«Наука в Сибири»
№ 22 (2308)
8 июня 2001 г.

Из выступления Д.Рундквиста,
академика-секретаря Отделения геологии РАН

Хотелось бы подчеркнуть, — сказал в своем выступлении академик Д.Рундквисит, — что Отделение геологии РАН в последнее время вынуждено больше заниматься проблемами минерально-сырьевых ресурсов. Сопоставляя ситуацию на Дальнем Востоке, на Урале, в Сибири и других регионах, можно отметить, что именно в Сибири, благодаря очень большому и сильному научному потенциалу, имеются наиболее разработанные и "продвинутые" предложения по этой проблеме, в значительной мере согласованные с губернаторами.

Далее он высказал свое мнение о содержательности представленных докладов и обратил внимание на доклад академика А.Гранберга, в котором говорилось о месте сибирской программы в общгосударственной. Нужно иметь в виду, что деление на федеральные округа — исключительно важная для страны позиция, которую необходимо учитывать во всех наших построениях. Очевидна схема: общая стратегия страны в развитии, затем она детализируется по округам. И сформированная программа Сибирского отделения вполне увязывается с другими. Подобная программа по Дальнему Востоку недавно заслушивалась на Отделении геологии вместе с привлечением Отделения экономики и энергетики в части вопросов топливно-энергетического комплекса.

Далее Д.Рундквист рассказал о том, как реализуется программа на Урале.

Там при академическом центре создан координационный совет, в который входят представители влиятельных структур, в том числе — крупнейших компаний. Курируется работа специалистами федерального округа. Сейчас рассматривается общая стратегия освоения недр Уральского федерального округа — естественно, со всеми сибирскими дополнениями, — Западной Сибирью. В результате выявилась очень важная проблема: фактически сейчас, когда возникли округа, геологическая программа сочленения Урала, Западной Сибири и Казахстана стала суперглавной. От нее зависят оценки нефтегазоносности даже по Свердловской области.

Второй вопрос, на котором остановился выступающий — государственное регулирование в системе разведки и разработки месторождений. Если нет государственного регулирования, — нет стабильности, никто из инвесторов не будет рисковать. И все же у нас позиция в этом принципиально иная, чем в других странах, — уточнил Д.Рундквист.

В нашей стране невозможно толком получить данные по компаниям, которые занимаются, например, нефтяным бизнесом. Даже по закрытой линии, в Министерстве экономики, нет никаких сведений. Это плохо. Возьмите Канаду, другие страны, — там существуют справочники. Сегодня, когда основная добыча нефти ведется частными компаниями и нет точных сведений, — о каком регулировании может идти речь? Разве что в газете "Коммерсантъ" можно кое-что узнать. В частности, о Норильске. Норильск по ценности недр занимает второе место в мире после Бушвельда. Во-первых, по одному палладию мы монополисты. Сибирь — это не только нефть и газ. За последнее время цена за 1 грамм палладия выросла с 25 до 30, а сейчас — чуть ли не до 35 долларов за грамм, в 3 раза дороже золота. "Коммерсантъ" приводит цифры, и можно рассчитать, что если Норильск произвел 190 тонн палладия, то это больше 3 млрд долларов по стоимости. Понятно, что Норильск может вкладывать в развитие Сибири большие средства и поддерживать науку.

Далее академик Д.Рундквист обратил внимание еще на один важнейший государственный вопрос — сохранение государственной геологической службы с сильным коллективом отраслевых институтов и в какой-то мере — академических, и проведение экспертизы и контроля совместно с местными организациями. Именно они проводят геологическое изучение до стадии создания лицензионно привлекательного объекта, за которорый по тендеру, конкурсу или аукциону возможно получить высокую цену.

стр.