«Наука в Сибири»
№ 50 (2236)
24 декабря 1999 г.

ЧЕРЕЗ ГОДЫ, ЧЕРЕЗ РАССТОЯНИЯ...

Соб.инф.

20 декабря свое 40-летие отметила Автотранспортная организация Новосибирского научного центра (до 1995 г. называвшаяся Центральной автобазой).

Сорок лет назад быстро развивающейся сибирской академии наук потребовалась такая система жизнеобеспечения хозяйственного механизма, которая позволяла бы проникать в самые отдаленные районы страны, проводить экспедиции, уникальные наблюдения, исследования. Результаты научных исследований во многом зависели от того, как крутятся "колеса науки".

На основании решения Президиума Сибирского отделения в ННЦ была создана автобаза, объединившая под единым руководством весь автотранспорт институтов и учреждений Отделения.

Первоначальное автобаза размещалась в г. Новосибирске по ул. Державина и имела на балансе 290 автомашин различных марок. Первым ее руководителем был П.Васильев; позже, более 20 лет ее возглавлял Н.Климин, и вот уже 15 лет -- А.Крейтов.

С введением в эксплуатацию гаража на 100 легковых автомобилей Центральная автобаза была перемещена в Академгородок, оставив в Новосибирске автоколонну. В дальнейшем автобаза располагалась на четырех площадках: основная территория на ул. Пирогова, 44; легковой парк -- в верхней зоне Академгородка; территория спецтехники; городская автоколонна.

Одной из важнейших задач автобазы являлось обслуживание научных экспедиций. Экспедиции охватывали обширные районы Сибири, в т.ч. Алтай, Якутию, нефтеносные районы Севера, БАМа, а также Дальнего Востока, Средней Азии, Кавказа, Монголии. Отбор водителей, особенно участвующих в экспедициях, проводился тщательно. Подбирали людей коммуникабельных, обладающих профессиональным мастерством, отличным здоровьем, хорошей реакцией, умением принимать самостоятельные решения в экстремальных ситуациях. Таковыми были А.Моргачев, И.Лякишев, Н.Рощупкин, И.Березиков, А.Борисов, В.Риско, В.Александров, Н.Портнов, С.Попов, А.Корнев и многие другие.

Требования современного города: ремонт и содержание дорог, подъездных путей, внутриквартальных проездов, необходимость соблюдения санитарно-гигиенических норм, -- привели к быстрому развитию специальной техники. И хотя сейчас мусоровозы устарели технически и морально, но опыт закрепленных за ними водителей делает срывы выхода на линии редкими. На мусоровозе трудится, например, ровесник АТО по трудовому стажу (40 лет в АТО) Юрий Николаевич Майков. Опытные машинисты А.Агафонов, А.Шестаков, А.Головкин заставляют практически бесперебойно работать давно не обновлявшуюся дорожную технику.

Ремонтная служба автобазы заботится о том, чтобы "колеса АТО" не останавливались из-за технических неисправностей. Много лет трудятся в АТО В.Ющенко, аккумуляторщик, бессменный наставник молодежи, А.Бричков, токарь, виртуозно выполняющий любые токарные работы, В.Шелегин.

За последние годы АТО ННЦ претерпело значительные изменения: сократилось количество закрепленных территорий и автомобилей, уменьшилась численность работающих, редкими стали выезды в научные экспедиции, участие в сельскохозяйственных работах, но принципы и традиции, действующие в коллективе на протяжении 40 лет, помогают ему выстоять в трудные годы перестройки и адаптироваться к новым рыночным условиям.

В начале 90-х годов было восстановлено производство передних крыльев для автомобиля ГАЗ-24, внедрено изготовление передних крыльев УАЗ-469, глушителей ЗИЛ-130, ГАЗ-24, впервые изготовлен своими силами блок шестерен заднего хода КПП УАЗ-469; создана своя ремонтно-строительная бригада, дающая хорошую экономию средств по строительным работам.

Проведена реорганизация ремонтной службы, которая стала не потребляющей, а приносящей доход: сданы в аренду освободившиеся в связи с сокращением парка места для стоянок автомобилей, доход от которых измеряется не одной тысячей рублей; продолжается сотрудничество с объединением "НовосибирскГАЗсервис", непосредственно с Горьковским и Ульяновским автомобильными заводами, "Ленкарзом", другими заводами и регионами страны.

Выполнены основные работы по строительству и монтажу оборудования автозаправочной станции, строительство которой было завершено в 1995 г., что позволило не допустить сбоев в работе транспорта из-за отсутствия топлива.

АТО по-прежнему имеет большие возможности для сохранения стабильного, высококвалифицированного коллектива, делает работу на предприятии привлекательной, несмотря на невысокую зарплату и задержки ее выплат. АТО имеет столовую, в которой обеды и продукты питания отпускаются под заработную плату; медпункт, заведующая которым Л.Монастырева хорошо знает состояние здоровья каждого члена коллектива, умеет вовремя придти на помощь, что особенно важно сейчас, когда к врачу мы стали обращаться в исключительных случаях; баню-сауну; пансионат "Бухта". Жаль только, что отказ Регионального управления Фонда социального страхования компенсировать стоимость путевок в "Бухту" привел к резкому сокращению числа отдыхающих там работников АТО.

* * *

Редакция "НВС" присоединяется к многочисленным поздравлениям в адрес юбиляров, академических автотранспортников, и желает им успехов и добрых дорог!

стр.