«Наука в Сибири»
№ 1-2 (2537-2538)
13 января 2006 г.

НАУКА И КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИЙ:
ОПЫТ ФРАНЦИИ И ГЕРМАНИИ

Окончание. Начало в «НВС» № 49 (2005)

Валерий Ермиков, к.г.-м.н.,
директор Департамента науки СО РАН

Германия

Иллюстрация

Законодательную и нормативную стороны деятельности немецкой сферы исследований и разработок определяет Федеральный парламент и парламенты 16 входящих в Федерацию земель.

На федеральном уровне исследовательскую и инновационную политику курируют два федеральных министерства: Образования и науки и Экономики и труда.

Публичный исследовательский сектор Германии состоит из институтов в составе университетов (350 вузов); высших технических колледжей; специализированных исследовательских обществ: Fraunhofer Gesellschaft (FhG — 58 институтов), Max-Planck Gesellschaft (MPG — 77 научных учреждений), Helmholtz Gemeinschaft (HGF — 15 учреждений), Leibniz-Gesellschaf (WGL) и институты Академии наук; а также государственных научных лабораторий и центров, принадлежащих федеральному и земельному уровню.

Исследования этих организаций финансируются, в основном, по государственным каналам. Финансирование по проектам можно получать также из государственно-частных фондов, главным из которых является Германский союз исследователей (DFG — Deutsche Forschungsgemeinschaft). Открыты также для научных исследований и разработок более сотни частных фондов, наиболее крупные из которых созданы компаниями Volkswagen и Thyssen.

Большинство институтов высшего образования финансируются землями, в то время как главные неуниверситетские исследовательские институты (FUG, MPG, HGF, WGL) имеют финансирование от Федерации и земельных правительств.

Объемы финансирования исследований и разработок в Германии достигали в 2003 г. 54,31 млрд евро (2,55 % от ВВП), при этом государственная часть составляет 31,1 %, финансирование от компаний и частных фондов — около 67 %.

Иллюстрация

Германия является одной из развитых стран мира, а ее инновационная система наиболее эффективна. Однако в последнее время Германия столкнулась с серьезными проблемами хозяйственного развития. На пороге XXI века обнаружились явные признаки снижения темпов экономического роста в связи отвлечением значительных ресурсов (около 1 трлн евро за первое десятилетие после объединения) на обустройство восточных земель.

Главную причину отмеченного отставания от других развитых стран в инновационном развитии германские эксперты видят в стратегическом недоинвестировании сферы НИОКР, образования, информационных технологий и средств связи. Динамика вовлеченности государства в сферу НИОКР остается в Германии более слабой по сравнению с другими развитыми странами.

Данные обстоятельства определяют два главных приоритета развития немецкой экономики (как и всех других национальных инновационных систем в развитых государствах):

— формирование адекватной возросшим требованиям системы подготовки высококвалифицированных научно-технических специалистов;

— ориентация экономики на развитие высоких технологий, на эффективное воспроизводство нововведений, поддерживаемое, в том числе, и за счет государственных ассигнований.

Улучшить ситуацию призвана выдвинутая правительством в 2001 г. инициатива под названием «Повестка дня 2010», нацеленная на активацию и повышение инвестиционной активности в инновационной, научно-исследовательской и образовательной сферах.

Вопросам инновационной политики много внимания уделяется в правительственном коалиционном договоре ведущих партий Германии, подписанном после последних парламентских выборов. В отличие от Франции здесь не предполагается создание новых институтов инновационной системы. Считается, что все необходимое уже создано. Вместе с тем, в Германии участие госсектора в финансировании науки и инноваций не только значительно ниже, чем в других развитых странах, но и в последние годы эта доля падает. Поэтому коалиционным договором планируется значительное увеличение финансирования из госбюджета на эти цели.

Предполагается в ближайшее время достичь уровня затрат на НИОКР в 3 % от ВВП, как за счет государственных ассигнований, так и за счет улучшения условий для частных инновационных компаний.

Одновременно будет несколько модернизироваться германская система НИОКР. Федеральное и региональные правительства с одной стороны заключают договор с крупными научными организациями (типа MPG), согласно которому их госбюджет будет повышаться каждый год на 3 % вплоть до 2010 года, а научные организации будут за счет этого улучшать свою материально-техническую базу.

В рамках инициативы по «Центрам превосходства в области конкурентоспособности» Федеральное правительств вместе с землями провело конкурс лучших проектов, инвестировав на эти цели 2 млрд евро.

Правительство отходит от понятия равенства университетов и их исследовательских институтов. За счет добавочных средств планируется поддерживать только их сильные стороны, в частности, междисциплинарные исследования совместно с научными организациями. В вопросе передачи инноваций имеется положительный опыт сотрудничества между НИИ и промышленностью. Наиболее успешно в этом направлении действует Фраунгоферовское общество.

Еще прошлое правительство создало инициативу «Партнерство для инноваций». Два-три раза в год руководители ведущих университетов, научных ассоциаций и компаний встречались с канцлером Германии для обсуждения вопросов инноваций. Было создано 16 рабочих групп по различным направлениям. Представители высказывают свои предложения, но и правительство ставит задачи. Новое правительство решило продолжить такую практику.

Все оговоренные на этих беседах направления и условия перестройки учитываются при планировании финансирования на 4 года, а также записываются в соглашение между научными организациями и правительством. В частности, так были внесены изменения в инновационную политику. Было отменено исключительное право профессоров и др. на интеллектуальную собственность. Теперь такими правами обладают университеты или научные организации как работодатели. Университетам и научным организациям разрешено создавать инновационные компании, не испрашивая разрешения вышестоящих органов, а только их уведомляя. Учредителями этих компаний помимо университетов могут быть НИИ, частные лица. При создании может быть частично использовано бюджетное финансирование (до 20 % капитала создаваемой компании).

Правительством проводится определенная региональная политика в области инноваций. Так, только Министерство образования и науки в рамках упомянутых инициатив имеет 5 программ по развитию восточных территорий. Вместе с тем, в Германии нет никаких дополнительных налоговых льгот в инновационной сфере. Считается, что освобождение от налогов подрывает основы конкуренции. Если компания платит много налогов, значит, она успешна. Помощь оказывается другими способами, например, госзаказами. Затраты на исследования и разработки не включаются в себестоимость продукции, то есть не попадают в прибыль. Все патенты не находятся на балансе организаций и поэтому не облагаются налогом на прибыль.

С августа 2005 г. действует государственный венчурный фонд (Hig-Tech Start-up Fund) для поддержки молодых инновационных фирм (до 5 лет) в особых сферах, куда частный капитал не может вкладывать свои средства.

Поддерживается международная кооперация в инновационной сфере. Создаются международные контактные точки в 13 странах. В России создано две точки — в Москве и Екатеринбурге. Благодаря работе этих точек уже имеется 180 российско-немецких проектов, в том числе 120 проектов — НИОКР, 42 проекта — бизнес в области электроники, биотехнологий, прецизионных измерений и др.

Helmholtz Gemeinschaft. 90 % акций принадлежит Правительству Германии, 10 % Берлину. Управляет Президент и Совет директоров: 5 представителей акционеров, 3 представителя ученых, 2 избираемых члена. Общество объединяет 15 крупных научно-исследовательских институтов. Среди них Центр аэрокосмических исследований в Кёльне, Hahn-Meitner-Institut в Берлине, владеющий ускорителем «Bessy». Университеты не могут поддерживать такие крупные научные установки. В отличие от MPG, которое занимается фундаментальными исследованиями, общество HGF более прикладное и считает себя соединительным звеном между университетами и промышленностью.

Институты HGF финансируются на 90 % из федерального бюджета, на 10 % из федеральных земель. В среднем по обществу «базовые» средства составляют 85-90 %, 15-10 % — договоры с промышленностью и другие доходы. HGF, как другие общества, защищает бюджет на очередной год в Министерстве науки и образования, затем финансы распределяются по конкурсу проектов среди институтов, входящих в HGF. Роль HGF — в оценке программ и организации конкурса проектов институтов. 15 независимых институтов общества избирают Президента, у которого нет власти ни над одним из институтов, но он представляет все институты в Правительстве и организует оценку программ и конкурс. Оценку программ производит Международный совет, формируемый советом директоров HGF.

Отдельно выделяются средства на содержание и модернизацию уникальных научных установок, которые HGF также должен предоставлять сторонним организациям. Поскольку установки содержатся государством, они, как и предоставляемые государством для науки земельные участки, налогами не облагаются.

Fraunhofer Gesellschaft (FhG). Общество имени знаменитого ученого и изобретателя имеет соответствующую задачу — развивать прикладные науки в интересах общества и страны. В состав FhG входят 58 институтов, в которых работают 12700 сотрудников, имеются международные центры в США, Юго-Восточной Азии. FhG — «крыша» для всех институтов, единое юридическое лицо. Но как научные единицы институты имеют право на самоопределение, в том числе по использованию выделяемых средств.

Годовое финансирование в 1 млрд евро, из которых государственный бюджет (выделяемый на содержание) составляет 25-30 %, 35-40 % поступает по контрактам с промышленностью, 30-35 % — контракты с земельными правительствами и госзаказ.

Правообладателем интеллектуальной собственности также является общество. В рамках общества работают специализированное инновационное подразделение Fraunhofer Venture Gruppe, созданное в 1999 году. Компетенция этого подразделения — учреждение и поддержка (финансирование) малых инновационных компаний spin-off (3-5 чел.) и spin-outs (30-50 чел.), разработка определенных стандартов и норм для этих фирм. При учреждении инновационных предприятий от имени FhG вкладывается интеллектуальная собственность и создается инфраструктура. С 2001 года создано 210 новых spin-off и spin-outs, в том числе с полным финансированием через FhG Venture group более 100.

Max-Planck Cesellschaft (MPG). Задачи институтов MPG — фундаментальные исследования и научные публикации в мировых журналах, поэтому интерес ученых ограничивается НИР и они не производят результаты, пригодные для патентования (для этого и не выделяются средства). Поощряется образовательный аспект деятельности институтов MPG — многие сотрудники и директора имеют также ставки в университетах. В MPG 77 научных учреждений, 11 тыс. постоянных научных сотрудников (плюс столько же работающих по грантам), годовой бюджет составляет 1,3 млрд евро.

Garching innovation GmbH (технологии из общества Макса-Планка) создана в 1970 году как одна из первых фирм такого рода в мире. Сейчас насчитывает 18 сотрудников, в составе которых 6 дипломированных специалистов-ученых по областям наук, 6 юристов и экономистов, 2 патентоведа и 4 — группа поддержки.

Задачи GI GmbH: поиск в институтах MPG разработок, интересных для приложений, их патентование и поиск партнеров в промышленности; организация малых инновационных компаний, помощь в поиске венчурного капитала.

За последние годы MPG создало 65 малых и средних инновационных компаний (start-up). В создании 44 участвовала GI GmbH, 40 из них финансировались венчурным фондом.

Выводы для России

Прежде чем делать какие-то выводы из увиденного и слышанного во Франции и Германии, хотелось бы привести цитату из обзора В. С. Циренщикова «Опыт инновационного развития Германии», включенного в раздаточные материалы для членов делегации:

«Объективно невозможно и недопустимо осуществлять перенос как „германских“, так и иных инновационных элементов в теоретические построения и практику отечественного инновационного развития без тщательного учета наших национальных особенностей. Более того, последние работы западных экспертов показывают, что даже „скорректированный“ перенос лучшей практики в инновационной области из одной развитой европейской страны в другую сегодня оказывается, как правило, невозможным, поскольку инновационные инструменты и механизмы оказываются чрезвычайно чувствительными к местным условиям. Это особенно справедливо, например, в случае рискового финансирования и условий его гарантирования, налоговой политики, а также формирования региональных инновационных систем. Для России это положение в случае анализа соответствующего германского опыта следует расценивать как особо важное. Ведь у нас до сих пор не созданы даже конституирующие основы современного рыночного хозяйства. Мы имеем сегодня примитивную рыночную среду, проявляющую признаки деградации (неослабевающая коррупция, запредельный уровень теневой экономики, усиливающаяся примитивизация хозяйственной жизни и ее криминализация)».

С этой позицией нельзя не согласиться. Вместе с тем, есть некоторые общие закономерности, которые действуют в любой системе, и которые наглядно видны из опыта Франции и Германии.

1. Без госфинансирования опережающего развития фундаментальной и прикладной науки, а также образования на базе ее новейших достижений инновационный процесс даже у передовых стран, какой является Германия, начинает отставать, что быстро отбрасывает страну с передовых позиций.

2. Любыми способами, наиболее принятыми в данной стране, должна быть обеспечена тесная связь в инновационном процессе науки — образования и производства, а также софинансирование государственного и частного капитала на всех уровнях.

3. В инновационной политике государства должна быть ярко выражена региональная компонента (что особенно важно для такой огромной страны, как Россия), отражающая ресурсные, социальные, экономические и другие особенности отдельных территорий и обеспечивающая активное участие в процессе инноваций региональных администраций.

4. Отдельные инициативы правительства, даже с крупными капиталовложениями, не могут обеспечить выход страны на «экономику знаний». Только комплексный подход, охватывающий все звенья цепи от научного открытия до широкого практического применения может обеспечить успех.

5. Несмотря на указанные в начале этого раздела негативные стороны российской действительности, имеется много положительных факторов, которые могут способствовать инновационному развитию России и переходу ее от сырьевого пути к «экономике знаний». Это:

— большой, во многом исключительный, опыт реализации крупных проектов;

— высокий научный и образовательный потенциал;

— широкая известность в мире брэнда РАН и ее региональных отделений;

— опыт интеграции наука — образование — производственные структуры;

— развитая телекоммуникационная и производственно-технологическая инфраструктура;

— евроазиатская общность российской культуры;

— укрепляющая политическая и экономическая стабильность государства и регионов.

Сибирское отделение РАН в большей степени похоже на Общество Макса Планка (по задачам, организационной структуре, численности институтов и научных сотрудников). Обмен опытом в области организации научной и инновационной деятельности MPG и СО РАН, проведение совместных исследовательских проектов может оказаться полезным для обеих сторон в условиях проходящих модернизаций наших Академий. Думается, необходимо активизировать деятельность в рамках соглашения о сотрудничестве между MPG и СО РАН, подписанного в октябре 2001 года.

Важны контакты и с другими научными обществами Германии, занимающимися прикладной наукой, они должны идти в основном через Центр трансфера технологий. Но нужно помнить, что в Европе нас никто не ждет с распростертыми объятиями. Туда можно пройти только с разработками мирового уровня конкурентоспособности.

Фото Е. Понариной

стр. 15