«Наука в Сибири»
№ 50 (2885)
28 декабря 2012 г.

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА

В.Е. Накоряков, академик

Иллюстрация

Последнее время мне приходилось много раз выступать и говорить про развитие энергетики, промышленности и о других материальных сферах нашей жизни. Однако вспомню, что знаменитые философы последнего столетия — Шопенгауэр, Шпенглер, Вебер, Ясперс, Тойнби и многие другие заложили основу теории цивилизации, теорию развития культур — в самом широком смысле этого слова.

Меня при первом же знакомстве потрясла и привела в восторг система представления об эволюции человечества Карла Ясперса. Быстрое становление и развитие человеческого общества Ясперс обосновывает развитием культур, а не производительных сил, как мы к этому привыкли. Он ввёл в оборот термин «осевое время» и точкой отсчёта взял время воскресения Христа. Появилось положительное и отрицательное время: время до нашей эры и время нашей эры.

Основное время зарождения культур — это время примерно от десяти тысяч лет до нашей эры. Главным толчком рождения всех культур стал переход от язычества — веры в силы природы, многобожия, к представлениям о едином боге. Несколько религий родилось на берегах Средиземного моря, на Аравийском полуострове, в Северной Африке. Основной, объединяющий их свод законов, псалмов, легенд — это Ветхий завет, вошедший в Библию. Позже зародился ислам с Мохаммедом, или Магометом. На территории Индии родились буддизм, вишнуизм, индуизм, в Тибете — ламаизм, в Китае — конфуцианство и несколько религий Дао, в Японии — синтоизм.

В соответствии с духом культур начали развиваться и наука, изобразительное искусство, архитектура. Появились великие скульпторы, изображающие богов. Самой древней из религий оказалось огнепоклонничество во главе с Заратустрой. В религии Ветхого завета значительную роль играло материальное начало. Жрецы и проповедники вникали в дела и устройство государства, участвовали в подготовке и даже в ведении войны, занимались наукой. В древнем Египте во времена великих фараонов Рамзесов были попытки ограничить власть жрецов, которые по существу руководили всем хозяйством страны и армией, но это удавалось с большим трудом. Вера людей в богов была бесконечна. Богов было множество, наравне со своими признавались даже боги Финикии, Ассирии и других народов.

Музыка как элемент культуры была необходимой частью в обрядах, воинских походах, преподавании и повседневной жизни народов. В связи с религиозными обрядами развивалось искусство танца во всех религиях. Музыка входила и входит до сих пор как основной элемент в конфуцианство. Скульптуры богов, украшения гробниц, храмов отражались на развитии изобразительного искусства. От наскальной живописи человечество быстро переходило к изображению образов богов на стенах гробниц и храмов, где сочеталось с описанием жизни в загробном мире.

Бурно развивалась религиозная литература и вслед за ней поэзия, берущая начало в религиозных песнопениях. Культуры определяли и материальное развитие. Культура Ветхого завета в материальной основе базировалась на эксплуатации рабов с завоёванных территорий, строительстве каналов для орошения пустынь, строительстве мостов, храмов, водопроводов, производстве металлов, стекла.

Гораздо меньшее внимание материальной стороне жизни уделялось на территориях Индии, Тибета, Ассирии, Леванта. В Индии самопознание, осознание глубины времени и пространства при минимальной физической деятельности генерировало поколение святых, проводящих время в неподвижном сидении в глубоком напряжении мысли с целью трансферта духа в антимир. Лишь вторжение Великобритании дало толчок к развитию народного хозяйства Индии, хотя, конечно, строительство храмов, городов, торговля, шелководство, выращивание риса развивалось и во время до Рождества Христова. Во всех без исключения странах влияние культуры на темпы развития материального производства были громадны.

Всю предысторию человечества можно чудесным образом понять и осознать из двух замечательных книг великого немецкого писателя Томаса Манна «Иосиф и его братья» и польского писателя Болеслава Пруса с его романом «Фараон». Даже только эти две книги, хотя ещё есть десятки других произведений, дают полное понимание эволюции человечества в это осевое время и проникновение в суть философских течений, объясняющих философию человечества.

Дальнейшую, после Рождества Христова, культуру Ясперс прочно связывает с эволюцией религии, науки, культуры и философии, выделившуюся уже в отдельное направление эволюции человеческого духа.

Резкий уход от духовности к грубому материализму большинство философов современности объясняют упадком культуры, преобладанием стремления к удовлетворению материальных потребностей. В России это выглядит особенно мрачно и тоскливо.

Большинство моих студентов и аспирантов не помнят ни Пушкина, ни Толстого, ни Достоевского, ни Гоголя, а один из них на вопрос, кто написал повести Белкина, без колебаний ответил: «Белкин». Интерес к чтению — минимален. Люди не знают историю царствующих домов России, не знают, когда династия Рюриковичей сменилась династией Романовых, хронологию царств. Мало кто даст характеристику литературе, музыке, изобразительному искусству по оси времени после Рождества Христова. Это делает недоступным для большинства людей понимание творчества художников Возрождения. Это создаёт преувеличенно восторженное преклонение перед импрессионизмом, в то время как, несомненно, Рембрант, Брейгель гораздо глубже погружают нас в понимание мира и вызывают более глубокие ассоциации. Я лично болезненно люблю Ван Гога, но одновременно понимаю, что это продукт полуразрушенного тяжелой болезнью сознания, что говорит о нездоровье нашей эпохи.

Любой вид искусства, например, изобразительного, при попытках глубокого восприятия вместо категорического отрицания заставляет думать. Но глубокое проникновение в суть любого явления любого вида искусства невозможно без хорошего культурного образования, в которое, конечно, входит пристальное изучение истории человечества, истории религии, истории культур, начиная с первых классов школы. Получив прекрасную подготовку в школе по физике, математике, я негодовал, когда физика не была включена в список предметов для обязательного изучения. Сейчас я считаю, что в школе достаточно давать лишь основы физики, а максимальное время следует отдавать преподаванию истории, непрерывно связанному с преподаванием литературы. В курсы истории должна быть включена история культур, и всемирной истории должно уделяться не меньшее внимание, чем истории России. Объём знаний, полученных по истории в то время, когда я учился, ограничился по существу историей развития коммунистических-социалистических идей и всех съездов партии, а также изучением конституции Советского Союза. В результате из меня получился бы, если бы не было культурного достатка, классический советский интеллигент, из числа тех, кого Солженицын метко назвал «образованцами». Мы не знали не только историю страны и мира, но и семейную генеалогию, в то время как каждый китаец и сейчас, несмотря на коммунистический террор времен культурной революции, знает не менее 20 своих предков. Они знают и чтут своих предков предыдущую сотню лет. То же самое и в мусульманском мире, и в мире католическом.

Есть прекрасное грузинское изречение: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». То же произошло и в России. Может быть, стоит подумать о возврате к системе гимназий и реальных училищ? Необходима полная революция в нашем школьном образовании. Усиленное преподавание истории, преподавание физики и математики на основе оригиналов и связанное с именами великих учёных облегчит образовательный процесс и даст каждому из нас точку опоры в быстротекущем и меняющемся мире. Как было бы хорошо, если бы наши руководители, чиновничество и сильные мира сего, такие как финансовые магнаты, осознали это, активизировав благотворительность в направлении школ, союзов музыкантов, художников, писателей и журналистов! Наша жизнь была бы гораздо интереснее. Наше «виповское» общество, наш бомонд, безусловно, обогатился бы пониманием необходимости быстрого культурного подъёма и роста духовного начала в жизни, в том числе и в так называемой элитной части общества.

стр. 12