«Наука в Сибири»
№ 50 (2835)
29 декабря 2011 г.

ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ИСКУССТВА
НА СЛУЖБЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Когда-то В. И. Ленин называл кино важнейшим из искусств. Речь, правда, шла о вполне конкретном периоде времени, когда в России и на национальных окраинах бывшей Российской империи огромная масса людей была элементарно неграмотна. Да и вообще никто не заставляет соглашаться с вождём мирового пролетариата, тем более, что кино как искусство, как мне иногда начинает казаться, уже потихоньку сдаёт позиции Интернету с его возможностью вовлечения пользователей в интерактивное творчество (вопрос о качестве этого творчества оставим за рамками статьи).

М. Горынцева, «НВС»

Как ни относись к утверждению Ленина, следует помнить, что на канал визуального восприятия у человека приходится, по оценкам разных исследователей, до 75–90 % всей информации. Вот почему рано списывать в архив кино как искусство. В частности, оно прекрасно может послужить просветительским и образовательным целям. Например, каналы BBC и Discovery пользуются у части телезрителей большой популярностью потому, что показывают научно-популярные фильмы, в живой форме рассказывающие об исследованиях в различных областях науки, о жизни людей, принадлежащих к малоисследованным культурам, о дикой природе нашей планеты и инопланетных мирах, куда долетели космические аппараты и до которых «дотянулись» наземные приборы.

В советское время кино было эффективным средством популяризации науки, научно-популярные фильмы занимали достойное место рядом с жанрами кино игрового. На рубеже тысячелетий традиция создания просветительских фильмов в России почти угасла, хотя потребность в них существует. Наука не перестала развиваться, даже в самое кризисное для страны время она жила. Часто приходится слышать, что учёные не идут на контакт с «населением», а то и паче того — с налогоплательщиками, и не рассказывают населению, на что расходуют его, населения, платежи. Между тем, у учёных, которые заняты делом и тратят государственные и грантовые деньги на получение результата, просто нет на это времени. Да и дар популяризатора — совершенно особый, не всем он дан. Вот и решают российские учёные эту проблему кто как может.

Однако и в наши дни находятся люди, изыскивающие возможности создавать просветительские и познавательные фильмы. В Сибирском отделении одним из первых к ресурсам научного кинематографа обратился Институт археологии и этнографии. Производство фильмов было доверено видеокомпании «Студия 21» (г.Бердск). Студия работает с 2002 года и специализируется на презентационных, корпоративных, документальных и научно-популярных фильмах, а также обучающей видеопродукции для школ. В фильме о проекте «Школа — науке» (осуществлялся на базе лицея № 130 в 2010 г.) показана и обратная связь — каким образом школа готовит будущих учёных.

Режиссёр «Студии 21» Татьяна Свиридова пишет: «Видеофильм для учебных целей, если он выполнен на профессиональном уровне, позволяет решать много задач... Главным преимуществом такого материала является возможность увидеть своими глазами то, что в обычной жизни увидеть почти невозможно». Иногда невозможно даже просто в силу плотного учебного графика — сложно, например, согласовать экскурсию школьников в научную лабораторию, а сделать такие выходы частыми — вообще нереально. Видеофильмы позволяют эту проблему решить вполне эффективно.

Иллюстрация
На съёмках фильма о старом Бердске (режиссёр Т. Свиридова — крайняя справа).

Точно так же не всегда есть возможность организовать выступление крупного учёного перед учебной аудиторией. Видеолекции дают возможность услышать экспертное мнение по тому или иному вопросу от специалистов в данной области — например, опровергнуть рекламные «страшилки» об убийственных микробах или всевластном кариесе. Исторические фильмы, по мнению Т. В. Свиридовой, могут донести до зрителей (в том числе школьников) не только фактические данные, но и передать дух эпохи через визуальные образы.

Иллюстрация
Оператор в трубе на высоте 80 м.

Начиная с 2008 г. были выпущены такие фильмы исторической тематики как «100 и один год» (о старом Бердске), «Бердск: История. Люди. Судьбы» (9 серий), «Музеи СО РАН: Сибирь в историях», «Археология. В поисках ответов». В настоящий момент в работе студии находятся фильмы о Богучанской археологической экспедиции.

Иллюстрация
На Богучанской ГЭС.

По словам доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника сектора музейных технологий и реставрации ИАЭТ СО РАН А.Ю. Майничевой, целевой аудиторией этих фильмов были, конечно, не профессионалы, а обычные зрители, либо интересующиеся археологией и этнографией, либо те, кого хотелось заинтересовать. Первый упомянутый фильм рассказывает о том, что именно экспонируется в наших музеях, какие задачи они себе ставят. Отразить же археологическую тематику в кино оказалось сложнее. В любой научной деятельности немало рутины, не исключение и археология, причём весь этот повседневный труд на раскопках внешними эффектами не отличается. Также нередко наибольшую научную ценность имеют предметы, на непосвящённый взгляд ничего особенного не представляющие (никакого сравнения с золотом скифов). Тем не менее, как считает Анна Юрьевна, в фильме при помощи находок сибирских археологов удалось показать и рассказать о том, как с помощью определённых методик археология даёт ответы на те или иные вопросы, как учёные приходят к пониманию предназначения различных предметов — для чего они служили, как ими пользовались.

Иллюстрация
В археологической экспедиции в зоне затопления БоГЭС

Фильмы снимались по инициативе научного совета по музеям СО РАН. Одно из направлений финансирования развития музеев — популяризация научных знаний.

— Наши археологи и этнографы приняли участие в работах в зоне затопления Богучанской ГЭС, — рассказывает А. Ю. Майничева. — В планах у нас два фильма: один об археологических находках в этом регионе, другой — об этнографии населения Приангарья в зоне затопления. Это сюжеты о людях, которые сами по себе очень интересны, о деревнях, отстоящих на много километров от цивилизации, о том, как человек живёт в единстве с природой, как созданная в таких условиях культура служит тому, чтобы человек жил максимально благополучно. Естественно, многие кадры уникальны, потому что те места, которые посетили учёные, впоследствии будут затоплены. Там потрясающая природа, но развитие региона без электричества и дорог весьма затруднительно. Ведь в некоторые посёлки невозможно попасть иначе как по воде или воздушным транспортом.

На вопрос о том, нужно ли развивать просветительское и популяризаторское кино, Анна Юрьевна ответила так:

— Кино, о котором мы говорим, помимо своей познавательности, решает и сверхзадачи, будучи всё-таки произведением искусства. Могу сказать, что два фильма, о которых идет речь, не только апеллируют к любознательности, но и оказывают эстетическое воздействие. Мы используем их в беседах с нашими школьниками и студентами: ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, а увидеть художественно выразительный видеоряд, нагруженный смыслом — ещё лучше. Я читала лекции в Сургуте и показала там наши фильмы. После показа студенты сказали мне: «Надо же, как интересно! Мы раньше относились к археологии как к чему-то скучному и не весьма серьёзному, как к занятию для зануд и чудаков. А это совсем не так». Так что в моём случае кино выполнило своё предназначение.

Что ж, видимо, ещё рано списывать в архив «важнейшее из искусств». Нигде не сказано, что просветительская мысль должна быть подана в скучной форме. И в этом отношении с качественно снятыми фильмами пока мало что может конкурировать. Наглядность, динамичность, взвешенная композиция и грамотный монтаж, качественная «картинка» — всё это делает документальное кино просветительского характера очень действенным средством популяризации научных знаний. А это очень актуально в наше время, потому что только знания могут стать на пути распространения мракобесия и лженауки.

стр. 10