенск — Айгунь», в Монголию — «Селендум — Дархан», «Хандагайты — Улангом».

Перспективы энергообеспечения АТР:
возможности для России

Анализ устойчивых процессов в мировой экономике, энергетических программ различных стран, состояния научных исследований указывает на неизбежность в первой половине XXI в. дальнейшего увеличения энергопотребления. В региональном плане рост глобальных потребностей в энергетических ресурсах будет происходить в первую очередь за счёт Китая, Индии и других стран АТР. Спрос на нефть и газ будет увеличиваться там под воздействием экономических (продолжение быстрого, преимущественно экстенсивного, роста экономики), технологических (изменение структуры ТЭБ, моторизация) и демографических (дальнейшее увеличение численности населения) факторов.

Дополнительным фактором увеличения спроса на газ, уголь и нефть стала крупная авария на АЭС Фукусима в Японии в марте 2011 г., в результате которой произошло выбытие мощностей ядерной генерации и сокращение выработки атомной энергии. В условиях традиционного значительного резерва мощностей по всем видам электрогенерации при снижении производства атомной энергии Япония значительно увеличила закупки СПГ, нефтепродуктов и угля для ТЭС. Однако в долгосрочном плане наибольшее значение для глобальной системы энергообеспечения имеет изменение энергетической политики в направлении повышения безопасности и экологической надежности энергообеспечения. Происходит пересмотр, замораживание и сворачивание ядерных программ в странах Европы, АТР, Северной Америки.

Большинство крупнейших нефтеносных районов Китая (Дацин, Шэнли), Индонезии, Малайзии, Австралии вышли на стадию падающей добычи, и пока её некоторый рост происходит в основном за счёт освоения глубоководных шельфов. При этом превышение потребления над добычей нефти в регионе продолжает возрастать. Добыча газа в странах—крупнейших региональных экспортерах (Индонезии и Малайзии) уже в среднесрочной перспективе выйдет на уровень их внутреннего потребления, что потребует замещения поставок в Японию, Корею, Китай, на Тайвань из других регионов мира, при этом продолжится опережающий рост спроса на газ в АТР в целом. Добыча угля в его самом крупном производителе и потребителе — Китае (около половины глобальной добычи и использования угля приходится на Китай) приближается к пределу технологических и ресурсных возможностей. В ближайшие годы из крупного экспортёра угля Китай перейдет в разряд нетто-импортеров с быстро растущими импортными потребностями.

Открытие в последние годы в Китае (Ордосский бассейн, Таримский бассейн, Бохайваньский залив и др.), в Австралии (Тиморское море), в Индии (Бенгальский залив) и других странах АТР ряда относительно крупных месторождений углеводородов будет способствовать развитию в регионе инфраструктуры по транспортировке, переработке и использованию нефти и газа. Удовлетворить рост энергетических потребностей АТР ни сейчас, ни в будущем эти открытия не смогут.

Основные конкуренты России на Тихоокеанском рынке нефти и газа — страны Ближнего Востока, поставки из которых в среднем в 2–5 раз превышают по расстоянию протяженность маршрутов из Западной и Восточной Сибири и связаны с дополнительными транспортными рисками, включая прохождение через Аденский и Оманский заливы, Баб-эль-Мандебский, Ормузский и Малаккский проливы.

Внерегиональные поставки угля в АТР ведутся из Южной Африки, что по экономической и транспортной эффективности также уступает экспорту из Сибири и Дальнего Востока, особенно при поставках в промышленные центры Китая, Японии, Южной Кореи.

Приоритетные направления
и проекты ТЭК на Востоке России

Развитие ТЭК на Востоке России, усиление экономических позиций в АТР и в АТРАМ будут связаны в первую очередь со следующими приоритетными направлениями и крупными проектами:

в геологоразведке и добыче энергоносителей:

— расширение геологоразведочных работ и комплексное освоение месторождений углеводородов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, шельфах Дальневосточных и Арктических морей;

— организация геологоразведочных работ, повышение технологической эффективности добычи (включая утилизацию метана угольных пластов и обеспечение безопасности) и освоение новых месторождений угля Сибири и Дальнего Востока, в первую очередь Кузнецкого, Канско-Ачинского, Южно-Якутского угольных бассейнов;

— доразведка и освоение месторождений природного урана Забайкальского края, Республики Саха (Якутия), Республики Бурятия, Хабаровского края;

— расширение участия российских компаний — «Газпрома», «Роснефти», «ЛУКОЙЛа», «Зарубежнефти», «Альянса», РЖД, СУЭКа, «Атомредметзолота» и др. — в проведении геологоразведочных работ и освоении месторождений нефти, газа, угля, природного урана в странах АТРАМ (Китае, Монголии, Колумбии, экономически и инфраструктурно связанной с Тихоокеанским побережьем Венесуэле и др.) и СНГ (Казахстане, Узбекистане, Туркменистане) для совместного укрепления экономических позиций на традиционных и выхода на новые рынки АТРАМ;

в переработке энергетического сырья:

— формирование производственно-технологических комплексов по глубокой переработке газа с блоком нефтегазохимии и гелиевыми заводами в Саянске, Нижней Пойме, Хабаровске;

— строительство НПЗ регионального значения в Якутии (в Ленске) и крупного экспортного НПЗ с блоком нефтехимии в Приморском крае (в бухте Елизарова);

— участие российских компаний в развитии и эксплуатации объектов перерабатывающей инфраструктуры в странах АТР и АТРАМ (НПЗ, ГХК и др.).

в генерации электрической энергии:

— строительство новых ТЭС: Олонь-Шибирской в Республике Бурятия, Харанорской и Татауровской в Забайкальском крае, Ерковецкой в Амурской области, Ургальской в Хабаровском крае, а также парогазовой установки в г. Хабаровске;

— сооружение Тугурской ПЭС в Тугурском заливе в Хабаровском крае;

— создание каскада ГЭС в Южной Якутии (Канкунской и Нижне-Тимптонской на р.Тимптон, Верхне-Алданской на р.Алдан, Олёкминской и Нижне-Олёкминской на р. Олёкма, Средне-Учурской и Учурской на р.Учур);

— строительство Дальневосточной ВЭС на о-вах Русский и Попова;

— участие в строительстве энергогенерирующих мощностей странах АТРАМ (Китае, Индии, Монголии, Вьетнаме и др.) и СНГ (Киргизии, Таджикистане и др. для совместного выхода на международные рынки);

в системе транспорта и дистрибуции энергоносителей и энергии:

— завершение строительства второй очереди и расширение пропускной способности нефтепровода ВСТО, расширение мощности нефтяного терминала в порту Козьмино, увеличение пропускной способности нефтепровода «Россия — Китай» (Сковородино — Дацин);

— развитие морских терминалов для нефти, нефтепродуктов, продукции нефтегазохимии (метанола, полимеров, гелиевого концентрата и др.), угля на российском побережье Тихого океана (Козьмино, Находка, Де-Кастри, Пригородное, бухта Елизарова, Ванино, Посьет, Славянка и др.);

— создание системы подземных хранилищ природного газа и гелиевого концентрата в Красноярском крае, Иркутской области, Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае; — сооружение системы газопроводов «Сибирь — Дальний Восток — АТР» (Сахалин — Хабаровск — Владивосток, Иркутский центр газодобычи — Проскоково, Иркутский центр газодобычи — Западно-Якутский центр газодобычи — Хабаровск — Владивосток, Дальнереченск — Харбин, возможно, Владивосток — Каннын — Сеул либо Владивосток — Пхеньян — Сеул); строительство в районе Владивостока (Находки) завода по сжижению природного газа и терминала СПГ;

— сооружение и модернизация системы ЛЭП Олонь-Шибирь — государственная граница, Харанорская ТЭС —государственная граница, Гусиноозерская ГРЭС —Петровск-Забайкальский, Олонь-Шибирская ТЭС — Петровск-Забайкальский, Татауровская ТЭС — Чита, Татауровская ТЭС — Харанорская ТЭС, Амурская — государственная граница, Ургальская ТЭС — Ерковецкая ТЭС, Ерковецкая ТЭС — Амурская, Ургальская ТЭС — Шэньян (до государственной границы); Тугурская ПЭС — государственная граница; объединение Западного и Центрального районов Якутии с единой энергосистемой России; синхронизация энергосистем России и стран АТР;

— участие российских компаний в развитии и эксплуатации объектов энерготранспортной инфраструктуры и дистрибуции в странах АТРАМ и СНГ (нефтепроводы, газопроводы, ЛЭП, ПХГ, АЗС и др.).

Перспективы экспорта энергоносителей
и энергии из России
на Тихоокеанский рынок:
желание имеется, главное — возможности

С учётом состояния и перспектив реализации сырьевых проектов, развития перерабатывающей и транспортной инфраструктуры экспорт нефти, нефтепродуктов и газа в АТРАМ может осуществляться не только с месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, но и из Западной Сибири. Экспорт сырой нефти по всем маршрутам может быть доведен к 2020 г. до 100–110 млн т, к 2030 г. — до 112–130 млн т. Поставки нефтепродуктов на Тихоокеанский рынок могут составить к 2020 г. 30–35 млн т, к 2030 г. — возрасти до 40 млн т.

Поставки газа в значительной мере будут определяться как развитием транспортной инфраструктуры, так и договоренностью по ценам, объёмам и маршрутам. У России нет задачи обеспечить экспорт газа в АТРАМ любой ценой, поэтому в зависимости от позиций стран-реципиентов поставки на рынки Китая (включая Тайвань), Японии, Кореи, Тихоокеанского побережья Америки, в Монголию могут составить к 2020 г. 103–110 млрд куб. м, к 2030 г. — 144–170 млрд куб. м.

Экспорт угля на Тихоокеанский рынок может быть увеличен к 2020 г. до 68–73 млн т, к 2030 г. — до 111–120 млн т. Основные поставки из Кузбасса, КАТЭКа, Южной Якутии, Тувы и других регионов Сибири и Дальнего Востока будут направлены в Китай, а также Корею и Японию.

Межгосударственные перетоки электроэнергии в Китай, Монголию, а также, возможно, в Корею и Японию в зависимости от интенсивности реализации проектов развития генерирующих мощностей и создания энерготранспортной инфраструктуры составят в 2020 г. 3–8 млрд кВт/ч, в 2030 г. 40–60 млрд кВт/ч.

Принципы сотрудничества:
если хочешь выпрямить, нужно сначала перегнуть

В ближайшие десятилетия самым перспективным рынком нефти, газа, угля, урана будет оставаться Китай. Одновременно может быть значительно расширен экспорт российских энергоносителей в Японию, Корею, США, Индию, а также в Таиланд, во Вьетнам, на Филиппины, Тайвань, Сингапур, организованы поставки в Индонезию, Мексику, Чили.

При развитии сотрудничества следует учитывать различия менталитета и договорной дисциплины в Европе и России, с одной стороны, и странах Азии и Латинской Америки — с другой. Уже сейчас возникают проблемы, связанные с разными представлениями о порядке ведения бизнеса в России и Китае.

Например, в 2009 году «Роснефть» и «Транснефть» получили от Банка развития Китая кредиты на 15 млрд и 10 млрд долларов соответственно в обмен на гарантии поставок нефти в течение 20 лет (2011–2030 годы) в объеме 15 млн т в год. Все поставки ведутся в соответствии с установленным графиком. Цена поставок рассчитывается ежемесячно на рыночных условиях с использованием котировок российской нефти в порту Козьмино при условии равенства качественных характеристик нефти. Согласованная формула такова, что предусматривает удержание из цены части средств, предназначенных для возврата кредита и процентов по нему. Так, при цене свыше 100 долл. за баррель «Роснефть» получает порядка 60 долл./барр. При этом в сумму выплат включен сетевой тариф на прокачку по ВСТО, который одинаков как до Козьмино (свыше 4,7 тыс. км с учётом железной дороги), так и до Мохэ (чуть более 2,7 тыс. км). Сетевой тариф с 1 декабря 2010 года утвержден в размере 1 тыс. 815 руб/т без НДС, что составляет примерно 8,4 долл./барр. Считая тариф несправедливым, китайцы в одностороннем порядке сократили его ровно в два раза — до 4,2 долл./барр. и уменьшили выплаты. За шесть месяцев (январь-июнь) по нефтепроводу «Сковородино — Дацин» в Китай было прокачано 54,6 млн барр. нефти. Соответственно, суммарный недополученный тариф составил 230 млн долл. от ожидаемой суммы. Только вмешательство высшего руководства страны позволило урегулировать кризис.

По вопросам цен на газ сближение позиций «Газпрома» и CNPC пока идет весьма медленно. Важно, что сейчас Китай согласен на цену 235 долл. за тыс. куб. м, что существенно выше ранее сделанных предложений (70 долл. в 2000 г. ещё при переговорах с «РУСИАпетролеум» и 165 долл. в 2010 г. при переговорах с «Газпромом»). При этом спотовые цены на СПГ в АТР уже превысили цены долгосрочных контрактов и составляют около 400 долл. за тыс. куб. м. В газовой сфере целесообразно формирование поставок сетевого и сжиженного газа из России, а также при участии российских компаний (прежде всего «Газпрома», «Роснефти», «ЛУКОЙЛа», «Зарубежнефти») из других регионов мира.

Для снижения цен китайцы должны принять участие в инвестициях. Аванс в 40–50 млрд долл. за перспективные поставки газа в Китай — реальный вариант снижения контрактной цены, на чём настаивают китайцы. Предложенная схема, с одной стороны, гарантирует приём и оплату газа (раньше китайцы торговались с нами просто так, даже не имея инфраструктуры дистрибуции, хранения и использования газа), с другой — обеспечивает реальную оплату по взаимоприемлемой цене. «Газпром» может использовать эти средства на проведение геолого-разведочных работ в северных районах Тюменской области, в Восточной Сибири, на шельфе Сахалина, организацию добычи газа и строительство новой газотранспортной инфраструктуры китайского направления.

Одновременно целесообразно создание несколько специализированных совместных предприятий «Газпрома» для разведки, добычи, переработки газа на Востоке России и поставок в АТР, включая строительство ГПЗ, НГХК, заводов по сжижению газа и терминалов СПГ. Партнёрами в этих проектах должны выступать как международные majors, имеющие бизнес-интересы в регионе — ВР, ExxonMobil, Royal Dutch/Shell, Chevron, Total, BG, так и, азиатские — CNPC, Sinopec, CNOOC, Citic group, KNOC, KOGAS, SK Energy, JOGMEC, OVL, Petronas, Itochu, Japex, Impex, Mitsui, Mitsubishi.

Развивая сотрудничество на Тихоокеанском направлении, следует максимально диверсифицировать инфраструктуру поставок и источники привлечения инвестиций и технологий. Это предполагает безусловное поддержание и укрепление сотрудничества со странами СНГ и Европы, а также Ближнего Востока и Африки, где экономические позиции России пока остаются наиболее надёжными, при активном расширении деловых и политических связей с АТРАМ — АТР, Северной и Южной Америкой.

А.Г. Коржубаев, заведующий отделом темпов и пропорций
промышленного производства ИЭОПП,
заведующий кафедрой политической экономии НГУ,
уполномоченный СО РАН по вопросам
сотрудничества с Китаем, д.э.н., проф.

стр. 6-7