«Наука в Сибири» № 32 (2218) 20 августа 1999 г.
"О НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ СИБИРИ КАК ОСНОВЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
РЕГИОНОВ"
Председатель Совета МА "Сибирское соглашение" В.Кресс.
РЕШЕНИЕ
XXXII Совета Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение"
Академия наук СССР, отраслевые академии и вузы Сибири обеспечили
кадровое и научно-техническое сопровождение развития сибирских
территорий в XX веке -- изучение природных ресурсов, открытие и
освоение крупнейших в России месторождений минеральных и
углеводородных полезных ископаемых, индустриализацию, становление
и развитие в 50--80-х годах современных отраслей промышленности:
нефтехимической, энергетической, атомной, авиакосмической,
интенсификацию сельскохозяйственного производства.
Однако в последние годы влияние государства и, как следствие,
региональных отделений РАН, РАСХН, РАМН и вузов Сибири на
эффективность социально-экономического развития региона
непрерывно снижается. Уменьшение заказов от реального сектора
экономики на научно-техническую продукцию и подготовку кадров,
невостребованность объектов интеллектуальной собственности
приводят к сокращению инновационных преобразований в
отечественной промышленности, медицине и сельском хозяйстве.
Особенно в сложном положении оказались такие отрасли как
здравоохранение, радиоэлектронная, приборостроительная,
агропромышленная и др., резко возросла экономическая и
политическая зависимость от иностранных поставщиков технологий и
оборудования.
Продолжается отток как известных, так и молодых перспективных
ученых в зарубежные университеты и научные центры.
Кроме того, значительно ухудшилась медико-демографическая
ситуация: с начала 90-х годов впервые отмечены процессы
депопуляции. Как следствие всех этих процессов ухудшается
экономическая и продовольственная безопасность Сибири и России в
целом.
В условиях изменения форм собственности, вывода с территорий
Сибирского региона органов управления и финансовых потоков
крупных топливно-энергетических, горнопромышленных,
перерабатывающих и агропромышленных комплексов темпы развития
научно-технического комплекса значительно снизились.
Учитывая решающую роль Сибири в экономическом потенциале страны и
тот факт, что здесь сосредоточено более 20% всего научного
потенциала Российской академии наук, Российской академии
медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственной наук,
большое число отраслевых НИИ, 87 государственных вузов,
общепризнанных и авторитетных научно-образовательных центров в
городах Новосибирске, Томске, Красноярске, Иркутске, Якутске и
др., Совет ассоциации отмечает, что сохранение, развитие и
рациональное использование научного потенциала Сибири является
общегосударственной задачей.
Несовершенство законодательной базы (федеральной и региональной)
в сфере науки и образования, а также слабое исполнение уже
принятых законов, недооценка роли науки в развитии регионов и
неготовность ее адаптироваться в современных условиях резко
обострили ситуацию в научно-образовательной сфере Сибири. Особую
озабоченность вызывают нарастающие диспропорции развития
научно-образовательной сферы Сибирского региона и России в целом.
Сокращение государственного финансирования науки и образования
особенно остро отразилось на отдаленных сибирских территориях, у
которых уровень затрат на обеспечение жизнедеятельности вузов и
научных организаций является высоким:
-- сократилась почти в 2 раза численность исследователей,
существенно понизился их жизненный уровень, что вызвало падение
престижа ученого и отток молодежи из научно-образовательной
сферы. В результате -- отношение числа научных работников к
численности населения Сибири в 2 раза ниже, чем в среднем по
России, и в 10 раз, чем в развитых странах;
-- разрушается материально-техническая база науки и образования,
в результате чего снижается качество образования и уровень
научных исследований;
-- значительно увеличивается разрыв между объемом финансирования
фундаментальных и прикладных исследований и их
проектно-технологическим обеспечением.
Исходя из вышеизложенного, Совет ассоциации
РЕШИЛ:
1. Рекомендовать органам законодательной и исполнительной власти
субъектов Российской Федерации -- членам межрегиональной
ассоциации "Сибирское соглашение":
1.1. Совместно с Миннауки, Минобразования, Минэкономики, Минюстом
России, РАН и отраслевыми академиями ускорить разработку
нормативных актов:
-- закрепляющих межрегиональные научно-технические программы как
основной элемент региональной научно-технической политики, а
также порядок их формирования и реализации;
-- обеспечивающих создание производственных инновационных
структур за счет частичной реструктуризации предприятий ВПК и
способствующих инновационной активности, правовой защите и
вовлечению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной
собственности.
1.2.Подготовить изменения и дополнения, а в необходимых случаях
принять законы о науке, научно-технической деятельности,
образовании, инновационной деятельности и другие
нормативно-правовые документы, предусмотрев в них порядок
финансирования региональных научно-технических программ, льготы
по местным налогам для субъектов научно-образовательной
деятельности, а также мероприятия по закреплению
научно-преподавательских кадров в Сибири.
1.3. Совместно с Миннауки России и СО РАН подготовить предложения
о создании федеральных центров науки и высоких технологий на базе
ведущих учреждений научно-образовательных комплексов Сибири.
1.4. Совместно с Миннауки, Минобразования России и Российским
гуманитарным фондом разработать нормативные документы по созданию
федеральных центров гуманитарных наук в г. Новосибирске на базе
Института археологии и этнографии СО РАН и в г. Томске на базе
Томского государственного университета.
1.5. Ввести в практику формирование государственного заказа на
специалистов с высшим образованием с учетом заявок регионов.
1.6. Обеспечить приоритетную поддержку инновационной сферы за
счет прекращения практики использования бюджетных средств, в том
числе кредитных, на импорт технологий, материалов, лекарств,
семян, племенных животных, ветпрепаратов и т.п., при условии если
отечественный производитель способен при создании необходимых
условий полностью обеспечить необходимые поставки их
конкурентоспособных аналогов.
1.7. Ввести в практику освобождение от местных налогов части
прибыли заказчиков продукции в научно-образовательной сфере в
размере суммы, выделяемой ими государственным организациям для
проведения НИОКР, а также опытно-производственных и учебных
хозяйств, производящих семена новых сортов сельскохозяйственных
культур и племенных животных.
1.8. Ввести в практику деятельности органов власти сибирских
территорий обязательное проведение научных экспертиз при принятии
принципиальных хозяйственных решений.
1.9. Совместно с Минэкономики, Минобразования, Минфином России
подготовить и реализовать целевую программу социальной поддержки
студенческой молодежи Сибири.
2. Учитывая особую роль законодательной и нормативной базы в
развитии научно-образовательного комплекса Сибири, обратиться в
Государственную Думу Федерального Собрания с предложениями:
2.1. Ускорить разработку и принятие федерального Закона "Об
инновационной деятельности в Российской Федерации", "Об охране
здоровья и медицинской науке".
2.2. Внести изменения и дополнения в Закон Российской Федерации
"О высшем и послевузовском профессиональном образовании",
предусматривающие отнесение вузов и их структурных
научно-исследовательских подразделений к субъектам научной
деятельности.
2.3. Подготовить и законодательно закрепить:
-- отнесение земель, на которых располагаются объекты федеральной
собственности Российской Федерации, переданные государственным
вузам и учреждениям науки в бессрочное пользование, к федеральным
землям;
-- право сдавать в аренду земельные участки, закрепленные за
государственными академиями наук, вузами и подведомственными им
организациями в бессрочное пользование, ранее предоставленное
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 1 апреля
1990 г. N 4729-1, подтвердить на законодательном уровне;
-- право собственности Российской академии наук и отраслевых
академий наук на имущество, передаваемое ей и ее региональным
отделениям в качестве дара, пожертвования или по завещанию.
3. Предложить Правительству Российской Федерации:
3.1. Поручить Минэкономики, Минфину, Миннауки России подготовить
предложения о включении Федеральной целевой программы "Сибирь",
утвержденной Правительством, в перечень федеральных программ,
предлагаемых к финансированию в 2000 г.
3.2. Принять меры к исполнению федеральных законов "О науке и
государственной научно-технической политике", "Об образовании" и
"О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части
финансирования науки и образования из федерального бюджета.
3.3. Поручить Минэкономики, Минфину, Минюсту России разработать и
реализовать нормативно-правовые механизмы, в том числе через
законодательные инициативы, приоритетного финансирования
научно-технических разработок и подготовки кадров для Сибири за
счет обязательных отчислений в размере 1,5 процентов средств от
реализации товаров, работ и услуг действующими на территории
сибирского региона предприятиями топливно-энергетического,
горнодобывающего и перерабатывающего комплексов.
3.4. Продолжить финансирование ФЦП "Интеграция" и оказать
поддержку созданным в рамках ФЦП "Интеграция"
научно-образовательным центрам Сибири для выполнения работ по
приоритетным направлениям науки, техники и технологий.
3.5. Поручить Минобразования, Минсельхозпрод России, РАН, РАМН и
РАСХН разработать нормативно-правовую базу двойного
учредительства (Минобразования России и РАН, РАМН и РАСХН)
ведущих университетов Сибири; подготовить дополнения и изменения,
а в необходимых случаях разработать документы по
организационно-правому статусу международных научных и
образовательных центров, формируемых на базе ведущих научных
организаций и университетов, имеющих высокий международный
рейтинг; включить ведущие университеты Сибири в перечень
получателей инвестиционных зарубежных кредитов для переоснащения
парка научных приборов и оборудования.
3.6. Поручить Минобразования, Минэкономики, Минобороны России
реализовать систему мер поддержки воспроизводства научного,
педагогического и технологического потенциалов на базе ведущих
научно-образовательных комплексов Сибири путем:
-- доведения численности студентов в расчете на 10 тысяч
населения в вузах региона до общероссийского уровня;
-- увеличения численности аспирантов и докторантов в ведущих
вузах для целевой подготовки высококвалифицированных кадров,
сохранения в сибирском регионе структуры специальностей в советах
по защитам диссертаций с учетом реформирования ВАК;
-- создания межвузовских учебных центров (институтов) для
размещения части кадрового заказа на подготовку офицеров в
гражданских вузах;
-- создания центров подготовки и переподготовки кадров по
инновационно--технологическому менеджменту в соответствии с
государственной программой.
3.7. Поручить Миннауки, Минобразования, Минсельхозпроду, Минфину,
Минкультуры России обеспечить в рамках имеющихся федеральных
целевых и межведомственных программ приоритетную поддержку в
Сибирском регионе:
-- развитию телекоммуникационных сетей и электронных
информационных ресурсов для науки и высшей школы;
-- созданию центров коллективного пользования на основе
суперкомпьютеров в ведущих научных центрах;
-- созданию современного математического и
программно-методического обеспечения автоматизации
проектно-технологических работ;
-- формированию и управлению научными, технологическими, и
образовательными базами данных;
-- развитию технологий дистанционного образования;
-- внедрению современных информационных технологий в ведущих
библиотеках Сибири.
3.8. Поручить Минздраву России и Сибирскому отделению РАМН
разработку документов по созданию следующих федеральных центров:
кардиологии в г. Томске на базе НИИ кардиологиии ТНЦ СО РАМН,
фармакологии в г. Томске на базе НИИ фармакологии ТНЦ СО РАМН,
иммунологии в г. Новосибирске на базе НИИ клинической иммунологии
СО РАМН, хирургии в г. Иркутске на базе НЦ реконструктивной и
восстановительной хирургии ВСНЦ СО РАМН.
3.9. Поручить Минэкономики, Минфину, Минюсту, Минздраву России
разработать нормативные документы об обязательном отчислении 5%
средств, затраченных на импорт лекарственных средств, медицинских
технологий и приборов, на развитие отечественной фармацевтической
и медицинской промышленности, а также на проведение научных
исследований в этой области.
3.10. Поручить Минфину, Минтруда, Минэкономики России,
пенсионному фонду РФ совместно с субъектами Федерации реализовать
систему мер по дополнительному пенсионному обеспечению
профессорско-преподавательского состава, научного персонала,
ректоров и проректоров высших учебных заведений; в период
2000--2001 гг. в бюджетах всех уровней предусматривать инвестиции
для участия в строительстве жилья для молодых ученых региональных
отделений и научных центров РАН, отраслевых академий и ведущих
университетов Сибири.
3.11. Поручить Минфину, Минэкономики, Минтопэнерго России
разработать и начать реализацию в 1999 г. механизмов регулярного
погашения задолженности вузов и научных учреждений Сибирского
региона за потребленные энергоресурсы и коммунальные платежи в
объемах, предусмотренных федеральным бюджетным финансированием, а
также включить государственные вузы и научные учреждения в
перечень объектов не подлежащих отключению от источников тепла,
электроэнергии, газа и воды.
3.12. В развитие федерального Закона "О внесении изменений и
дополнений в федеральный Закон "О науке и государственной
научно-технической политике" от 19 июля 1998 г. N 111--Ф3,
предоставить право Российской академии наук на создание или
преобразование бывших хозрасчетных предприятий в государственные
унитарные предприятия с правом оперативного управления
закрепленным за ними имуществом.
3.13. Проводить выделение ассигнований из Федерального бюджета
учреждениям Российской академии наук и ее региональным отделениям
и высшим учебным заведениям без регламентации по статьям
бюджетной классификации, как это установлено для государственных
заказчиков федеральных научно-технических программ.
3.14. Предусмотреть в Федеральном бюджете отдельную строку
финансирования Сибирского отделения Российской академии
сельскохозяйственных наук.
13 августа 1999 года.
г.Томск.
стр.
|