«Наука в Сибири»
№ 8 (2194)
26 февраля 1999 г.

"Я -- УНИКАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК!"

Школьная программа профилактики алкоголизма и наркомании

С января этого года гимназия N 5 Новосибирска в числе пяти городов России (Москвы, С.-Петербурга, Волгограда, Екатеринбурга) начала работать по проекту "Школьная программа профилактики алкоголизма и наркомании", организованному международной некоммерческой организацией "Проект НОРЕ", осуществляющей образовательные программы в области здравоохранения, и Управлением специального образования Минобразования России. Средства на ее осуществление предоставила коммерческая компания Smith Kline Beecham (Великобритания).

У учащихся начальной школы гимназии появился новый предмет "Полезные привычки". Детям не только предоставляют необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формируют здоровые установки и ответственное поведение. Хотя "Полезные привычки", рассчитанные на учащихся начальной школы, сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача -- предупреждение приобщения к наркотикам.

Занятия проходят не со всем классом одновременно, а с группами ребят. Это -- диалоги на тему "Я -- уникальный человек", Культура и Я", беседы о полезных и вредных лекарствах, обыгрывание ситуаций "Когда на меня оказывается давление", "Алкоголь в компании", обсуждение рекламы алкоголя и табака. Речь идет и о воспитании потребности быть здоровым и вести нормальный образ жизни. Думается, это очень важная сторона, так как наркологи к категории риска относят людей эмоционально неустойчивых, испытывающих трудности в общении, плохо приспосабливающихся к сложным требованиям и быстро меняющимся условиям окружающей среды. Можно еще сказать и о воспитании воли, или потребности к преодолению, как ее еще называют. Ясно, что волевой человек скорее найдет возможности совладать с собой и обстоятельствами, чем бросится искать "допинг", который помог бы ему справиться со стрессовым давлением жизни.

Но, размышляя об "антинаркотическом воспитании", мы не можем назвать ничего сугубо специфического, относящегося только к профилактике наркомании. Можно сказать так: основная задача сводится к воспитанию человека, которому неприятна даже мысль о том, что можно получить удовольствие от приема какого-то вещества, отвратительна сама идея изменения своего состояния искусственным образом, отсутствие самоконтроля.

Листая пособие для учителей "Полезные привычки", я обратила внимание, что там нет "методов борьбы с недостатками". Ведь перед нами не враги, а собственные дети. И хочется, чтобы они стали сильными и привычки у них были только полезные.

В.Макарова.

стр.