«Наука в Сибири»
№ 43 (2429)
7 ноября 2003 г.

ВЫЕЗДНОЕ ЗАСЕДАНИЕ КОМИТЕТА ПО НАУКЕ СФ

В предыдущем номере «НВС» опубликована часть материалов с выездного заседания Комитета по науке Совета Федерации, состоявшегося 23 октября в новосибирском Академгородке. В сегодняшнем номере газеты заканчиваем публикацию материалов заседания.

ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
АДМИНИСТРАЦИЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И НАУЧНЫХ ЦЕНТРОВ СО РАН

В ряде докладов были рассмотрены проблемы взаимодействия администраций субъектов Российской Федерации и научных центров СО РАН. От имени президиумов Томского и Красноярского научных центров выступил заместитель председателя Президиума Томского научного центра д.ф.-м.н. Ю. Хон. Открывая тему, он заметил, что центры создавались при активном содействии местных властей. Докладчик представил опыт Томского и Красноярского центров, которые по численности и кадровому составу близки друг к другу. В обеих администрациях работают заместители губернатора, которые ведут работу по координации деятельности научных учреждений. Структура управления тоже сходна: имеется департамент науки в администрации, Совет ректоров вузов, Президиум научного центра.

В Томске действует межведомственная программа и в ее рамках формируется нормативно-правовая региональная база. Разработано около 10 законов, которые регламентируют всю инновационную деятельность Томской области. Поставлены главные задачи: развитие телекоммуникаций, поддержка ученых и способной молодежи. В бюджете следующего года выделено 5 млн руб. на инновационные работы. Предложены областные конкурсы. Администрация выделяет средства на покупку жилья научным сотрудникам путем предоставления льготного кредита сроком на 10 лет.

Специфика Красноярска в том, что научно-технические советы при законодательном собрании и при администрации края возглавляет Председатель КНЦ СО РАН. То есть создание нормативно-правовой базы региональной научно-технической политики ведется под руководством академического центра. Подготовлено 12 законов.

За счет средств краевого фонда поддержки науки проводятся конкурсы научных работ, выпускают учебники и монографии, оплачиваются зарубежные командировки.

Однако, несмотря на все положительные изменения, существуют пробелы в законодательстве РФ. К примеру, по жилищному кодексу, действующему с 1991 г., существует право города изымать до 10% жилья, построенного за счет средств федерального бюджета. Необходимо устранить «житейские» препятствия.

Дополнил выступающего первый заместитель губернатора Томской области В. Зинченко. Он говорил о важности создания нормативно-правовой базы, которая позволит формировать при ведущих университетах сеть автономных НИИ, инновационных парков, опытных производств, при этом учесть сохранение юридического лица и разрешающее участие органов государственной власти и коммерческих предприятий в финансировании и управлении такими комплексами. Достаточно успешный опыт уже имеется в Томске. В структуре Университета систем управления и радиоэлектроники действуют исследовательские институты, в т.ч. созданные бизнесом, а также малые предприятия (часть из них имеет объемы производства более чем на 100 млн руб. в год). Это взаимовыгодно: за три года рост объема финансирования университета составил около 150 млн руб., наукоемких фирм — 500 млн руб., созданы рабочие места 200 научным сотрудникам. Решается комплексная задача: трудоустройство выпускников, создание финансового потока в науку, развитие экономики территории. Подобная система весьма перспективна.

Необходимо юридически обосновать возможность государственным университетам и академическим институтам учреждать инновационные предприятия. В Томском медицинском университете есть такие наработки.

Выступающий поднял принципиально важный вопрос по созданию нормативной базы, определяющей механизмы передачи объектов государственной собственности, работающих экономически неэффективно, в инновационные организации, обеспечивающие рост производства высокотехнологичной продукции.

От имени администрации Новосибирской области доклад сделал заместитель губернатора Г. Сапожников. Он выделил проблемы формирования рынка интеллектуальной собственности и создания среды, благоприятной для привлечения инвестиционных средств.

В деятельности администрации НСО определены следующие основные направления: создание нормативно-правовой базы, формирование экономическо-финансовых механизмов, развитие научно-технической инновационной деятельности, включая формирование и реализацию макропроектов, развитие систем подготовки кадров, международное и межрегиональное сотрудничество.

В Новосибирской области приняты три базовых закона: о науке, о поддержке инвесторов, о поддержке товаропроизводителей. Работает областной научный совет. Ведутся крупные проекты (пример — программа «Силовая электроника»). В этом году присвоен статус наукограда поселку Кольцово. Уже получены первые транши, сформированы органы управления.

Есть еще опыт — технопарк «Новосибирск», который действует как система распределенных инновационных центров. Его функции: содействие коммерциализации разработок технологий, консалтинг, тренинги по менеджменту, управление инновационными проектами, ведение каталогов по трансферу технологий и т.д.

С участием администрации области и Сибирского отделения РАН созданы и работают ассоциации наукоемких фирм Сибакадеминновация и Сибакадемсофт.

Областная власть поддерживает конкурсы молодых ученых, программу подготовки управленческих кадров. В Новосибирске создан Институт интеллектуальной собственности, Центр трансфера технологий.

Докладчик подчеркнул, что «накоплен серьезный опыт, но без поддержки на федеральном уровне нам едва удастся заметно продвигаться вперед».

стр. 3