«Наука в Сибири»
№ 48 (2833)
8 декабря 2011 г.

КОСМОНАВТИКА И АСТРОАРХЕОЛОГИЯ

Истоки протонаук и звёздных религий в древних культурах Сибири.

В.Е. Ларичев, доктор исторических наук,
главный научный сотрудник сектора теоретической археологии
и информатики ИАЭТ СО РАН

Телескопы нацеливают в Небо

Иллюстрация
Астрофизический центр на Ключ-Камышенском плато в Новосибирске.

На Ключ-Камышенском плато под Новосибирском завершается строительство астрофизического комплекса с увенчанными куполами зданиями астрономической обсерватории и планетария. Немного осталось ждать горожанам столицы Сибири и обитателям всей западносибирской округи, когда можно будет легко, с комфортной вольготностью, а главное, без опасений не вернуться из таинственной в непонятности «Страны невозврата» наших далёких предков, с Неба, совершить путешествие по любому в необъятных просторах Вселенной маршруту: побывать на Луне, на какой угодно душе планете и даже, при желании, долететь до непостижимого уму «края» — до квазаров Галактик времени зарождения Мироздания и подсмотреть как и кем оно «творилось».

По слухам, при планетарии создадут со временем музей истории астрономии и космонавтики. На стендах его устроители грандиозного научно-образовательного комплекса города предполагают, в частности, разместить уникальное — документы первых проблесков интереса древних людей к Небу, загорающимся там, в темени ночи, «огонькам», зодиакальным звёздам и загадочно блуждающим на фоне их Луне и планетам. Но вопрос, найдётся ли на витринах место экспонатам, которые подтвердят мировоззренческое, обращённое к Небу любопытство не только творцов первых в Старом Свете цивилизаций — многоумных в учёности греков, египтян, шумеров, вавилонян, индоариев и китайцев, а и тех, кто многие тысячелетия назад начал освоение «Гипербореи», приполярных окраин Евразии, Сибири?

«Поехали!»
Космические полёты в мыслях и наяву

Когда в начале второй половины прошлого века Советский Союз запустил в космос первый искусственный спутник Земли, а затем Ю. А. Гагарин совершил первый облёт колыбели человечества, то невольно, сам по себе, возник и настоятельно потребовал ответа давно интригующий историков науки вопрос — в какие глубины веков (или, быть может, тысячелетий?) уходит, кажется, фантастическая в несбыточности мечта мыслящего существа побывать в мире, доступном лишь глазам его?

Услужливая память тех, кого не миновало счастье учиться в школе, из которой просветитель современного юношества Фурсенко ещё не изгнал за ненадобностью астрономию, самую мировоззренческую из наук, тут же подскажет: желание это отражено в греческом мифе об Икаре и его трагическом полёте к Солнцу, опалившем его крылья, и в сказании, записанном клинописью на четырёхтысячелетней давности глиняной табличке, о странствии некоего смельчака в Небо до высот, откуда «Земля виделась крохотным диском, похожим на Луну». Что касается «гиперборейцев», коренных народов Сибири, то жрецы их, шаманы, прямые наследники интеллектуалов древних культур Севера, погрузив себя в транс, не испытывали затруднений в путешествиях по всем мирам Вселенной от бездонной пропасти Преисподней внизу до вершины её, Полярной звезды, обители высшего ранга божества, вокруг которого вращается всё сущее Поднебесной.

Иллюстрация
Луноход-1.

Иллюстрация
След Н. Армстронга на Луне.

Затем, когда после торжествующего русского «Поехали!» начался прямой штурм Луны с высадкой лунохода, а потом стартовала программа «Аполлон» с целью доставки землян на поверхность ночного светила, то НАСА, космическое агентство США, озаботилось, помимо прочего, просветительством — подготовкой к изданию «неформатной» для серьёзного ведомства книги. На страницах её журналисту и писателю А. Маршаку предложили доходчиво изложить историю о том, как человек продвигался к исполнению своей вековечной мечты побывать на Луне. К удивлению автора, такая задача оказалась не столь лёгкой, как ему представлялось сначала.

Иллюстрация
А. Маршак, основоположник астроархеологии древнекаменного века в Европе.

Письменные источники первых протоцивилизаций Средиземноморья и Ближнего Востока, в которых содержались сведения по астрономии и системам счисления времени по Луне, озадачили его высоким уровнем знаний по части того и другого. Этот факт подталкивал к мысли о каком-то неоправданно стремительном овладении такими познаниями, чего в головоломной сложности астрономии просто не могло быть по определению. Но, значит, они стали накапливаться значительно раньше, на стадии дописьменной истории? А. Маршаку удалось, в конечном счёте выявить такие документы. Как выяснилось, первые числовые знаковые «тексты» временных лунных циклов начали люди древнекаменного века. То были охотники на мамонтов и шерстистых носорогов ледниковой эпохи Европы, отстоящей от современности, по меньшей мере, на 12–15 000 лет.

Когда «поехали» в Сибири?

Это выдающееся в археологии открытие породило новую отрасль науки и первобытности — астроархеологию палеолита. Оно означало следующее: корни протоцивилизаций с их великими достижениями нужно отыскивать в глубинах тысячелетий «дикости и варварства», начала становления культур первых Homo sapiens. Следовательно, требовали уточнения крылатые слова астронавта Нейла Армстронга, оценившего свой самый первый, короткий, с предосторожностями сделанный на поверхности Луны шажок как гигантский, космической длины прыжок в развитии человечества. Это фундаментальной значимости прорыв в изучении Природы начался не теперь, а тогда, когда предку впервые пришла в голову мысль начертать на пластине из бивня мамонта числа ритмов перемен фаз Луны для закрепления их в памяти и передачи замеченного сородичам и потомкам.

Иллюстрация
Костяная пластина, обнаруженная при раскопках грота Бланшар (Франция, Дордонь). На поверхности её выгравирована знаковая «запись» лунных фаз. Это изделие датируется временем около 30 тыс. лет от наших дней.

А как обстояло по этой части в Сибири, территории которой первые Homo sapiens начали осваивать около 40–45000 лет назад? Отставали они или нет от своих собратьев в Европе в знаниях астрономии и умении отсчитывать время? Ведь Сибирь, по всеобщему мнению, самая дальняя окраина, глухой угол цивилизованного мира, где едва ли можно надеяться открыть что-либо существенное по части небесной науки.

Опровергают это расхожее мнение европейского обывателя исследования единственного в Сибири подразделения археологической теории и информатики Института археологии и этнографии СО РАН. Они, отыскивая ответ на этот вопрос, провели недавно конференцию, полевой семинар и опубликовали сборник статей под названием «Астроархеология — естественно-научный инструмент познания протонауки и астральных религий жречества древних культур Хакасии».

Иллюстрация

А о чём идёт речь в издании, изложу в следующем очерке, посвящённом русскому космонавту Георгию Михайловичу Гречко. Он побывал в Академгородке и коварно задал астроархеологу вопрос о роли древних сибиряков в познании Неба, а затем, утоляя своё любопытство, побывал на месте его работ — в Хакасии.

стр. 14