«Наука в Сибири»
№ 50 (2486)
24 декабря 2004 г.

КНИГА КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Деревни старообрядцев, книги XVII-XVIII веков, священные тексты… Звучит завораживающе. Возможность прикоснуться ко всему этому есть у студентов отделения филологии гуманитарного факультета НГУ во время ежегодных экспедиций. О работе, проведенной летом 2004 года, рассказывает кандидат филологических наук, доцент Владимир Николаевич АЛЕКСЕЕВ.

Иллюстрация

Экспедиции для поиска древних книг мы проводим уже 39 лет. Постоянно истощая запасы старых книг в Сибири, мы естественным образом находим все меньше и меньше литературных памятников. Этот год был достаточно удачным — мы привезли около полутора десятков книг рубежа XVI-XVII веков, есть несколько экземпляров XVIII века. Они интересны тем, что восполняют наше представление о духовной культуре людей, которые осваивали территорию востока России.

Состав экспедиций достаточно стабилен: со стороны Академии наук участвует ГПНТБ (хранитель книг), а также НГУ, который обеспечивает экспедиции молодыми заинтересованными активными людьми — студентами и аспирантами. Студенты могут ездить с нами уже после первого курса — в том случае, если они проявили определенные способности, интерес. Это практическая часть работы, которая потом может оказаться темой дипломного сочинения, диссертации.

Работаем мы в Кемеровской и Тюменской областях, Красноярском крае, на Дальнем Востоке.

Иллюстрация

Что такое в принципе книга? Книга, как мне кажется, наиболее концентрированное, наиболее яркое воплощение той духовной культуры, которая присуща людям, имеющим эту книгу. У нас появляется возможность воссоздать картину духовной культуры людей, которые осваивали территории и несли современный им уровень духовной культуры. Сибирь сумела сохранить те реликты средневековой русской культуры, которые в центральных областях давно уже исчезли.

Методика нашей работы очень сложна. Единственная часть населения Сибири, которая до сих пор пользуется древними книгами, — старообрядцы. Это необычайно закрытая группа, поэтому в первую очередь надо найти с ними общий язык. Мы сталкиваемся с людьми, которые с XVII века находятся в русском государстве на положении гонимых, преследуемых. Нам нужно получить от них то, что составляет самую большую духовную ценность — а она гораздо выше любой материальной.

Старообрядчество — религиозная конфессия, фактически лишенная священства. Еще при Никоне была выработана абсолютно безотказная политика в отношении старообрядчества: в первую очередь избавлялись от тех людей, которые могли рукополагать священников — епископов и митрополитов. Во многом роль духовного наставника для старообрядцев стали выполнять книги — те, что еще не были исправлены в середине XVII века. Отсюда проистекает два важных факта. С одной стороны, книга для старообрядца — это совершенно особая священная субстанция, являющаяся основой ведения церковной службы, которую, оказывается, можно отправлять и без священства — будучи грамотным человеком в соответствии с теми канонами, которые были провозглашены до книжной справы. С другой стороны, если вы имеете дело с грамотным старообрядцем, то вы вправе предполагать наличие у него книг старше середины XVII века. Если б не одно «но»: старообрядцы, будучи довольно активными людьми, еще с середины XVIII века начали искать и осуществлять возможности собственного печатания книг.

Увидеть старые книги старообрядцев, что-то из них получить — архисложная задача. Надо быть достаточно чутким человеком. Надо обладать не только знаниями, но и моральными принципами, сходными с теми, что исповедуют люди, к которым вы идете.

В этом году мы не привезли интересных рукописных книг, зато у нас появились замечательные старопечатные книги. Например, мы сумели получить три экземпляра редчайшего издания 20-х годов XVII века Московского печатного двора, которые были выпущены Иосифом Кирилловым. Известны только те его книги, которые мы получили в этом году, то есть три тома Месячных Миней. Минеи — книга, в которой излагается весь ход церковной службы на каждый день данного месяца. Полный комплект этих Миней должен составлять 12-томное издание. Кириллов выпустил три тома. Это шедевр полиграфического искусства начала XVII века: в отличие от всех известных изданий подобного рода, они изданы в четвертую долю листа (обычно их печатали в два раза больше). Для них Кириллов сделал специальные шрифты — необычайно изящные, красивые, четкие. Напечатаны Минеи на прекрасной бумаге, которую выписывали специально для этого издания. Тот факт, что мы находим эти книги в Сибири, да еще в таком полном комплекте, говорит о том, что сибиряки в XVII веке понимали толк в книгах.

Доступ к нашим находкам имеют в основном специалисты, хотя мы постоянно устраиваем выставки для всех желающих. В последние годы мы активно работаем над оцифровыванием нашей коллекции — в том числе, чтобы сделать ее более доступной для неспециалистов. Мы делаем электронные копии по собственной технологии. Смысл в том, что мы не стремимся сделать полнотекстовые электронные варианты книжных памятников, а, создавая базу графических файлов, стараемся приблизить поисковые возможности по этой базе к возможностям полнотекстового документа.

Записала
Дарья Бехтенева,
НГУ.

стр. 10