«Наука в Сибири»
№ 6 (2442)
13 февраля 2004 г.

ТРИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ АКАДЕМИКА Г. КУЛИПАНОВА

Выступление на заседании Совета по науке и высоким технологиям.

Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые члены Совета и участники заседания!

Я предлагаю в целом поддержать представленную на рассмотрение Совета концепцию и «Меры по сохранению кадрового потенциала научно-технического комплекса», однако хотел бы сделать ряд предложений.

Во-первых, в различных частях концепции, где говорится о подготовке кадров высшей квалификации, следует более определенно сказать, что за основу подготовки кадров высшей квалификации должна быть взята система старого московского «Физтеха», по которой готовят не только физиков и инженеров, но и химиков и биологов. «Физтеховская» система образования означает поиск одаренных школьников через олимпиады и завершение их среднего образования в специальных школах при университетах. Последующее обучение в университете предполагает, что чтение лекций и проведение занятий со студентами ведут ученые, активно работающие в исследовательских институтах и имеющие нагрузку в университете не более 4-6 часов в неделю. Начиная с 3-4 курса, студенты работают в базовых институтах, где каждый из них имеет персонального руководителя.

Эта система, вслед за московским «Физтехом», была принята в Новосибирске и Нижнем Новгороде, проверена десятилетиями и бесспорно доказала свою эффективность, и нет необходимости «изобретать здесь велосипед», либо обращаться к примерам других стран.

Но если раньше базовые институты активно использовали свои министерства и ведомства для помощи университетам, то сейчас это не только трудно по экономическим причинам, но и невозможно по формальным. Поэтому будет правильным поддержать предложение о передаче (в качестве эксперимента) Новосибирского государственного университета, а может быть и московского «Физтеха» в состав Российской академии наук. Вопрос об изменении статуса НГУ обсуждается уже два года Министерством образования и Сибирским отделением РАН, однако решение так и не найдено. По-видимому, требуется Указ Президента РФ.

Второе, на что хотелось бы обратить внимание. Очень часто об уровне нашего образования, науки, искусства мы судим по лучшим достижениям, забывая о большом разрыве между высшим и средним уровнем по стране, но именно средний уровень определяет, в конечном счете, степень технического и технологического развития страны, что мы и наблюдаем на примере развитых стран. Положение можно исправить только принятием государственной программы, поддерживающей послевузовскую систему повышения квалификации и позволяющей существенно увеличить количество узких специалистов высокой квалификации. Очень полезно при подготовке этой программы использовать опыт, имеющийся в зарубежных странах, в крупных российских компаниях.

Третье. Сохранить кадровый потенциал научно-технического комплекса от утечки на Запад мы не сможем, если только создадим элементарную обеспеченность жильем и приемлемый уровень зарплаты.

Мы обязаны, кроме того, дать возможность молодежи заниматься интересной, перспективной научной работой. А также молодые ученые должны видеть на примере старшего поколения, что занятие наукой не только дает минимально необходимый уровень жилья и зарплаты на начальном этапе их работы, но и то, что этот уровень будет постоянно расти на протяжении всей его научной карьеры.

Эти условия государство может создать не только увеличением бюджета РАН. Одним из источников может стать увеличение доли оборонных заказов в финансировании институтов РАН (в советское время эта доля составляла 50%, сейчас 5%.). Существующая ситуация опасна для государства, так как в будущем даже при улучшении экономического положения в стране, мы не сможем быстро развернуть необходимые разработки в институтах РАН, так как в этой сфере научных исследований произойдет разрыв поколений.

Только резкое увеличение оборонных НИОКР заказов позволит привлечь к оборонной тематике молодых ученых, которым старшее поколение должно успеть передать опыт и специальные знания.

Увеличение оборонного заказа разумнее всего производить через возрожденную Военно-промышленную компанию, которая должна контролировать необходимый объем финансов и во главе ВПК должен быть заместитель председателя правительства.

Не способствует привлечению молодых ученых к закрытым работам и публично разыгрываемые иногда псевдошпионские истории, которые только отбивают охоту у молодежи занимаются работами по оборонной тематике.

Другим источником дополнительного финансирования для решения проблемы сохранения кадрового потенциала является инновационная деятельность. Государство должно поддерживать те сильные институты, которые активно занимаются высоконаучными и высокотехнологическими разработками на коммерческой основе, и которые направляют заработанные деньги на фундаментальные исследования, на создание новых экспериментальных установок и научного оборудования, на повышение зарплаты и выдачу льготных кредитов как для покупки жилья молодым ученым, так и старшему поколению.

Мы, конечно, не можем сейчас соревноваться со многими странами в уровне зарплаты и жилищных условий, но соревнование в уровне интересной научной работы, ведущейся на переднем крае мировой науки, мы пока еще во многих случаях можем выиграть, и это часто будет значить для нашей молодежи больше, чем высокая зарплата в других странах.

Если государство обеспечит специальную поддержку молодых ученых, увеличит госзаказ на оборонные НИОКР в академических институтах, поддержит инновационную деятельность институтов РАН, то мы сможем решить проблему сохранения кадрового потенциала и перестанем расходовать огромные средства на подготовку кадров для других стран.

Спасибо за внимание.

стр. 3