«Наука в Сибири» ПРИСЛУШАЙТЕСЬ К ГОЛОСУ РЕКИКаковы бы ни были по размерам и значению естественные водные источники, все они -- часть окружающей среды, которая ждет от нас разумных "правил поведения". И никто не имеет права, выбирая путь наименьшего сопротивления, уничтожать редчайшие природные комплексы. В гармонии с природой жили на берегах Томи когда-то люди: разводили пчел, собирали лекарственные травы... и до сей поры стояли бы крепкие сибирские поселения, если бы не затеяли строительство плотины. В узком ущелье Салтымаковского хребта, которое известно как "Бычье горло", где Томь поворачивает на Север, проектировщики задумали устроить плотину с электростанцией мощностью всего-то в 300 тысяч киловатт. Рисовалась радужная картина: по плотине пойдут поезда, на реке исчезнут мели, население и промышленность будут иметь в достатке воду. Громадой поднялась и стоит давно брошеная плотина... В.МАКАРОВА.
Подготовка к путешествиям начинается задолго до лета, когда ребята готовят снаряжение, совершенствуют физическую подготовку: участвуют в лыжных и пеших походах, соревнованиях по туризму. Так же заранее ученики определяются и с темой своих полевых исследований, изучают литературу и результаты ранее выполненных экспедиционных работ. Каждый новый поход, помимо мониторинговых наблюдений предполагает расширение исследований, рассмотрение на месте экологических проблем. При этом школьники не только констатируют факты экологических просчетов, но и разрабатывают варианты их исправления. ...Ребятам-путешественникам предстало зрелище: серая растрескавшаяся стена, груды ржавеющего металла, одинокий подъемный кран, лозунг "Перестройка -- время смелых решений, активных действий!". Воплощение светлого будущего -- плотина, уничтожившая привычный жизненный уклад, теперь разваливается сама. Вокруг -- заросшие дороги, колодцы без тропинок к ним. Недалеко от плотины ребята повстречали одного из строителей, Александра Васильевича: -- Мы здесь остались как заложники. Живем в тупике. Все растаскивается. Организация, которая занималась строительством, переехала на Петровскую ТЭЦ. Люди остались без работы, полная неопределенность. Если восстанавливать плотину, то надо начинать с нуля. Все позаросло, опять надо вырубать. А сколько людей посрывали с места! На месте деревень -- жуть, пустыри! Когда начиналась плотина, тогда решили строить и цех от Беловского радиозавода и от швейного предприятия. Но за неимением средств все заглохло. Жалко пущенные на ветер деньги... Плотина потихоньку разрушается, а природа приспосабливается: на территории сложилось определенное сообщество. Развелось много щук. Ребята просто сачком подхватывали щурят. Наличие на маршруте экспедиций участков, как обезображенных антропогенным влиянием, так и с почти нетронутой природой дает возможность их сопоставления, что приносит большой образовательный эффект. Работы ребят по сбору образцов почв, воды, коллекций растений и насекомых интересны тем, что здесь это проводится впервые. А ценность исследования подтверждается вниманием ученых кемеровского университета и Российской инженерной академии. Академик Олег Алимов поддержал изыскания отряда школьников и помог разработать программу "Воды Тайдона -- городам Кузбасса". Она предусматривала проведение гидрологических исследований, сбор сведений о санитарном состоянии территории, забор проб воды и оценку ее качества. Осуществляя эту программу, гимназисты доказывают, что решение проблемы водоснабжения, альтернативное созданию гидроузла, найдено.
Таежный приток Томи р. Тайдон покорил ребят своей жизнерадостностью, чудной красотой, изумительно чистой и вкусной водой. Щедрый Тайдон подарил ребятам хариусов, тайменей, налимов, щук. Говорят участники экспедиции: -- По методике японского экоинститута, с помощью шкалы мы определяли кислотность воды. -- О качестве воды можно судить по частой встрече бычков-подкаменщиков. -- Ручейники здесь значительно крупнее, чем в Томи, в 3--4 раза больше размерами. -- У истоков Тайдона мы обнаружили следы жизнедеятельности бобров: не только свежие, но и давние, основательные. -- Есть места произрастания черных тополей. -- В среднем течении реки мы обнаружили колонию гадюк из 15 особей. Здесь же много старых шкур. Руководитель отряда Олег Новиков продолжает: -- Сбор информации по гидрологии совмещается с элементами любительского рыболовства, где с помощью спиннинга и поплавка рассчитывается скорость течения реки, а удочкой промеряется глубина. Приобретению знаний способствует то обстоятельство, что первые результаты наблюдений обсуждаются у костра в дружеской обстановке сотворчества учителя и учащихся. Комплексный подход к изучаемой территории позволяет обратиться за консультациями и методической помощью не только к ученым химического и биологического факультетов КемГУ, что соответствует профилю гимназии, но и к экономистам. Ведь изучая колоссальное воздействие человека на природу, нельзя оставить без внимания причины и следствия этого. Так, с помощью социолога и демографа, школьники осознают, чего могут стоить экологические просчеты, как от бездарно затраченных государственных бюджетных средств пострадала природа и проживающее здесь население. За последние несколько лет в водных экспедициях по рекам Кузбасса под руководством Олега Новикова участвовало более 100 учеников. Такие путешествия способствуют экологическому воспитанию не только их участников, но и взрослого населения Кемеровской области, к которому ребята регулярно обращаются через СМИ. Школьники представляют исследовательские работы на юношеских научных конференциях и конкурсах. Экспедиционные результаты отмечены международным дипломом, первым местом на российском краеведческом фестивале (г.Владивосток), грантом фонда Сороса. Кемеровское областное телевидение показало восемь сюжетов о юных экологах. Я видела несколько, в том числе фильм "Увидеть реку". Результаты исследований школьников доказывают, что вода Тайдона соответствует питьевым стандартам. Ребята тут же это и показывают: зачерпывают и пьют с таким удовольствием! Очень вкусная вода в Тайдоне! (Проект "Детское экологическое движение" поддержан институтом "Открытое общество"). стр. |