«Наука в Сибири» ВЛАСТЬ И НАУКА
Выступление губернатора Иркутской области, председателя МАСС Бориса Говорина на выездном заседании Президиума СО РАН 17 декабря 2001 г., рассмотревшего взаимодействие администраций городов и областей (краев, республик) с президиумами научных центров.
Уважаемые участники выездного заседания Президиума Сибирского отделения Российской академии наук! Дорогие друзья!
Разрешите приветствовать вас на гостеприимной иркутской земле и пожелать всем плодотворной работы.
Тема, которая будет сегодня обсуждаться, очень актуальна. В стране преодолен экономический кризис. Продолжается экономический рост. Появилась возможность решать не только проблемы выживания, но и намечать пути развития. В этих условиях необходимо скорректировать взаимодействие науки и власти.
Нужно эффективней использовать сохранившийся научно-образовательный потенциал для более динамичного социально-экономического развития. Это будет выгодно и власти, и науке.
В Сибири накоплен громадный положительный опыт взаимодействия науки и власти. Активно работает Сибирское отделение РАН с широкой сетью научных центров, наиболее крупными из которых являются Новосибирский и Иркутский. Академическая наука активно участвовала в промышленном освоении и обустройстве громадной территории, находящейся восточнее Урала.
Сегодня важно не потерять накопленный положительный опыт, трансформировать его к новым условиям хозяйствования. Наука, и прежде всего Сибирское отделение РАН, должны и впредь участвовать в социально-экономическом развитии восточных регионов России. При этом научные центры могут стать центрами и катализаторами такого развития.
Что касается конкретно Иркутской области, то опыт взаимодействия с академической наукой начал формироваться у нас в тяжелые послевоенные годы. Страна еще восстанавливала разрушенное хозяйство, а по инициативе областной власти и Академии наук в 1947 г. прошла очень представительная конференция по изучению производительных сил Иркутской области. Эта конференция определила стратегические направления развития нашего региона, которые реализуются и сегодня. Результатом Конференции стало создание в Иркутске в 1949 г. Восточно-Сибирского филиала Академии наук СССР.
К сожалению, не всегда опыт взаимодействия был положительным. Например, в 50-е годы Обком КПСС не поддержал идею размещения в Иркутске Президиума Сибирского отделения АН СССР. Уже в наше время, в начале 90-х годов, при проведении экономических реформ, академическая наука оказалась брошенной властью, а имеющийся потенциал не был использован для целей социально-экономической стабилизации.
Мы не должны повторять подобных ошибок. Научные центры в крупных городах Сибири представляют собой мощный ресурс. Этот ресурс должен быть задействован для решения насущных региональных социально-экономических проблем.
Во всем мире признано, что наука и образование являются жизненно важными компонентами благосостояния государства. Россия не исключение. Только опираясь на собственную науку и образование, мы сможет выйти на путь независимого и устойчивого развития.
Теперь о том, что конкретно делает администрация Иркутской области в рамках взаимодействия с региональным научно-образовательным комплексом.
Наше взаимодействие строится по нескольким ключевым направлениям.
Во-первых, с осени 1997 г. мы начали вести более конструктивный диалог с Президиум ИрНЦ СО РАН, с отраслевой и вузовской наукой. Для более эффективной работы в этом направлении мы пошли на неординарный шаг. Председатель Президиума ИрНЦ СО РАН академик Г.Жеребцов с февраля 1998 г. по январь 2001 г. работал в должности заместителя главы администрации области. Он курировал такие подразделения администрации, как комитет по науке и высшей школе, информационно-аналитический комитет, департамент по охране окружающей среды и природопользованию.
Сегодня Президиум ИрНЦ СО РАН является основным ядром, концентратором и координатором всей научной деятельности в Иркутской области.
Второе направление нашего взаимодействия это усиление кадрового сопровождения принимаемых администрацией решений. В частности, в состав Административного комитета при губернаторе, на котором рассматриваются важнейшие вопросы социально-экономического развития области, вошли председатель Президиума ИрНЦ СО РАН академик Г.Жеребцов и ректор Иркутской государственной экономической академии, председатель совета ректоров иркутской вузов профессор М.Винокуров.
В состав экономического совета при губернаторе также вошли известные ученые Сибирского отделения РАН.
Кроме того, для обеспечения активного участия научной общественности в процессах формирования и эффективной реализации научно-технической политики создан Координационный научный совет при губернаторе. Этот совет совместно с отраслевыми подразделениями администрации и научной общественностью области определяет приоритетные направления научных исследований, согласованные с основными задачами и стратегией социально-экономического развития области.
Председателями ряда секций КНС по приоритетным научным направлениям утверждены ведущие ученые ИрНЦ:
"Развитие ТЭК" Н.Воропай, директор ИСЭМ СО РАН, член-корреспондент РАН;
"Развитие минерально-сырьевой базы" М.Кузьмин, директор ИГХ СО РАН, заместитель председателя Президиума ИрНЦ СО РАН, член-корреспондент РАН;
"Эффективное ресурсопользование, экология, проблемы Байкала" П.Коваль, заведующий отделом прикладной геохимии, заведующий лабораторией проблем геохимического картирования и мониторинга ИГХ СО РАН, доктор геолого-минералогических наук.
В состав ряда других секций также вошли представители институтов ИрНЦ СО РАН.
Третье направление это включение научного потенциала в решение социально-экономических проблем региона.
Наряду с выполнением фундаментальных исследований ученые ИрНЦ участвуют в разработке и реализации комплексных программ и проектов по социально-экономическому развитию области, изучению и освоению минерально-сырьевой базы, развитию топливно-энергетического комплекса и определению энергетической стратегии России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, рациональному использование природных ресурсов, решению экологических проблем региона и озера Байкал, широкому применению информатики, созданию новых образцов продукции и наукоемких технологий в промышленности, сельском хозяйстве и социальной сфере области.
Особо хочется отметить вклад Президиума и институтов ИрНЦ СО РАН в подготовку и проведение первого Байкальского экономического форума, крупных научно-практических мероприятий, таких как международная конференция "Восточная энергетическая политика России и проблемы интеграции в энергетическое пространство Азиатско-Тихоокеанского региона", международного симпозиума "Научная политика в Азии" и других.
Понятно, что проведение подобных работ для региона требует дополнительного финансирования. Отсюда вытекает четвертое направление нашего взаимодействия, связанное с финансированием программ из областного бюджета.
Придавая важное значение активному вовлечению научно-образовательного потенциала в решение региональных проблем, администрация области в последние годы постоянно увеличивает объемы финансирования научных исследований по приоритетной региональной тематике из областного бюджета.
Так, в 1999 г. было выделено 3,1 млн. руб., в 2000 15,6 млн. руб., в 2001 г. 17 млн руб. В будущем году мы планируем увеличить финансирование до 20 млн руб. Это почти в 20 раз больше, чем в 1997 г.
В 19981999 гг. администрацией области совместно с Координационным научным советом подготовлен механизм перехода на систему финансирования наиболее эффективных и социально-значимых для области научно-технических программ и разработок на основе регионального заказа и конкурсов.
Учитывая сложное положение в научной сфере, администрация области выделяет финансовые средства на сохранение материально-технической базы институтов, на подготовку их к зимнему отопительному сезону, приобретение научного оборудования, вычислительной техники и приборов. На эти цели было выделено в 1999 г. 317,0 тыс. руб.; в 2000 г. 800,0 тыс. руб.
Еще одно направление нашего взаимодействия совершенствование нормативно-правовой базы.
Администрация области совместно с Президиумом ИрНЦ подготовила и провела в Законодательном собрании Закон "О научной деятельности и научно-технической политике Иркутской области". Этот Закон утвержден мною в июле 1998 г.
Кроме того, мы активно поддерживаем ученых, стимулируем занятие научной деятельностью. Так, с 2000 г. проводится ежегодное вручение премий губернатора Иркутской области по науке и технике.
В целях укрепления сотрудничества в научной и инновационной сфере регионального и федерального уровней подписаны и реализуются Соглашение между РФФИ, администрацией Иркутской области и Правительством Республики Бурятия о долевом финансировании проведения научных исследований по проблемам озера Байкал и Байкальского региона и Соглашение между Министерством промышленности, науки и технологий и администрацией области о долевом финансировании Программы приоритетных направлений науки и техники Иркутской области.
Институты ИрНЦ СО РАН при поддержке администрации области активно участвуют в реализации федеральной целевой программы "Интеграция науки и высшей школы".
Стало доброй традицией при финансовом участии области организовывать и проводить ежегодную выставку "Наука, образование, новые технологии".
Впервые в 2001 г. выделено 3 млн руб. на долевое участие в строительстве жилья для молодых ученых, в проекте бюджета на 2002 г. предусмотрено также 3 млн руб.
Ежегодно из бюджета области около 1 млн руб. выделяется на поддержку научно-технических мероприятий, молодежных научных школ, предметных конкурсов и олимпиад студентов, стипендий губернатора и т.д.
Каковы перспективы нашего дальнейшего взаимодействия? Администрация Иркутской области намерена и дальше развивать начавшиеся процессы интеграции науки и власти. В Концепции социально-экономического развития Иркутской области до 2005 г. мы поставили цель развитие и наиболее полное вовлечение научно-образовательного потенциала в решение экономических и социальных проблем региона, содействие переходу экономики области на инновационный путь развития.
В среднесрочной перспективе мы намечаем следующие способы реализации этой цели:
1. Увеличение доли финансирования научных исследований из областного бюджета, совершенствование конкурсного механизма финансирования приоритетных научных исследований и разработок, имеющих важное значение для экономики и социальной сферы области.
2. Переход от выполнения отдельных НИР и ОКР к разработке и реализации областных научно-технических программ.
3. Углубление интеграции науки и образования с целью повышения качества подготовки специалистов высшей квалификации и совместного проведения исследований.
4. Поддержка участия коллективов ученых НИИ и вузов области в реализации федеральных целевых программ.
5. Создание условий для формирования инновационной инфраструктуры (технопарки, инновационно-технологические центры и т.д.) и развития инновационной деятельности. Продвижение результатов научных работ в практику.
6. Содействие развитию системы венчурного инвестирования (внебюджетного финансирования высокорисковых проектов в научно-технической сфере), поддержка малого инновационного бизнеса.
7. Разработка и реализация совместно с Советом ректоров вузов "Программы совершенствования высшей школы Иркутской области до 2005 г.".
8. Стимулирование привлечения молодежи в науку. Поддержка талантливых ученых и студентов через назначение дополнительных стипендий и премий, подготовку и проведение молодежных научных конференций, предметных студенческих олимпиад, конкурсов и т.д.
9. Расширение доступности высшего образования для способных детей из малообеспеченных семей путем оказания социальной поддержки и выдачи целевых образовательных субсидий.
10. Содействие развитию взаимовыгодного международного сотрудничества НИИ и вузов области.
Еще раз отмечу, что реализация перечисленных направлений будет способствовать переходу экономики на инновационный путь развития.
Я перечислил лишь основные элементы взаимодействия администрации Иркутской области с Президиумом ИрНЦ СО РАН. Среди представленных участникам заседания материалов имеется отчет областной администрации за 19972001 гг. и Концепция социально-экономического развития Иркутской области на среднесрочную перспективу. Эти документы позволят вам лучше увидеть, что сделано и что еще предстоит сделать администрации Иркутской области и Президиуму ИрНЦ для более эффективного взаимодействия.
Развитие конструктивного взаимодействия выгодно и науке, и власти. Оно будет способствовать, мы уверены в этом, дальнейшему развитию нашего обширного региона и России в целом. стр. |