«Наука в Сибири» ТРИ ВОПРОСА
|
В канун праздника редакция «НВС» провела среди учёных Сибирского отделения — обладателей высоких спортивных званий и достижений — блиц-опрос. Всем своим собеседникам мы задавали три одних и те же вопроса:
1. Помните ли вы своего первого наставника в спорте? Расскажите о нём.
2. Помогли ли вам занятия спортом в повседневной работе и критических ситуациях в жизни?
3. Как вы оцениваете состояние массовой физической культуры и спорта в стране в целом и в Академгородке в частности?
Полагаем, что получившийся в результате срез общественного мнения будет интересен нашим читателям.
В. М. Фомин, академик, заместитель председателя СО РАН, директор ИТПМ им. С. А. Христиановича СО РАН, мастер спорта СССР по гребле на байдарке:
1. Самого первого тренера уже и не вспомню. Да, в общем, он нас и не тренировал — просто давал покататься на лодке и смотрел, чтобы мы не утонули. С этого всё начиналось.
Настоящим же моим наставником в спорте был Михаил Фёдорович, доцент кафедры физкультуры Казанского государственного университета. У нас в Казанском университете гребля была очень хорошо поставлена, и стать чемпионом университета по гребле на байдарке было ничуть не проще, чем выиграть первенство России. У нас были чемпионы Советского Союза, чемпионы Европы и т.д.
2. Да, помогли. Помогли тем, что, вообще говоря, никогда не надо сдаваться. Надо бороться так, как делают канадцы, когда играют с кем бы то ни было в хоккей. Сила воли нужна в любой работе. Она и в науке нужна. Даже безнадёжная задача, если не отступать и не сдаваться, всё равно будет решена. Может быть, не в том объёме, как хотелось, но в каком-то приближении. Так что спорт многому научил.
3. Большой спорт — это отдельный разговор. Но без массовой физкультуры он не может существовать. Сейчас мы стали жить немного по-другому, под открытым небом, как мы в детстве, вряд ли кто захочет тренироваться. Должно быть больше крытых бассейнов, футбольных полей, хоккейных коробок и пр., чтобы человек мог туда прийти, заплатить небольшую денежку, если нужно, а лучше бы и не платить, и там заниматься. Меньше мальчишки и девчонки будут по улице болтаться. А уже потом из них нужно разглядеть того, который особенно талантлив. Мастером спорта, хотя, может быть, и не в любом виде, человек может стать всегда, если будет усиленно заниматься. А чтобы стать олимпийским чемпионом, требуется особый талант. Нужно быть гением своего дела. Другой вопрос, кем эти выдающиеся спортсмены станут потом, после того, как были чемпионами. Это большой и сложный вопрос. И для государства, и для спортсмена лично.
Радует, что в последнее время в Академгородке опять появляется много молодых ребят на лыжне. Когда проходит «Лыжня России», на лыжной базе даже машину приткнуть негде. Если наш мэр выполнит своё обещание восстановить освещённую трассу, будет просто замечательно.
П. А. Калантаев, кандидат технических наук, ИВМиМГ СО РАН, мастер спорта СССР по тяжёлой атлетике, чемпион мира среди ветеранов:
1. Я жил в Казахстане, на станции Атбасар Целиноградской области, и спортом начал заниматься в школьной секции лёгкой атлетики. Но в нашей школе была штанга. Тренер по лёгкой атлетике давал нам задания, и мы её поднимали. Так и увлёкся. У меня был дружок немного постарше, Валерий Коржов, он мне и говорит: «Знаешь, Петя, у нас секция тяжёлой атлетики есть, ты туда приходи с осени». И в
Потом, когда я попал на службу в армию в Хабаровск, моим тренером стал Василий Иосифович Каплунов. Он был чемпионом мира в лёгком весе 1962 года, серебряным призёром Олимпийских игр в Токио. Я у него тренировался с 1968 года в СКА Хабаровск. Во всём, кроме рывка, превышал нормативы мастера спорта, был призёром Вооружённых Сил среди молодёжи. Меня даже приглашали на первом году службы в ЦСКА. Но я решил тогда остаться служить на Дальнем Востоке.
А в дальнейшем здесь, в Академгородке, когда я после армии решил вернуться в университет, моим тренером был Александр Егорович Михайлов, царствие ему небесное. Он был основателем тяжёлой атлетики в Академгородке, и очень хорошим тренером. Мастеров мало было в Новосибирске на тот момент, а он сумел подготовить троих в команде университета. Я стал мастером спорта в 1974 году, на
А потом я вернулся в ветеранский спорт, опять в тяжёлую атлетику, и уже пять лет выступаю на соревнованиях. Каждый год разные достижения были — от чемпиона России до чемпиона мира в прошлом году. У меня был рекорд России среди ветеранов в возрастной группе
2. Что мне дал спорт? Скажу в двух словах. Есть такое понятие — морально-волевые качества спортсмена. Они и вообще в жизни для человека важны. Причём у тех, у кого морально-волевые качества присутствуют, у тех и связки хорошие, и суставы крепкие — то, что прежде всего предохраняет от травм. Крепкая нервная система этому как-то способствует.
Некоторые спрашивают о какой-то особой методике тренировок. Отвечаю — главное, чтобы голова была хорошая. Для нас, представителей научного сообщества, наверное, в этом всё и дело. Кто умеет свои силы распределить, тот хорошо делает это и в жизни, и в науке.
3. Поскольку у нас в стране случилось то, что случилось 20 лет назад, я бы сказал, что нас может спасти в спорте только многоукладный подход. У нас сейчас коммерциализация все щели забила. Теперь нам нужно в эту систему возвращать другой элемент — элемент того социалистического уклада, который у нас давал хорошие результаты и в области спорта. Пусть бизнес существует, но я просто уверен, что нужно возвращать элементы социализма. Ничто другое не поможет.
Сейчас сформировалась уже такая технология — вы можете не заниматься массовой подготовкой спортсменов, а как зёрнышки выклёвывать их отовсюду, выбирать наиболее талантливых и только им посвящать время, а остальных игнорировать. Кроме ранней специализации, много средств вкладывается в спортивную медицину. Вот если вы это обеспечите, то и получите результат.
А другой путь — натуральный, из массового спорта. Только в массовом спорте вырастает нормальная конкуренция.
В тяжёлой атлетике самостоятельно даже до
В университете был у нас единственный в Академгородке специализированный зал по тяжёлой атлетике. Сейчас великолепные шесть помостов заставлены качковыми приспособлениями, и штангистам там тренироваться негде, а раньше всем места хватало. Между тем, для качковых секций ни квалифицированных тренров, ни специализированных помостов не нужно.
Без организационных усилий ничего не сдвинется. Я нашёл тренера, специалиста по тяжёлой атлетике с высшим образованием, он готов работать с
Ветеранов тяжёлой атлетики в Академгородке человек пять. Проводим соревнования, которые получили статус неофициального первенства Новосибирской области среди ветеранов, на базе Универсального спортивного комплекса СО РАН. Штангу там можно бросать только условно. Мы особо и не бросаем. Сейчас в подвале освободили помещение, куда можно переместиться и помост организовать. Обещали на это средства выделить по линии Управления делами. Не знаю, сдвинется ли дело к осени.
Г. Н. Аношин, доктор геолого-минералогических наук, ИГМ
им. В. С. Соболева СО РАН, мастер спорта СССР по шахматам, двухкратный чемпион мира среди студентов
1. Всегда помню 1951 год, город Орёл, и Виктора Михайловича Калашникова, который вёл шахматный кружок. В шахматы я пришёл из футбола и хоккея с мячом.
2. В моей жизни всегда были учёба, спорт, работа. Работа преобладает. В критических ситуациях приходится моментально принимать эффективные решения. Занятия шахматами развивают эти качества.
3. Я одобряю работу Совета ветеранов спорта и поддерживаю их в стремлении, чтобы подрастающее поколение имело возможность, как мы в далёком детстве, заниматься любым видом спорта. Хотелось бы также видеть более благожелательное отношение к спорту со стороны руководства СО РАН и района.
А. В. Сычёв, доктор физико-математических наук, Институт математики им. С. Л. Соболева СО РАН, международный мастер ИКЧФ, чемпион Европы по заочной шахматной игре, президент Шахматного клуба СО РАН:
1. С шахматами я познакомился по теперешним меркам крайне поздно — в 18 лет. Тренеров-наставников никогда не было. Зато много дали мне хорошие шахматные книги и самостоятельная аналитическая работа. Примерами для подражания были и остаются чемпионы мира Александр Алехин и Анатолий Карпов.
2. Шахматы мне вряд ли что дали полезного для научной работы. Иногда даже мешали, так как отвлекали и чересчур захватывали. А вот в воспитательном отношении, думаю, принесли немалую пользу. Они приучают к объективности, ответственности, развивают бойцовские качества, что для жизни немаловажно.
3. Состояние спорта в стране в целом считаю неудовлетворительным. Ведь по большому счёту главное назначение спорта — оздоровление людей. Этому ранее служили массовые физкультура и спорт. Сегодня же массовость спорта порушена, целью стали различные титулы и чемпионские звания. Но откуда им взяться, если их живительным источником является именно массовость. Отсюда и продолжающееся ныне падение уровня спортивных достижений страны на мировой арене. Порочна и повсеместная ориентация на зарубежных игроков и тренеров. О каких патриотических стимулах может идти речь, если приглашённые за баснословные гонорары закордонные тренеры даже не удосуживаются овладеть русским языком? Показательна в этом отношении история с тренером футбольной сборной страны Диком Адвокатом.
Неудивительно, что эти проблемы типичны для спорта в нашем Новосибирском научном центре. Возьмём хотя бы лыжи. Какие идеальные условия для занятия этим видом спорта в Академгородке! Однако, как правило, в дни, когда нет официальных соревнований, лыжная трасса практически пуста — лишь изредка передвигаются по ней одинокие фигуры, преимущественно пожилых энтузиасток. А то она и совсем не проложена.
В. В. Соколов, кандидат химических наук, ИНХ им. А. В. Николаева СО РАН, учредитель Кубка им. А. Тульского по лыжным гонкам:
1. Моим первым учителем по физкультуре во время учёбы в Солигаличской средней школе с
В школе был хороший спортзал, достаточное количество гимнастических снарядов. Кроме уроков физкультуры, ходил заниматься в секцию гимнастики. В те годы
Побежалось на лыжах только в
К спорту привлекала и улица. Ходили смотреть как играют старшеклассники в волейбол, была сильная школьная команда. Позднее те же лица, но уже студенты, в летние каникулы вновь привлекали внимание своей игрой. Как-то зимой в городе появился лыжник в морской форме, было приятно смотреть не его технику скольжения, завидовали его лыжному инвентарю. В те времена действовало также общество ОСОАВИАХИМ, учились стрелять, изучали парашют.
Поступив на химфак МГУ в 1953 году, сразу был привлечён лыжниками факультета к тренировкам, и с первого курса уже выступал в команде химиков и по лёгкой атлетике (бег от 800 м до 10 км) и по лыжам. На 1 и 2 курсах были обязательны занятия по физкультуре. Занимался лыжами у Марка Борисовича Пикельнера — старшего преподавателя лыжного отделения, он тренировал наиболее сильных лыжников центральной лыжной секции университета. У него было правило принимать в секцию только с
В секции у каждого лыжника был закрепленный инвентарь получше качеством, чем на специализации с лыжного проката. Вручая лыжи, Марк Борисович говорил, что на них бегал член сборной команды МГУ такой-то. Марк Борисович был фактически моим первым тренером. Позднее, когда в университет пришел Заслуженный мастер спорта и Заслуженный тренер СССР по лыжам Андрей Алексеевич Карпов, много полезного получила и мужская сборная. Тренировки в секции с сильными лыжниками способствовали росту результатов, на
2. Не занимаясь спортом, возможно, достиг бы больших результатов и в учёбе, и в работе в области химии. Но что касается здоровья, работоспособности, формирования характера, то этим только спорту обязан.
3. В современных условиях, по моему убеждению, пока не вернёмся к той системе организации спорта, которая существовала в СССР, массового спорта не будет, поскольку большинство населения не настолько богато, чтобы платить за занятия.
А. А. Томиленко, доктор геолого-минералогических наук, заместитель директора ИГМ
им. В. С. Соболева СО РАН,
1. В спорт пришёл из школьного баскетбола. В НГУ прошел фундаментальную науку под тренерским руководством В. Н. Жеребцова. Получил закалку на всю жизнь и благодарен за это.
2. Занятие баскетболом — это общение, коллективное единение. И, конечно, любой вид спорта, особенно спортивные игры, научили меня принятию моментально быстрого решения. Естественно, спорт научил терпению, совершенствованию. Эти качества способствовали работе в повседневной жизни, выручали и в критических ситуациях. А самое главное — это физическое здоровье.
3. Поскольку я захватил расцвет массового спорта в Академгородке, сравнивая, приходишь к выводу — есть некоторое затишье. У нас в институте благодаря Владимиру Усольцеву регулярно проводятся соревнования, и сотрудники находятся в тонусе массового спорта. В основном необходимо поднимать массовый спорт, особенно — детский.
И. В. Донсков, кандидат физико-математических наук, многократный победитель Академиад по волейболу:
1. Моим первым тренером был отец, Донсков Валентин Григорьевич. Именно он привил мне любовь к этому замечательному виду спорта. С семи лет я бегал на работу к отцу (он работал в строительном тресте «Сибхимстрой» в закрытом городе
Если говорить о профессиональных тренерах, то в моей волейбольной жизни их было три. Первый — Степан Станиславович Наконечный. С 13 лет он поставил мне технику основных приёмов и довёл меня до уровня сборной нашего маленького города. Этот уровень позволил мне сразу попасть в основной состав сборной НГУ в 17 лет, где моим тренером на долгие годы стал неповторимый Владимир Дмитриевич Рева. Про Реву можно говорить много, но главное — он всегда был и остаётся до сих пор профессионалом с большой буквы, преданным волейболу и искренне любящим, отдающим всего себя своим ученикам.
Нельзя не вспомнить и третьего моего тренера — Игоря Диамидовича Краевого, исключительно авторитетного и умелого наставника, под руководством которого мы выигрывали всесоюзные Академиады и другие серьёзные соревнования различных уровней.
2. Если сказать, что волейбол — половина моей жизни, то это не будет преувеличением. И не только потому, что уже больше 50 лет (в свои неполные 59) я играю в эту игру. Эта игра воспитала во мне все самые лучшие и необходимые в жизни качества. Благодаря волейболу я объехал всю страну, познакомился и дружу уже много лет с замечательными людьми. Даже свою жену, с которой живу уже больше 35 лет, я выбрал (или она меня), будучи тренером женской волейбольной команды НГУ, из числа своих воспитанниц-волейболисток.
Для каждого человека очень важным является уверенность в себе, в своих силах и возможностях. И в этом плане именно волейбол не раз помогал мне в разные сложные периоды жизни выходить из состояния депрессии, неуверенности и просто хандры. Когда ты на площадке за счёт техники, тактического мышления и, главное, воли побеждаешь соперника, на равных или даже лучше играешь с более молодыми и мощными игроками, то это показывает, что ты в данный момент можешь многое. А это в свою очередь даёт очень важное во всех сферах твоей жизнедеятельности чувство уверенности в себе и в своём будущем.
3. Глубоко и всесторонне анализировать состояние и причины тех или иных явлений в этой сфере я не готов. Отмечу два момента, которые, на мой взгляд, могли бы помочь оживить и поддержать волейбол в Академгородке.
Во-первых, нужно чтобы соревнования, хотя бы некоторые,
Во-вторых, (или во-первых) нужно поощрять клубное движение. Должны быть устойчивые объединения — команды, которые сохраняют и преумножают традиции своих клубов. Это могут быть учебные заведения, институты, предприятия. А задача администрации района — заботиться об укреплении этих «клубов», поощрять морально и поддерживать материально. Я убеждён, что в спорте, даже профессиональном (не в шоу-бизнесе) важнее всего патриотизм, когда ты играешь за свою команду, и болеют люди за своих, будь то мальчишки, ветераны или мастера. А когда каждый год или ещё чаще команды перетасовываются, то пропадает интерес и у спортсменов, и у зрителей.
Г. П. Митяшин, председатель Совета ветеранов спорта Советского района, Заслуженный ветеран СО РАН:
1. Жив или нет мой первый наставник — тренер и кумир по жизни, инженер-конструктор почтового ящика № 89 Сергей Андрюшенко, капитан сборной по волейболу г. Новосибирска? Вместе мы проживали в заводском общежитии, он собрал нас, молодых, в команду общества «Энергия». Впоследствии я играл в первой сборной команде Сибирского отделения АН СССР — организатором её был Андрей Дерибас, Институт гидродинамики, капитаном — Владимир Потапьев, ИГиГ.
2. Занятие спортом в юношеские годы существенно помогло переносить трудности армейской жизни (служили мы тогда три года), физические нагрузки, такие как марш-бросок в полном вооружении на 15 километров, когда вместо пота на лице выступает белая соль. Поневоле благодаришь судьбу за то, что начал заниматься спортом и более-менее готов физически. Далее, во время учёбы в Омском институте физической культуры и работы руководителем спортуправления СО АН более 20 лет, только спорт помог выдержать высочайшие психологические и физические нагрузки и в жизни, и в работе.
3. Бывший президент РФ Д. А. Медведев не так давно утверждал, что 80 % молодежи физически неполноценны. Мы катастрофически теряем генофонд здорового подрастающего поколения.
Китай, взяв на вооружение систему физического воспитания населения, семимильными шагами обходит все сильнейшие в мире страны — США, Германию, Россию — по массовости занимающихся физической культурой и спортом и результатам высоких спортивных достижений.
Коммерциализация спорта, особенно детского, сократила число занимающихся ориентировочно в пять раз. Только перевод ДЮСШ СО РАН на самоокупаемость сократил количество учащихся в четыре раза (1200 — 300 человек).
Такая же тенденция сокращения заметна в количестве коллективов физкультуры институтов СОРАН.
Как это исправить? Есть слова «нужно» и «необходимо». Кто-то сказал, что новое — это хорошо забытое старое.
Вопросы задавал Ю. Плотников, «НВС»
Фото А. Лаврентьева
стр. 14-15