«Наука в Сибири»
№ 2 (2288)
12 января 2001 г.

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР АРМСТРОНГА

Э.Щеглова.

12 декабря в Доме ученых новосибирского Академгородка отмечали день рождения Луи Армстронга. Старику исполнилось бы 100 лет! И по этому случаю в Большом зале выступил Сибирский диксиленд.

Для тех, "кто в джазе понимает", Армстронг -- это святое. Для "новичков" же концерт "Вспоминая Сэчмо" наверняка открыл новую страницу в мире музыки. Диксиленд играл вещи из золотого фонда джаза: Tiger Reg, When the saints..., Basin Street blues, All of me... И все напомнило нам этого выдающегося джазового трубача, с его особенной манерой пения, в которой сочетаются традиции исполнителей блюза и мелодия самой речи африканцев -- его гортанно-хрипловатый вокал.

Кроме зажигательной музыки Диксиленда, атмосферу вечера определил автор и ведущий программы Вадим Суховерхов, который колоритно воссоздал в зале образ Армстронга, спев ряд песен почти его голосом! Добавить к этому профессиональное исполнение солистки Н.Соболевой и, особенно, трубу А.Гершеновича -- и результат поистине ошеломляющий.

После концерта Борис Балахнин, заслуженный артист России, руководитель Сибирского диксиленда, рассказал мне историю оркестра:

-- То, что играет наш Диксиленд -- традиционная, классическая джазовая музыка. Еще словом "диксиленд" определяется состав оркестра: труба, саксофон, рояль, контрабас или туба... Но, главное, конечно, музыка -- жизнерадостная и легкая. Это -- фундамент, который заложен в основу всего джаза.

-- Как появился ваш Диксиленд?

-- Эта идея пришла мне в голову очень давно. Я несколько лет жил в Германии и бывал на многих джазовых фестивалях. Вернувшись сюда в 1988 году, я собрал музыкантов -- тогда и родился наш Сибирский диксиленд. Почти два года мы готовили программу и с 90-го года начали выступать. Состав оркестра постепенно менялся, но от этого стиль нашей музыки не изменился. Понимаешь, это как в автомобиле: детали могут изнашиваться, но сама машина все равно на ходу, если починить мотор или поменять колеса.

Я очень доволен нынешним составом. Ведь они не только музыканты, они -- актеры, и наши концерты -- не просто музыка, но и целое зрелище.

Вообще, мне кажется, что многие оркестры слишком рафинированные, выхолощенные, что совсем не нужно. Мы берем сам стержень джаза и добавляем к этому свой темперамент, свое чувство музыки, некоторую авантюру. В эту музыку надо вкладывать себя и ничего не надо копировать. Хотя все это, конечно, строится на основе грамотности и отточенного мастерства.

-- А какие у вас планы на 2001 год?

-- О, этот год будет ответственным! В апреле--мае у нас поездка в Америку. Мы едем в Нью-Орлеан, на родину джаза, там будет проходить фестиваль, посвященный 100-летию джаза и, конечно, Армстронгу. Особенно важно -- Фестиваль Северных морей в Голландии. Это, можно сказать, высший фестиваль джазовой музыки. Еще -- поездка в Монтрей, где мы будем выступать три недели. В общем, будем обкатывать программу. И дай Бог, чтобы все получилось!

* * *

Концерт прошел "на ура". Впрочем, автор программы Вадим Иванович на мои восторги отреагировал беспристрастно:

-- Это обычный концерт. Обычный фурор. А вообще запомни -- любой концерт с участием Вадима Ивановича всегда превращается в его бенефис!

Так оно и было.

* * *

Луи Армстронг говорил: "Вокруг много зла и несправедливости. Но что толку взирать на них с тоской и холодом в сердце? Холод можно изгнать только жаром, и я музицирую с горячим сердцем... Мир нуждается в тепле, и я хочу хоть как-то этому способствовать..."

"Вспоминая Сэчмо" еще раз доказал, что музыканту это удалось.

стр.