«Наука в Сибири» № 1-2 (2137-2138) 9 января 1998 г. ИСТОРИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ВОЛЬНОДУМИЯ
ЧАСТЬ 1. ДО 1968 ГОДА (по архивным материалам)
Михаил Шиловский
Корни университетского свободомыслия так называемой тоталитарной
эпохи с его апофеозом в 1968 г. уходят ко времени образования
учебного заведения. Создание НГУ совпало с хрущевской
"оттепелью", породившей смутные надежды на демократизацию и
развязавшей языки. К тому же Новосибирский научный центр,
создававшийся по аналогии с различными секретными "ящиками" и
городками, обнесенный колючей проволокой и находящимися под
жестким надзором сотрудников учреждения, названного писателем Вл.
Войновичем "не столько военным, сколько воинственным", не имел
этого "колпака". Вернее он был и посредством наружного и
внутреннего наблюдения, оперативно-профилактических мероприятий
собирал информацию, но отсутствие осязаемого контроля порождало
флюиды вольнодумства.
Помимо этих, назовем их "внешними", предпосылок были и
внутренние, связанные непосредственно со спецификой формирования
университета, студенческого и преподавательского коллективов и
всех необходимых для нормальной жизнедеятельности структур.
Создание вуза, сориентированного на подготовку научных кадров в
условиях резкого роста престижа ученых, способствовало постоянно
возрастающему притоку думающей, подготовленной, самостоятельной
молодежи практически из всех уголков необъятного Союза, в
основном выходцев из "третьего сословия". По данным приемной
комиссии в 1967 г. из 741 зачисленного 76 приехало из Средней
Азии и Казахстана, 154 -- из Европейской России и Урала, 511 --
из различных областей Сибири и Дальнего Востока, в том числе 172
из Новосибирска, 73 из Кемеровской области, 58 -- Алтайского
края, 40 -- Омской области и т.д. По национальному составу 1 курс
того же года был интернационален, хотя русскоязычные явно
преобладали -- 597. За ними шли евреи -- 71, украинцы -- 24,
немцы --11, татары -- 10, по пяти корейцев и казахов, по паре
азербайджанцев, поляков, армян, по одному молдаванину, коми,
грузину, мордвину, остяку, селькупу, буряту, узбеку, белорусу. По
социальному положению набор 1968 г. дал детей рабочих 26
процентов, колхозников 4 процента, служащих 70 процентов,
приехавших из городов 80 процентов. И постоянной головной болью
ректората и парткома становится улучшение социального состава
студентов. По крайней мере после каждой проверки НГУ
формулировалось вышеприведенное требование.
Так, в заключении Минвуза РСФСР о работе НГУ в 1970 г. и в период
между XXII и XXIV съездами КПСС от 2 марта 1971 г. с прискорбием
отмечалось, что в 1970 г. зачислено на первый курс только 18
колхозников и детей колхозников или 2,4 процента от числа
поступивших. На заседании парткома 12 января 1973 г. проректор по
учебной работе Е.Биченков сокрушался по поводу низких показателей
в этой области, поскольку 24 процента студентов являлись детьми
рабочих и 4 процента -- колхозников.
С другой стороны арсенал средств по воспитанию разномастной оравы
студентов в духе "всепобеждающего и единственно верного
марксистско-ленинского учения" был крайне ограничен. Основной
проводник его -- партийная организация НГУ -- отличалась крайней
малочисленностью, слабым авторитетом среди студентов и слабыми
связями с ними. В момент создания -- осенью 1959 г. в нее входило
15 чел. К концу 1967 г. численность составила 177 членов и
кандидатов в члены КПСС, но из них 42 являлись студентами и
только 11 профессорами, 18 доцентами. Преподаватели-совместители
состояли на партийном учете по месту постоянной работы -- в
академических институтах и приходили в аудитории в значительной
степени раскрепощенными от груза партийной и административной
ответственности, позволяя себе высказывать мысли, далеко
отстоящие не только от излагаемых ими научных дисциплин, но и
идеологических догм. Перефразируя историка В.Ключевского,
писавшего, что в России "государству служат худшие люди, а лучшие
-- только худшими своими свойствами", можно сказать, чем выше был
интеллект профессора или доцента, тем дальше он дистанцировался
от официальной идеологии.
К тому же сама парторганизация не была однородной, в ней
постоянно шел процесс брожения, инспирируемый различного рода
событиями внутренней жизни. Так, закрытое партсобрание 27 ноября
1961 г. рассматривало персональное дело студента-коммуниста
Р.Чугунова, выступившего в защиту руководителя "антипартийной
группы" В.Молотова и пославшего в адрес XXII съезда КПСС
телеграмму следующего содержания: "Исключить Молотова, значит не
поверить мне, молодому коммунисту, что я в состоянии разобраться
во всех ошибках Молотова. Мой отец-коммунист погиб в 1941 году со
словами "За Родину, за Сталина!". В детстве я воспитывался на
гимне "Нас вырастил Сталин". Это был культ личности. Я смог
понять его вред, осудить и прийти в 1959 году в ряды коммунистов.
Всю жизнь помню, как Молотов рыдая произносил речь над гробом
Сталина. Да, он заражен культом личности. Да, он глубоко
заблуждается и принес тем огромный вред людям. Это не подлец, не
заклятый враг, как Троцкий или Берия. Это не подлец, подхалим и
очковтиратель Маленков. Это горячо любимый Молотов, человек,
своими руками делавший революцию, сейчас глубоко, но
добросовестно заблуждающийся. Надо помочь ему разобраться... С
уважением к историческому съезду КПСС Р.Чугунов". Формально, с
точки зрения партийного устава, в деяниях защитника руководителя
"антипартийной группы" криминала не было. Он индивидуально
апеллировал к высшей партийной инстанции, истратив на телеграмму
практически всю месячную стипендию. Но кто-то услужливо принес
копию в партбюро НГУ и криминал быстро нашли, поскольку
"диссидент" собрал собрание одногруппников в поддержку опального
партийного лидера. И тогда "за непартийное поведение,
выразившееся в организации группового собрания и агитации на нем
за поддержку руководителя антипартийной группы Молотова" собрание
объявило Р.Чугунову "выговор с занесением в личное дело".
Зато Н.С.Хрущева в октябре 1964 г. никто защищать не бросился и
на общеуниверситетском партсобрании по поводу разоблачения
"волюнтаризма и субъективизма" Ф.Садыков бросил упрек в адрес
всесильного местного "первого", вопрошая: "Многих из нас удивляет
поведение первого секретаря т. Горячева. Когда, интересно, он был
искренен: или когда прославлял Хрущева, или сейчас?".
Буйным цветом партийный плюрализм расцвел накануне 1968 г. и
выступая на общеуниверситетском, к тому же отчетно-выборном
партсобрании 19 октября 1967 г., академик А.Александров четко
формулировал проблему: "Обсуждение острых проблем до сих пор
требует от человека чрезвычайного мужества. И наши представители
партийных комитетов, призывая к дискуссионным формам работы,
должны реально представлять, что весь ученый мир не может
состоять из Джордано Бруно, готовых то и дело гореть на разных
кострах. Вот меня на одной дискуссии обвинили в домарксовом
идеализме. Ну, я то не боюсь, а другие могут испугаться. Если мы
всерьез ставим эту проблему, то человек должен быть безопасен от
неприятностей".
Коммунисты не очень напрягались по части осуществления своей
авангардной роли в коллективе, реализации сыплющихся как из рога
изобилия постановлений вышестоящих органов от ЦК до райкома.
Зачастую даже их обсуждение превращалось в пустую формальность.
Так, на партсобрании 11 февраля 1970 г. по итогам очередного
пленума в качестве доклада ученым с мировым именем профессором
Ю.Румером и ассистенткой кафедры истории КПСС О.Новокрещеновой
был зачитан текст выступления Л.И.Брежнева на партийном форуме,
распечатанный во всех газетах до многотиражек включительно.
Постоянной проблемой становится подписка на партийную периодику.
Так, к концу сентября 1962 г. сотрудники и студенты НГУ выписали
шесть экземпляров партийных изданий. Принципиальных изменений не
произошло в последующем и в 1971 г., когда на "Правду"
подписалось только четверть партийцев, а из 600 сотрудников ее
выписало 17 человек. В справке о состоянии соревнования за
коммунистический труд за 1963 год безмятежно и лапидарно
констатировалось: "1. Социалистическое соревнование за
коммунистический труд в НГУ не проводилось".
Поэтому, несмотря на регулярно внедряемую в качестве
идеологического допинга кафедрами общественных наук окрошку из
постановлений, цитат классиков, анафем в адрес ревизионистов,
оппортунистов, сионистов, советологов, фальсификаторов и т.п.
(впервые Ученый Совет 25 декабря 1961 г. обязал деканов
"предусмотреть в учебных планах необходимое количество часов для
изучения материалов XXII съезда КПСС"), студенты и сотрудники
фактически имели свое видение окружающего мира и всячески
норовили его продемонстрировать, не только с точки зрения
содержания, но и формы, являя образцы самого что ни есть
многокрасочного плюрализма, от густо красного до цвета паровозной
сажи.
Первые годы существования alma mater буквально пестрят эпизодами
типа случившегося в начале декабря 1962 г. в ДК "Юность", где
редакция "Комсомольской правды" проводила диспут "Знания и
нравственность". Студент 4-го курса Ю.Никора "в своем выступлении
возвел клевету на советское правительство, на главу партии и
государства (Н.С.Хрущева -- М.Ш.). А наши комсомольские и
партийные активисты не смогли оперативно отреагировать на такое
выступление, не дали отпора Никоре".
Организация ВЛКСМ и ее активисты -- это отдельная глава в истории
НГУ. Применительно к нашему сюжету следует отметить, что они мало
чем отличались от "старших братьев" коммунистов и то в сторону
более высокой степени безалаберности, здорового прагматизма и
аллергии ко всякого рода ритуально-шаманским заклинаниям в
идеологической сфере. Так, торжественное заседание и первомайскую
демонстрацию 1965 г. комсомольский актив университета
проигнорировал по причине свадьбы секретаря комитета ВЛКСМ
Г.Швецова, приуроченной как раз к первомайским праздникам. По
итогам обмена комсомольских билетов к началу 1968 г. 3007
получили новые, а 46 не пожелали этого делать.
Со всех сторон в адрес администрации и партийной организации
стекались предостережения и сигналы по поводу слишком уж
раскованного образа мыслей студентов. В мае 1963 г. секретарь
парткома СО АН, профессор, бравый контр-адмирал Г.Мигиренко,
сводивший с ума академовских дам своей уникальной в условиях
сухопутья морской формой, с прямотой морского волка вещал Ученому
Совета: "Нас поражает некоторая "вольность" в суждениях среди
студентов. Скажем, проходит ноябрьский пленум ЦК и сразу у
студентов кривотолки. У наших студентов проявляется способность
ставить под сомнения решения партии". А в конце того же года
профсоюзный лидер СО АН Н.Кабанов прорицал: "Положение в
университете в вопросах воспитания, поведения -- тревожное. Я
просто обращаюсь к вам -- усилить влияние на студенчество". И
даже в отчете о деятельности НГУ за 1964/65 учебный год его
руководство признавало: "Вместе с тем у отдельных студентов
имеются путанные и ошибочные взгляды по отдельным вопросам,
особенно в понимании руководящей роли партии в период
строительства коммунизма, сущности социалистической демократии и
др.".
Нельзя сказать, что ректорат и коммунисты совсем уж ничего не
делали по части унификации общественного сознания. Вот, например,
лаконичная сентенция из протокола заседания партбюро НГУ от 31
марта 1964 г.: "3) Слушали: о беспартийном содержании некоторых
статей газеты "Раскрутаза" (ФЕН). Постановили: газету снять и
обсудить ее содержание на комитете ВЛКСМ совместно с членами
редколлегии".
Плюрализм между тем крепчал. Накануне 1968 г. последовательно
произошли два события, свидетельствующие о достаточно высокой
степени "нагрева" студенчества. В 1966 г., пользуясь лексикой
парткома, четыре студента первого курса ММФ, "напившись, устроили
у дверей общежития заставу, спрашивая -- еврей или нет и пытались
бить евреев, но быстро получили отпор от массы студентов".
Попытку еврейского погрома можно смело рассматривать как
начальную грань в истории "патриотического" движения в НГУ, вновь
реанимировавшегося относительно недавно.
В следующем году 15 мая начался массовый и организованный бойкот
студенческой столовой, ставшей "следствием неудовлетворительной
работы ее, а также крайне недостаточного внимания АХЧ и
общественных организаций к вопросам общественного питания". Тем
не менее эти организации самым решительным образом осудили "такой
способ разрешения конфликта". К тому же выяснилось, что действия
студентов не были стихийными, но "руководители его неясны".
Устанавливать их и не стали, спустив дело на тормозах, хотя ректор
С.Т.Беляев вынужден был признать: "Активность студентов все время
возрастает и опережает роль активности партийной организации".
Университет уверенно вступал в 1968 год.
Новосибирский Академгородок.
стр.
|