«Наука в Сибири» «ЛЯГУШОНОК ЧИЧКА»
Ю. Александрова, «НВС» Что любят дети? Вопрос, конечно, непростой, а, значит, и однозначного ответа на него не бывает. Но, если говорить о чтении, можно с уверенностью утверждать что дети, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, любят книжки, во-первых, яркие, красочные, которые приятно не только читать (что касается ребятни постарше), но и просто с удовольствием перелистывать (это дело обожает малышня). Во-вторых, звучные стишки, которые, как считалочку, можно повторять без конца. А еще рисовать прямо на страницах понравившегося «произведения» (проверено на собственном опыте дочка, когда была маленькой, все время порывалась, несмотря на возражения взрослых, раскрасить любимых героев). Словом, идеальный вариант как для развития детей, так и для настроения не просто книжка-раскраска с милыми мордашками зверят, но еще и стихи на каждой странице. Все эти качества (и еще много других достоинств) сочетает в себе книга Б. Тучина «Лягушонок Чичка», вышедшая в издательстве «Параллель», с прекрасными иллюстрациями новосибирской художницы Натальи Яковлевой. Борис Тучин член Союза журналистов, врач, литератор, педагог, хорошо известен читателям нашего города. Он много лет работает в средствах массовой информации, является автором шестнадцати книг, наиболее значимые из которых исторические романы «Хроника Томского университета», «Сибирские Афины», документальная повесть «Четвертое измерение»; главные герои этих произведений деятели высшего образования и науки в Сибири в период их становления и развития. Правда, в роли детского писателя Борис Иосифович выступает впервые. И вполне удачно! Герои книги лягушонок Чичка, «близнецы в семействе Кролов» Стюрк и Цвирк танцуют, веселятся, играют в прятки, ходят в цирк и «любят хлопья с молоком» совсем как малыши-дошколята. Известно, что дети часто идентифицируют себя с понравившимися персонажами, любят «узнавать себя» в них, а значит, здесь присутствует и воспитательный элемент (« Чичке чистым быть охота,/ Чичка моется в реке» или «Вовсе я не скучный./ Просто я послушный »). Уместны и литературные приемы, в частности, широко используемая аллитерация повторение однородных согласных звуков («Бабочки, как птички,/ Крылышки, как пламя./ Подлетают к Чичке:/ Потанцуем с нами» или «В путь выходит эта крошка,/ без мешочка, налегке,/ в позолоченных сапожках/ и зеленом колпачке»). Сочетания шипящих «чк», «шк», «жк» делают ритм стишка прямо-таки «считалочным» (ведь и в этом слове есть «чк»), наверняка детишки будут охотно заучивать эти веселые строки. Придает звучность и ассонанс повторение однородных гласных. «Ветерок качает/тонкие травинки./ Чичка надевает/ новые ботинки» словно и правда дует, веет ветерок, шевеля траву. А возникает этот эффект за счет использования в строфах звуков «и» и «е», имитирующих легкое дуновение. Ритмичность достигается также за счет анафоры повторения одного и того же слова в начале нескольких стихотворных строф. Вот, например, история про «близнецов-Кролов». Как не перепутать малышей, « и когда гулять зовут их,/ и когда зовут за стол их,/ и когда играют в прятки,/ и когда лежат в кроватке». Ну и, конечно, стоит упомянуть о вкладыше-раскраске в середине книги вот где ребята могут дать волю художественной фантазии. Так что же любят дети? Дети любят хорошие книги. Фото В. Новикова
стр. 16 |