«Наука в Сибири»
№ 38-39 (2773-2774)
30 сентября 2010 г.

БАКАЛАВРЫ ИЗ ВКИ

Высший колледж информатики НГУ впервые в своей истории набрал группу бакалавров.

А.И. Валишев, к.ф.-м.н., доцент, директор ВКИ

Хотя колледж и является учебным заведением среднего профессионального образования (СПО), но если обратиться к его истории, можно обнаружить, что специалистов с высшим образованием ВКИ НГУ готовил с 1993 по 2000 гг. на базе технического факультета, входившего в структуру колледжа. В 2000 г. технический факультет был реорганизован в факультет информационных технологий (ФИТ) НГУ. Таким образом, технический факультет и колледж стали «родителями» ФИТа, и слово «высший» в названии нашего учебного заведения имеет историческое корни.

Прогресс, идущий спиральными циклами, через 20 лет привел к возрождению программ подготовки специалистов с высшим образованием. В осуществлении этого проекта удачно сочетались инициативы, исходящие снизу, от учебного заведения, и сверху, от Минобрнауки РФ. Подчеркнем, что ВКИ НГУ с момента своего образования осуществлял многоуровневую, непрерывную модель образования. Молодой человек, поступив по окончании 9-го класса школы в ВКИ, имеет возможность получить последовательно среднее (полное) общее образование (аттестат зрелости), среднее профессиональное образование (диплом техника) и высшее (диплом высшего образования — специалист, бакалавр). Такая модель успешно осуществляется в настоящее время с одной поправкой: высшее образование выпускники колледжа получают в НГУ на ФИТе в сокращенные сроки по единственной специальности «Программирование вычислительной техники и автоматизированных систем».

Всё началось с того, что в 2009 г. Правительство РФ, руководствуясь предложениями Минобрнауки РФ, издало Постановление № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования». Согласно постановлению, подготовка прикладных бакалавров будет осуществляться по заказам конкретных работодателей, отсюда термин «прикладной», либо «практико-ориентированный». Обучение будет осуществляться учреждениями СПО совместно с вузами. Время освоения программ высшего профессионального образования по окончании СПО — 3 года. Кроме того, имеется указание, что образовательные программы, будучи ориентированными на подготовку по запросам работодателей, должны содержать серьезный компонент практического обучения.

К моменту запуска проекта подготовки практико-ориентированных бакалавров были созданы благоприятные обстоятельства, как внешние, так и внутренние. В 2009 г. Министерство образования и науки РФ поддержало грантовую заявку колледжа — «Подготовка практико-ориентированных бакалавров в существующей системе непрерывного образования «колледж — вуз». Существенный учебно-методический материал был создан в процессе исполнения заданий гранта. В рамках проекта на основе взаимодействия с экспертами от предприятий-работодателей был разработан профиль выпускника, в котором отображена относительная важность различных профессиональных компетенций. Исходя из него был создан интегрированный учебный план, учебные программы практически всех специальных и естественно-научных дисциплин, от уровня среднего общего образования (9 кл.) до бакалавриата.

Необходимо отметить, что трёхлетний период обучения на ступени бакалавриата колледж (совместно с университетом) разделил на два этапа. В первый год происходит освоение программ повышенного уровня СПО, в последующие два года изучаются программы собственно бакалавриата. Преимущества данной схемы налицо: повышенный уровень СПО — это другая, более фундаментальная образовательная ступень, по результатам которой выдается диплом СПО повышенного уровня, дающий большие возможности для трудоустройства. Также предусмотрены приемные испытания при зачислении на бакалавриат, которые позволяют отобрать наиболее мотивированных и толковых студентов. Хотелось бы подчеркнуть, что программы повышенного уровня и последующего бакалавриата согласованы должным образом и исчерпывают государственный образовательный стандарт, т.е образовательные программы бакалавриата включают ранее изученные курсы. Участвовать в экзаменах могут только выпускники смежных профильных специальностей повышенного уровня.

Направлением подготовки первой набранной группы бакалавров стала «Информатика и вычислительная техника». Профиль будущих специалистов — «Информационные измерительные и управляющие системы» — определён по признакам востребованности специалистов и образовательных возможностей колледжа. Не секрет, что специалистов в области проектирования, наладки, эксплуатации микропроцессорных устройств в последнее время стало значительно меньше (в отличии от системных и прикладных программистов), в то время как потребность в этих специалистах растет.

Четырнадцать студентов, выдержавших в августе вступительный экзамен, приступили к занятиям по программе бакалавриата. К сожалению, следует отметить, что этим ребятам предстоит самим оплачивать образование, поскольку НГУ не имеет достаточного количества бюджетных мест по этой группе специальностей. Однако и колледж, и университет, понимая, что это направление является стратегически важным, предпринимают все усилия для получения дополнительных бюджетных мест.

Хотелось бы, чтобы Сибирское отделение также более пристально изучило образовательные возможности ВКИ НГУ и увеличило масштабы трудоустройства наших выпускников. Большие надежды у ВКИ НГУ связаны с развивающемся Технопарком. Кроме того, колледж испытывает весьма ощутимую нехватку преподавателей, в особенности «hardware» дисциплин. Темпы и объемы подготовки специалистов этого профиля, по прогнозам, будут интенсивно расти, поэтому потребность в преподавателях существенно увеличится.

Только что состоялось юбилейное заседание Госсовета, на котором обсуждались проблемы профессионального образования. Судя по итоговым документам, Правительство РФ намерено увеличить объемы и темпы подготовки специалистов СПО. Практически в каждом выступлении подчеркивалось, что подготовка специалистов должна осуществляться по заказам работодателей. На самом деле этот принцип действует в ВКИ с момента его образования. Полагаем, что региональными властями будет разработана программа модернизации СПО, и колледж в соответствии со своим потенциалом и достижениями будет занимать в ней лидирующие позиции.

В стратегических планах ВКИ формулировал реализацию на базе колледжа всей образовательной вертикали: «школа — колледж — вуз». Объективные основания для этого имелись всегда. Сильный преподавательский состав, состоящий из сотрудников СО РАН и преподавателей НГУ, и мощный потенциал Сибирского отделения гарантируют высокое качество подготовки специалистов.

Высший колледж информатики, находясь в творческой, интеллектуальной среде СО РАН, НГУ и в целом Академгородка, стал известным в России и за рубежом учебным заведением, благодаря усилиям нескольких поколений преподавателей и сотрудников. Сейчас колледж переживает период обновления, и мы всегда рады видеть в его стенах молодые, пытливые умы!

стр. 15