«Наука в Сибири»
№ 44 (2480)
5 ноября 2004 г.

ВОСПРОИЗВОДСТВО ЗНАНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАУКИ —
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ, ОБСУЖДАВШИЕСЯ
НА ПРЕЗИДЕНТСКОМ СОВЕТЕ В КРЕМЛЕ

29 октября в Новосибирске состоялась пресс-конференция председателя СО РАН академика Н. Добрецова, на которой он поделился с журналистами своими впечатлениями от прошедшего 26 октября в Москве заседания Совета по науке, технологиям и образованию под председательством Президента России В. Путина.

Иллюстрация

Председатель СО РАН отметил, что считает данную пресс-конференцию чрезвычайно важной, рассматривая ее как возможность рассказать о проблемах, которые обсуждались на Совете. Тем более, что материалы центральной прессы на эту тему далеко не всегда объективны, и тому можно найти объяснение. Журналисты присутствовали лишь на первой половине заседания, где прозвучало вступительное слово В. Путина, несколько выступлений членов Совета и комментарий президента. Затем было выступление министра образования и науки, десять выступлений членов Совета, комментарии президента и его заключительное слово, чего журналисты уже не слышали. И хотя после заседания Совета состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие президент РАН академик Ю. Осипов, министр образования и науки А. Фурсенко и еще ряд руководителей, она почему-то не попала на страницы газет. Оценки участников совещания из первых уст так и не прозвучали.

Я напомню, что сказал президент во вступительном слове (хотя оно опубликовано и в «Науке в Сибири», и в других изданиях) и чуть-чуть прокомментирую.

Сначала президент поставил цели этого обсуждения.

Начал с того, что сейчас идут очень острые дискуссии, касающиеся роли государства в развитии науки и образования. Началось это с обсуждения проблем управления собственностью в государственном секторе науки, но вышло далеко за пределы материально-финансовых и административных проблем.

И вторая задача — воспроизводство знаний, в процессе которого участвуют и наука, и образование, и современная российская экономика. В России следует сформировать конкурентоспособную систему генерации, распространения и использования знаний. Только такая система станет основой устойчивых темпов высокого экономического роста.

Следующая тема, которую затронул В. Путин во вступительном слове — значение интеллектуальной собственности и интеллектуального капитала, отметив, что в этот капитал входят и собственно знания, и организационные навыки, и патенты, и ноу-хау, и торговые марки и т.д.

Иллюстрация

Кстати, на последнем заседании Президиума РАН, заметил академик Н. Добрецов, рассматривался вопрос об интеллектуальном капитале, интеллектуальной собственности в Академии наук и в целом в России, возможность ее использования. Примечательно, что президент в своем выступлении использовал понятие — интеллектуальный капитал. И на заседании Президиума РАН многие цитировали книгу, которую написал с соавторами академик-секретарь Отделения экономики РАН академик В. Макаров, бывший сотрудник Сибирского отделения. В ней интеллектуальный потенциал определяется как разность между акционерной собственностью (суммой стоимости акций) и стоимостью чистых активов. То есть, это как бы скрытый капитал, который включает интеллектуальный и «блефовый» капитал. В книге приводится целый ряд методов оценок такого интеллектуального капитала. Все это в большинстве своем применимо для фирм, компаний, но в принципе обозначенные подходы можно использовать и шире.

К сожалению, эксперты пока не планируют в России существенное увеличение ВВП за счет использования интеллектуального капитала. Однако президент выразил надежду, что мы к этому обязательно придем. Но пока нет понимания — в каких объемах, в какие сроки это произойдет.

Можно и нужно планировать такое воспроизводство интеллектуальных ресурсов (я бы добавил, сказал Н. Добрецов, использование, а потом уже воспроизводство), которое даст отдачу, сопоставимую не только с отдачей от эксплуатации богатейших природных ресурсов, но в перспективе и значительно большую.

Следующая тема, прозвучавшая в выступлении В. Путина — о роли фундаментальных наук. Там, где не развивается фундаментальная наука, не приходится ждать и эффективных прикладных исследований. Кажется, впервые глава государства подчеркнул особое значение фундаментальной науки для формирования образованной нации и для развития на этой базе самостоятельного сильного гражданского общества.

И дальше — первая критическая тема. В России есть целая отрасль — наука. Она включает около 3000 институтов и КБ, 6 государственных академий, вузовскую науку и проводит исследования по широкому фронту. Однако в российском экспорте удельный вес инновационной продукции составляет всего лишь 6 процентов.

Президент отметил, что ассигнования на науку постоянно растут, хотя этого роста недостаточно, чтобы Россия стала самой передовой научной державой. Денег вообще всегда недостаточно, — заметил президент, — везде, даже в очень развитых странах тоже считают: недостаточно.

И все же, отпущенные на российскую науку деньги следует использовать более эффективно — для решения прежде всего приоритетных задач, — сказал В. Путин. Поэтому одной из целей этого и последующих обсуждений было — выделить приоритеты, на которых следует сконцентрировать средства.

Ситуация в науке и образовании пока улучшается медленно, и чем больше тратится денег на науку, тем яснее становится, что главные проблемы лежат не только и не столько в финансировании науки, сколько в необходимости её лучшей организации, концентрации усилий на главных направлениях и т.д.

Следующая тема — собственно про Академию наук. Президент подчеркнул, что мы исходим из необходимости сохранения, укрепления и роста влияния в стране и на мировом рынке знаний Российской академии наук. Это, без преувеличения, историческое и национальное достояние нашей страны. Достояние, созданное десятками поколений людей, судьба которого далеко не безразлична каждому просвещенному гражданину России.

Но от Академии наук ждут не просто ревизии деятельности, а вдумчивой, результативной модернизации, соответствующей требованиям дня. Обещана поддержка её возрождения как авторитетного и безусловного центра притяжения для всего научного сообщества.

Последняя тема комментария Н. Добрецовым выступления президента — эффективная реструктуризация всего государственного сектора науки для обеспечения прежде всего принципиальных направлений научного развития: фундаментального и технологического. Министерство образования и науки вынуждено сейчас решать наиболее острые проблемы в науке и образовании, поэтому президент просил всех оказывать министерству необходимое содействие, проводить совместную конструктивную работу.

Итак, Н. Добрецов посвятил половину отведенного встрече с журналистами времени анализу выступления президента, поскольку именно этим выступлением был задан тон последующему обсуждению.

Затем председатель СО РАН кратко остановился на выступлениях участников заседания Совета, изложил основные идеи их сообщений.

От Российской академии наук выступило 5 человек: основной докладчик — вице-президент РАН В. Козлов (его выступление публикуется в этом номере газеты «Наука в Сибири» — ред.), академики В. Макаров и Ж. Алферов, член-корреспондент РАН М. Ковальчук и президент РАН академик Ю. Осипов.

Директор ЦЭМИ РАН академик В. Макаров — специалист по интеллектуальной собственности. В его речи прозвучало, что во всем мире производство новых знаний, собственно фундаментальная наука все более концентрируется в ограниченном числе стран, в ограниченных центрах внутри страны. А прикладные знания распространяются максимально широко, яркий пример тому — Китай.

Нужно максимально использовать экономическое стимулирование производства знаний и передовых технологий, в частности, через налоговое и таможенное законодательство. По этому поводу В. Путин тоже дал комментарий: работа в этом направлении ведется (об этом сказал и А. Фурсенко), подготовлен ряд предложений по стимулированию. Глава минэкономразвития Г. Греф, который при этом присутствовал, отмолчался.

Затем выступил академик Ж. Алферов об академических университетах. В. Путин эту идею поддержал. А. Фурсенко добавил, что вопрос передачи Новосибирского государственного университета в состав СО РАН практически решен, подготовлено и согласовано постановление Правительства РФ. В то же время Ж. Алферов поднял вопрос внедрения результатов научных исследований в промышленность, чтобы отечественное производство было более восприимчиво к разработкам ученых. Пока наши заказы, в основном, зарубежные — отметил Ж. Алферов.

Неожиданно на это отреагировал В. Путин. — Ничего в этом плохого нет. Рынок есть рынок. И если ваша продукция сегодня имеет спрос за рубежом, то слава богу, это лишь говорит о вашем высоком уровне. Другое дело, государство должно стимулировать отечественный спрос на разработки. Единственное условие — мы не должны только допускать, чтобы технологии военные и двойного назначения уходили за рубеж, мы не должны вооружать другие страны передовой военной техникой.

Эти фразы никуда в прессу не попали, так как на этой части заседания журналисты не присутствовали.

От прикладной науки выступили: академик В. Пашин — руководитель кораблестроительного центра им. Крылова в Петербурге, академик Е. Аврорин — научный руководитель атомного центра «Челябинск-70», Л. Рейман — министр информатизации и связи, который говорил об информационных технологиях, как о локомотиве, который может продвинуть роль России на рынке наукоемкой продукции, поскольку есть предпосылки, и эта отрасль наиболее бурно у нас развивается (если средние темпы роста других отраслей — 7%, то эта отрасль растет 30-35 % в год, правда, в абсолютном выражении это составляет всего 1,4 процента ВВП).

Академик Е. Аврорин выступил довольно резко и смело. Он говорил про развал прикладной науки (хотя в атомном ведомстве она сохранилась лучше, но все-таки взаимодействие с Академией наук ослабло и следует об этом серьезно подумать). Е. Аврорин отметил, что концепция и в первом, и в значительной мере во втором варианте воспринимается научным сообществом как программа приватизации науки. И, наконец, отметил, что плохо подготовлено заседание Совета. Сам Аврорин, будучи членом Совета, случайно узнал, что будет обсуждаться. Подготовленные к заседанию материалы предварительно не были розданы, да и они, как потом оказалось, были не очень качественными. Н. Добрецов согласен, что материалы о повышении эффективности воспроизводства знаний в современной России подготовлены плохо: в них 80 процентов про вузы и только 20 процентов про науку. Предложения о том, чтобы концентрировать науку в университетах, не подкрепляются даже приведенными материалами и цифрами. Так, удельный вес внебюджетных средств на исследования и разработки в передовых странах (США, ЕС, Япония, Корея) колеблется от 65 до 80 процентов. Наука в основном (а прикладная на 100 процентов) делается не за счет бюджета. А бюджетные средства на науку тратятся примерно поровну — половина в университетах, половина — в других секторах, прежде всего, в государственных научных центрах, национальных лабораториях, научных обществах и т.д.

Наконец, от вузов слово держали: ректор Томского госуниверситета проф. Г. Майер, ректор МГУ ак. В. Садовничий и ректор ЛГУ проф. Л. Вербицкая.

Ректор МГУ высказал озабоченность, что никто не занимается вопросом — каких специалистов и в каком количестве готовить в вузах. Президент парировал — а кто будет этим заниматься? Вы работаете в рынке, вы должны прежде всего изучать спрос. Университет — это как бы фирма, которая производит товар, называемый выпускниками. Вы должны знать, кто купит этот товар и условия продажи должны совершенствоваться. В. Путин подчеркнул также, что за обучение должны платить не родители студентов, а те организации, кому нужны эти специалисты.

В выступлении министра А. Фурсенко прозвучало, что подготовлен целый пакет поправок к закону, которые будут стимулировать как повышение роли образования, в частности, магистратуры Академии наук, так и укрепление роли науки и научных организаций в вузах. Говорил также об учебниках и положительном опыте комиссии, которая создана в Академии наук. Особо выделил вопрос о преподавании религии — это было поручение предыдущего заседания Совета. Неверная формулировка названия специальности «теология» изменена на «религиеведение», а преподавание в школах ограничится «историей религии», которая составит часть курса истории.

По окончании заседания Совета президент В. Путин имел ряд коротких деловых встреч и бесед с участниками заседания. В одной из них принял участие Н. Добрецов вместе с заместителем председателя УрО РАН В. Чарушиным и ак. Ж. Алферовым. В. Чарушин поставил вопрос о том, что в обсуждении очень мало было регионального аспекта. Кроме того, последние поправки к законам ограничивают и даже исключают участие регионов в научно-технической политике. Уральское отделение РАН подготовило в связи с этим пакет предложений, передало их в Совет Федерации и Госдуму. Президент просил переправить и ему эти предложения для ознакомления и соответствующих поручений.

По словам В. Путина, сегодня поле рыночных реформ — горячее, и если ничего не делать, то Академия наук на этой сковородке просто растает, как мороженое. В самой АН есть эрозия как снаружи, так и изнутри, поэтому и надо её реформировать. Надо эффективно использовать имеющееся в распоряжении Академии имущество.

На заседании Совета президент В. Путин был два часа двадцать минут вместо первоначально запланированного часа, подчеркнув таким образом важность рассматриваемых здесь вопросов.

В заключение пресс-конференции академик Н. Добрецов ответил на вопросы журналистов.

Фото В. Новикова

стр. 2