«Наука в Сибири»
№ 9 (2544)
3 марта 2006 г.

ОБЛИК ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Сколько в мире профессиональных ученых? Ответ можно найти в интернете, но лучше без хлопот открыть книгу: «…Число профессиональных ученых превосходит 5 млн человек, мировое сообщество вступило в период научно-технической революции». Число внушительное, но что-то не дотягивает до «узаконенных» двух процентов творцов, исходя из численности народонаселения мира. Правда, можно приплюсовать тысячи разноталантливых гуманитариев — вот и получится, возможно, искомый классический процент творческих работников в мировом масштабе.

Галина Шпак, «НВС»

Иллюстрация

Книга, которую я открыла, называется «Концепция современного естествознания» с уточняющим подзаголовком — «Основной курс в вопросах и ответах». Как сказано в аннотации, выбранные вопросы отражают содержание одноименной дисциплины государственного образовательного стандарта нового поколения для всех специальностей высшего образования, в том числе гуманитарных. Но в сумме учебные дисциплины уступают реальной науке. В современной науке около 15 тысяч научных дисциплин, включая так называемые прикладные науки. А если учесть, что научная информация удваивается каждые 10-15 лет, можно представить, какими знаниями должен обладать преподаватель университета, чтобы научить студентов учиться.

Автор «Концепции современного естествознания» Татьяна ДУБНИЩЕВА — доктор физико-математических наук, профессор. Она заведует кафедрой современного естествознания и наукоемких технологий Новосибирской государственной академии экономики и управления. И, к тому же, продолжает работу в Институте физики полупроводников СО РАН. Т. Дубнищева — специалист в области нелинейной оптики и лазерной физики, опубликовала более ста научных статей.

Иллюстрация

В пределах возможного я знакома с работами физика Т. Дубнищевой и не перестаю удивляться ее нестандартному уму исследователя и учителя. Достаточно прочитать оглавление ее энциклопедического труда, пусть определенного по разряду «учебное пособие», и убедиться, сколько вопросов задано самой себе. И тут же даны научно-популярные ответы, чтобы любой другой любознательный человек увидел, прочувствовал, понял многообразие и единство научного знания. Импонирует методологический подход автора, научно-философские, мировоззренческие посылки. В предисловии говорится, что рациональный метод, сформировавшийся в рамках естественных наук, существенно дополняет художественный метод познания действительности. «В результате формируется единая картина мира, некое образно-философское обобщение научных знаний».

Выдвигая, казалось бы, общеизвестный тезис о современном облике естествознания, научной картины мира, отличающейся сложностью рассматриваемых систем, Т. Дубнищева поясняет, что сложные задачи невозможно было решить в «докомпьютерную эру». Но обратите внимание на энергичный ход мысли, сразу выводящий на самую захватывающую проблему, и не только в физике. «Оказалось, что в сложных системах, вдали от точки равновесия, могут возникать из хаоса упорядоченные состояния. Хаос стал выступать созидательным началом, конструктивным и обязательным механизмом эволюции. Явления самоорганизации изучаются теперь в естествознании, экологии, экономике». В книге этой проблеме посвящен раздел «Неравновесные процессы в сложных системах. Самоорганизация материи». Разумеется, изложение дано в популярном жанре вопросов и ответов. Например, как возникает явление самоорганизации в неравновесных системах? Эта сложная задача решалась многими исследователями. Мировую известность получила Брюссельская школа, созданная И. Пригожиным (1917-2003 гг.) лауреатом Нобелевской премии по химии за 1977 год. У нас, в России, издавались и переиздавались его потрясающие книги (в соавторстве с И. Стенгерс) «Порядок из хаоса», «Время, хаос, квант». А физик из Штутгарта  Г. Хакен ввел в научный оборот понятие «синергетика». В своей одноименной книге он пишет: «Я назвал новую дисциплину „синергетикой“ не только потому, что в ней исследуется совместное действие многих элементов систем, но и потому, что для нахождения общих принципов, управляющих самоорганизацией, необходимо кооперирование многих различных дисциплин». В науке стал работать новый метод — синергетический, основанный на идее синтеза. Как поясняет в ответах на вопросы Т. Дубнищева: «Проблема выяснения условий возникновения порядка из хаоса будет решаться уже в XXI веке. По словам известного физика-теоретика Дж. Уиллера, это — задача номер один современной науки». Кстати, синергетический принцип проявляется и в содержании, и в структуре книги Т. Дубнищевой.

Впрочем, еще в донаучном познании мира в мифах постепенно вырисовывается образ Космоса, возникающего из Хаоса. Это строка из первого раздела книги «Концепция современного естествознания». Отмечу, что книга Т. Дубнищевой вышла вторым изданием в 2005 г. в Сибирском университетском издательстве под рубрикой «Университетская серия». Для пытливого ума такая интересная книга — неоценимый подарок. Откройте эту книгу, и поймете, что науки никогда не бывает много. О силе знания в развитии общества высказывался еще до нашей эры гениальный драматург Еврипид: «Мир не хочет, чтобы им управляли плохо».

стр. 12