«Наука в Сибири»
№ 5 (2790)
3 февраля 2011 г.

ПОХВАЛА НАУКЕ

С. Кутателадзе

Культура — вторая природа, обогащённый или траченый мир. Наука — центр культуры. В центре науки — человек. Доброта и свобода человека — двуединая цель науки. Добр тот, кто не уменьшает запасы и меры добра. Свободен тот, кто не уменьшает запасы и меры свободы. Наука хранит человека как универсальный эталон добра и свободы.

Наука не существует сама по себе — она возникает в людях и в людях обитает. Наука создаёт многообразие возможностей для человека, но самостоятельно сделать человека ни лучше ни хуже не способна. Наука — инструмент разума, практика изменения жизни и воззрений человека.

Человеку нужен лучший мир лучших людей. Он ищет совершенства, тонко ощущая лишения и пороки своего существования. Человек стремится к удобству, ценит духовный комфорт, не желает зависеть ни от собственных слабостей и глупостей, ни от капризов природы и окружающих. Наука открывает человеку пути решения огромного множества проблем, предоставляя запас знаний и умений, накопленных предками.

Внутренний мир людей регламентирован моралью. Что хорошо и что плохо — наука не различает. Наука не оценивает, не порицает и не хвалит. Роль науки для морали опосредована — наука способствует утверждению универсального гуманизма как главного компонента нравственности. Научное мировоззрение раскрепощает человека, раскрывая его интеллектуальный потенциал и указывая границы его возможностей. Знающий и понимающий человек свободен и потому открыт добру.

Человек не идеален, но способен анализировать себя и к идеалу стремиться. Идеальный человек не может не быть духовно здоровым и сильным, самокритичным и мудрым, открытым и ненавязчивым. Лучший человек и добр, и свободен, он равный в мире свободных и добрых людей.

Без науки нет «я», освобождённого от «мы». Только наука строго разграничивает субъективное и объективное. Без науки нет ни творчества, ни искусства. Без науки нет ни понимания, ни гармонии человека с миром. Без науки нет красоты.

Наука критична и в этом близка совести, главному регулятору морали. Cовесть обязывает искать доказательства вопреки симпатии, дружбе, ненависти или неприязни. Совесть заставляет отстаивать истину и противостоять тирании, деградации, мистицизму и лженауке. Совесть делает человека лучше.

Наука расчищает путь к душе, оберегает от глупостей и гадостей, требуя объективности и доказательности суждений, предохраняет от эмоций и предрассудков при принятии решений. Наука делает человека добрее, расширяя границы здравого смысла и калибруя совесть. Наука — и оберег, и ковчег души, катализатор счастья и понимания.

«Непопулярная наука» — это оксюморон, столь же комичный как «непопулярная свобода». Популярный — по понятию означает рассматриваемый публикой с большим почтением и уважением. Непопулярной науки не бывает в принципе в отличие от непопулярных профессий и непопулярных политиков.

Наука, добро и свобода востребованы и в эпоху процветанья, и в эпоху запустенья, и в эпоху разоренья. История хранит немало примеров способности науки и добра возникать и исчезать в судьбах стран и народов. Проблема России не в отсутствии популярности науки, добра и свободы, а в стремительной потере их жизнеспособности в отечественном социуме.

Науку, добро и свободу губят тирания и клерикализация, гедонизм и мизантропия, национализм и космополитизм, нетерпимость и жадность, злоба и страх, ненависть и эгоизм — гаргойлы из сонма чудищ, пожирающих людей извне и изнутри. Мировоззрение формируется жизнью. Человек окружён достижениями науки, что наглядно демонстрируют его лексикон и быт. Человек наших дней в огромной мере гражданин мира знаний. Наука — стержень его мировоззрения, пусть не всегда осознанный. Это накладывает на учёных особую ответственность перед сибcами. Наука — хранитель добра и свободы, опора и надежда человека.

стр. 1-2