«Наука в Сибири» ПУШКИН В РУССКОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ
А. ФЕДОРОВ, профессор,
Два века прошло со дня рождения А.С.Пушкина. Сто шестьдесят с лишним лет отделяют нас от его смерти. Но о нем думают не только в дни его рождения и гибели. Почему?
Мы знаем, что всего лишь за двадцать лет активной творческой жизни "...ему одному пришлось исполнить две работы, в других странах разделенные столетием и более, а именно: установить язык и создать литературу" (И.С.Тургенев. Соч. в 12 т. -- М., 1986, т. 12, с 344). Что это значит? Разве на Руси не было литературы и литературного языка? Разумеется, были. Не было национальной русской литературы и современного национального литературного русского языка. Но ведь это его историческая заслуга, о которой у большинства грамотных людей в наше время существует смутное представление. Да и едва ли понятно каждому из нас, что значит "установить язык" и "создать литературу".
Пушкин (как и Лермонтов, Некрасов) стал хрестоматийным поэтом. Его творчество изучают в школе и на филологических факультетах вузов. Тексты его произведений часто переиздаются массовыми тиражами.
Сохраняется ли у современных читателей интерес к текстам Пушкина? Далеко не у каждого. И зависит это не от Пушкина, а от событий нашего времени, от общей ситуации в стране, от насаждения массовой культуры, следствие которой -- бездуховность. Именно поэтому идет процесс утраты ценностей традиционной русской духовной культуры, элитарной и народной. И все же...
Пушкин продолжает жить в сознании сотен тысяч людей России, ближнего и дальнего зарубежья, независимо от их национальности, от уровня образования. Это люди, главным образом, обладающие интуитивным пониманием эстетических ценностей художественной литературы и искусства. Сохраняет свое значение и этическая сторона содержания поэзии и прозы Пушкина, оцененная им самим: "И долго буду тем любезен я народу,
Гуманизм пушкинского творчества, язык и стиль его произведений определили путь развития русской литературы и культуры на столетия. Восприятие личности поэта, представление, которое со школьной скамьи формируется в нашем сознании о Пушкине-человеке, о его характере, духовном мире выразил Александр Блок: "Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними -- это легкое имя Пушкин". Он стал выразителем духа нации, потому что реалистически отразил Россию, мысли и чаяния людей разных сословий, справедливо называя себя "поэтом действительности": "Любовь и тайная свобода
"Тайная свобода" или (как ее теперь называют) внутренняя свобода -- качество характера Пушкина, обусловленное его редчайшей интуицией. Оно определило у него понимание своих ценностей жизни, найти в ней свое призвание быть поэтом-пророком: "Равны мне писари, уланы,
Это писал юноша Пушкин в лицейские годы, определяя свое предназначение поэта. В последующий период творчества образ поэта в творческом сознании Пушкина ассоциируется с прорицателем-волхвом, независимым и гордым ("Песнь о вещем Олеге") и пророком:. "Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
В продолжение двадцати лет активной творческой жизни поэт "жег сердца людей". Для этого нужно было создать литературу нового типа, которая обладала бы познавательной ценностью, была бы идейно содержательной, эстетически настраивающей и лаконично-выразительной по форме. Внутренняя свобода и редчайший дар проникновения умом и чувством в мир действительности, прежде всего во внутренний мир человека, позволили Пушкину отразить во всей полноте и разнообразии Россию его времени, столичное ("Евгений Онегин", "Пиковая дама"), мелкопоместное дворянство ("Повести Белкина"), крестьян и дворовых людей ("История села Горюхина"), городских обывателей ("Домик в Коломне"), чиновников ("Медный всадник", "Станционный смотритель") и др. Утверждение внесословной ценности человеческой личности, характер которой формируется образом жизни, средой -- это было новое слово в русской литературе, пробуждавшее у людей чувство человеческого достоинства и национального самосознания. В предпушкинский период для сентиментальных авторов и в значительной мере для романтиков в объективной действительности достойно внимания было только то, что способно вызвать субъективно-лирические чувства у автора, но чувства эти предельно однообразны: меланхолическая грусть при созерцании природы, чувствительность, любовное томление. Это условный, абстрагированный мир, лишенный конкретности. Пушкин преодолевает его в двадцатые годы прежде всего в лирике. Его лирика -- это реалистическое самосознание, самооценка авторской личности как сложный психический процесс, любовный восторг от восприятия внутренней и физической красоты женщины, ее одухотворенности, определяющие радость бытия ("Я помню чудное мгновенье"), глубокая грусть, напряженная печаль, вызванные смертью любимой женщины ("Явись, возлюбленная тень, Как ты была перед разлукой". "Заклинание"); светлая печаль, вызванная созерцанием божественно-прекрасной ночной природы Грузии и, как следствие его, -- воспоминание о любви: "И сердце вновь горит и любит -- оттого, Что не любить оно не может". ("На холмах Грузии", "Сожженное письмо".) Воспоминания о прошлом и их продолжение не могут быть забыты: они -- величайшая духовная сила, "память сердца".
Такая лирика воспитывала высокие нравственные чувства и определила направление высокой лирической поэзии в послепушкинский период. Поэзия Пушкина открывала читателю мир новых идей, мыслей, переживаний, чувств. Среди них -- размышления о смысле жизни, рефлексия, медитации. Они отражают сугубо личное психическое состояние, но ассоциативное поле их образного содержания находит в сознании читателя опору в фактах и событиях его, читателя, жизни, в его душе. Вот один из примеров -- стихотворение "Воспоминание". Автор раскрывает в его содержании внутреннее состояние ищущего человека, его противоречивые размышления и чувство недовольства собой, сомнения и надежды. Первая строфа отражает городской пейзаж начала ночи, обстановку, в которой поэт переживает состояние высокой рефлексии: "Когда для смертного умолкнет шумный день
Содержание строфы отражает петербургскую белую ночь. На это указывают слова "стогны" -- "широкие улицы и площади", и "полупрозрачная". Прилагательные имеют прямой и дополнительно ассоциативный смысл, характеризуя полупрозрачность ночи (стихотворение датировано 23 мая, время белых ночей) и смутное, неясное, полупрозрачное состояние души поэта, при котором возникают воспоминания о прожитом дне, о разочарованиях: "В то время для меня влачатся в тишине
Состояние рефлексии как процесс, отраженное в этом стихотворении, в свое время глубоко взволновало Льва Толстого: "Я с величайшей силой испытал то, что говорит Пушкин в своем стихотворении "Воспоминание". Я и теперь испытываю муки ада: вспоминаю всю мерзость своей прежней жизни" (запись в дневнике 6 января 1903 года). Надо полагать, каждый человек, критически мыслящий, в наше время прежде всего ученый, знавший неудачи и ошибки, испытывает подобное состояние и в этом чувствует близость с Пушкиным.
"Поэт действительности" первый в русской литературе отразил черты русского национального характера: великодушие и доброту, мужество и героизм. И вместе с тем: "...веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться". Как справедливо заметил Валерий Брюсов: "Пушкин обладал изумительной способностью понимать дух разных народов и времен". "Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, присущих исключительно какому-нибудь народу", -- писал Пушкин, понимая важность сближения разнонациональных культур как средство их взаимообогащения. Через имитацию у Мериме сербского эпоса Пушкин, никогда не бывавший в Сербии, представил в его "Песнях западных славян" героический дух сербов и черногорцев, их непосредственность и добродушие. Эти песни и сейчас злободневны: "Над Сербией смилуйся ты, боже!
Своеобразие культуры народов арабского востока отражено поэтом в цикле "Подражания Корану", священной книги мусульман, призывающей служить Аллаху и усмиряющей нечестивых: "Почто ж кичится человек?
Пушкин глубже своих современников (и, конечно же, людей нашего времени!) понял воспитывающую силу уважения к минувшему, к предкам и их образу мыслей, культуре, что составляло основу осознания человеком принадлежности поколений людей к своему этносу, определяя "самостояние" человека и его величие, потому что традиционная культура народа и его язык -- это та духовная среда, которая формирует человека как личность: "Два чувства дивно близки нам --
(Невольно возникает горькая мысль: сможем ли мы, россияне, отстоять и сохранить свое самостоянье? Ведь "величие" мы уже потеряли.) Это великое чувство принадлежности человека к своему народу, определявшее его "самостояние", к сожалению, изгоняется в наше время средствами массовой информации. Поэтому пророчески звучат слова поэта: "Не одно влияние чужеземного идеологизма пагубно для нашего отечества; воспитание, или лучше сказать, отсутствие воспитания есть корень всякого зла". (Пушкин. О народном воспитании.)
"Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической -- внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность", -- так определил качества поэзии А.С.Пушкина Белинский, оценивая ее как уникальное средство воспитания юношества. Они (эти качества) обусловлены даром поэта гармонически сочетать в стихе мысль, чувство и языковые средства их выражения, включая сюда синтаксическую структуру фразы, ее ритмическую и фонетическую организацию (фонику), отбор слов и рифму.
Содержание поэтических образов Пушкина (в отличие от предшественников!) не отвлеченно, оно имеет реальную основу в предметах, явлениях и качествах российской действительности. Такая поэзия стала для читателей откровением, она давала возможность видеть и понимать бытие, пробуждая деятельность воображения, эстетически настраивая.
Создавая новый поэтический стиль, реалистический и разнообразный в зависимости от содержания (а не от жанра произведения), Пушкин вынужден был отказаться от стилистических канонов классицизма и сентиментализма. Сентиментальные авторы (а вслед за ними и романтики!) ставили вне употребления две третьих русской народно-разговорной лексики и всю фразеологию, разнообразие народно-разговорных синтаксических конструкций. С середины 20-х годов XIX века Пушкин вводит в литературное употребление эти языковые средства, обосновывая новое, реалистическое понимание стилистического вкуса: "Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности". (Пушкин. Отрывки из писем, мысли и замечания.)
Вместе с утверждением народной языковой основы поэтического стиля Пушкин "освобождает поэзию от условных украшений стихотворства: вялых перифраз, стандартных сравнений, поэтизмов и аналитических эпитетов. Он ориентируется не на речь дворянских салонов и на стиль сентименталистов, а на русскую национальную речевую основу, которая проявляет себя прежде всего в крестьянской среде и вместе с тем отбирает из традиционного литературного языка наиболее ценные языковые знаки.
Как объяснить эту языковую ориентацию великого поэта на простонародную речь? Ведь языковое поведение личности (как справедливо утверждают психолингвисты) -- это нормативное приспособление к среде. Она должна обладать положительными качествами. Чем же крестьянская среда привлекла Пушкина? Он видел в русском крестьянстве великую силу, обладающую физическим и нравственным здоровьем, а в его речи -- источник сведений о духовной и материальной культуре, которые в устной форме передавались от поколения к поколению. "Взгляните на русского крестьянина: есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи? О его смелости и смышлености и говорить нечего... Никогда не встретите вы в нашем народе того, что французы называют un badaund; никогда не заметите в нем ни грубого удивления, ни невежественного презрения к чужому". (Пушкин. Путешествие из Москвы в Петербург".) "Умным нравится голой правды сила", -- писал Антиох Кантемир. Эти качества крестьянской речи прежде всего и нравились Пушкину в противовес жеманной, сентиментальной салонной речи.
Ориентация на выразительные средства народной речи позволила Пушкину качественно преобразовать поэтическую речь. Она стала лаконичной и выразительной. Пушкин в поэтических текстах, написанных в конце 20-х, в тридцатые годы редко употребляет эпитеты, но и его эпитет так отчетист и смел, что иногда один заменяет целое описание" (Гоголь. Несколько слов о Пушкине.) Вот отдельные примеры, подтверждающие специфику пушкинских определений в словосочетаниях: "и на погибшую глядел, в немом бездействии страдая", "усердной местию горя", "и путешественник залетный, Перекрахмаленный нахал В гостях улыбку возбуждал Своей осанкою заботной" (Евгений Онегин, гл. III, XXXVIII). Предмет и его характеристика представлены в таких словосочетаниях предельно лаконично.
В последние годы творчества Пушкин работал над произведениями прозы, художественной, исторической, критико-публицистической. До Пушкина не было в русской литературе реалистической прозы. Серьезность проблематики, "точность и краткость" языка его прозы, экспозиция и сюжет, вводящие читателя прямо в суть дела, -- все это определило новое направление в русской литературе, получившее название "натуральной школы" Гоголя.
Лермонтов и Гоголь стали первыми преемниками основного пушкинского принципа в создании художественных текстов -- верного отражения действительности. За ними по этому пути пошли дальше Тургенев и шестидесятники, Достоевский и Толстой, Чехов и Бунин. Пушкину и его последователям удалось создать литературу, которая стала духовной силой национального значения, отражающей самосознание народа. Эта литература стала духовной средой, в которой росли и развивались десятки поколений людей России, не только русских.
Очищающая духовная сила произведений Пушкина привлекла внимание к ним многих композиторов XIX и XX вв., выдающихся и малоизвестных. Его сюжеты и мотивы воплотили в операх и романсах. Гармоническая соотнесенность мысли и чувства и ритмикой и фонетической экспрессией поэтической речи вызывают у разных композиторов стремление "...взглянуть на Пушкина свежими нынешними очами" (как писал Гоголь). Одни и те же тексты стихотворений Пушкина получают новое музыкальное воплощение в романсах, обновляются: "Не пой, красавица, при мне" (4 варианта), "Я вас любил"(6 вариантов), "Цветы последние милей" (7 вариантов), "Зимняя дорога" (12 вариантов). При этом музыка национальных композиторов на стихи Пушкина сохраняет национальную мелодическую организацию. Ср.: "Не пой, красавица..." Шаверзашвили, "На холмах Грузии" Габичвадзе и др. Какой из композиторских вариантов лучший? Нельзя ставить такого вопроса. Для каждого композитора его вариант -- лучший, потому что лирический образ, созданный поэтом, вызывает свою совокупность ассоциаций в музыкальном мире композитора, что обусловлено и его индивидуальностью и традициями музыкальной культуры, к которой он принадлежит. Главное в этом случае -- неповторимая сила гармонии пушкинского стиха, о которой писал Чайковский, работая над оперой "Евгений Онегин": "(Пушкин) силой гениального таланта очень часто врывается в бесконечную область музыки". (Письмо Н. Ф. Линк. 3.07.1877 г.) Эта сила выходит за пределы русской национальной культуры в общечеловеческую.
В XIX веке и в наше противоречивое время, в лихолетье и в годы относительного благополучия Пушкин по-разному воспринимался и оценивался в обществе. Большинство всегда принимало его как гения и "личное воплощение России" (Булгаков). Не принимали его рапповцы и пролеткультовцы, не принимают люди, не знающие его творчества, а также противники русской культуры в целом. Лидеры различных общественных течений, литературных направлений искали в творчестве Пушкина своего союзника. Да и в наше время у разных людей есть в сознании свой Пушкин, близкий им эстетически и духовно, эхо их внутреннего мира. И вместе с тем у всех, кто понимает его, есть общий Пушкин ("наш Пушкин"), гармоничная и светлая личность гениального поэта, который продолжает приносить людям духовную радость. "...Радость духовная есть радость вечная, она не умаляется в бедах, не кончается при смерти, но переходит по ту сторону гроба" (Георгий Конинский, архиепископ белорусский).
стр. |