«Наука в Сибири»
№ 20-21 (2456-2457)
28 мая 2004 г.

ВЫСТУПЛЕНИЕ АКАДЕМИКА Н. ДОБРЕЦОВА
НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ РАН

Инновационная деятельность — одна из основных задач РАН. Об этом говорилось во вступительном докладе академика Ю. Осипова, выступлении премьер-министра РФ М. Фрадкова и докладе главного ученого секретаря Президиума РАН академика В. Костюка. Накоплен большой опыт, но осталось много нерешенных проблем. Поэтому развитие инновационной деятельности Российской академии наук рассматривалось недавно на нескольких совещаниях: на заседании Совета по координации деятельности региональных отделений и региональных научных центров РАН в Новосибирске под председательством президента РАН академика Ю. Осипова, на заседании Совета РАН по инновационной деятельности под председательством академика В. Козлова, на ряде совещаний, совместных с Миннауки с участием министра А. Фурсенко. Наконец, по итогам этих обсуждений все аспекты были рассмотрены еще раз на заседании Президиума РАН 12 мая с.г. Развернутое постановление Президиума РАН с учетом всех замечаний принято вчера, непосредственно перед Общим собранием РАН.

Иллюстрация

На заседании Президиума РАН с основными докладами выступили вице-президенты РАН академики В. Козлов и Н.Добрецов. В обсуждении приняли участие министр образования и науки А. Фурсенко, академик С. Алдошин, вице-президент РАН академик Г. Месяц, заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и образованию академик РАМН С. Колесников и другие — всего 12 человек. С заключительным словом выступил академик Ю. Осипов.

Моя задача — проинформировать Общее собрание РАН о ходе этих обсуждений, прежде всего о выработанной общей позиции, а также о принятом постановлении Президиума РАН.

В качестве общей выработанной позиции можно считать:

1. Необходим регулируемый баланс между фундаментальными исследованиями, которые остаются основным вкладом РАН в инновационный процесс, и прикладными исследованиями, ведущими к созданию инновационного продукта. Соотношение между фундаментальными исследованиями и инновационной деятельностью должно быть тонко сбалансировано, чтобы не разрушать структуру фундаментальных исследований, не создавать нездоровой конкуренции. Оно должно быть различным для разных направлений наук, разных институтов и научных центров в зависимости от производственной базы, кадров и накопленного потенциала.

2. Оптимальной можно считать такую деятельность, когда прикладные исследования вытекают из фундаментальных исследований, а результаты инновационной деятельности и полученные средства будут направляться на поддержку фундаментальных исследований, как это делается в ИЯФ, ИТПМ и ряде других институтов СО РАН.

3. Начиная с определенного этапа, целесообразно выводить прикладную деятельность за пределы института в пояс инновационной деятельности, состоящий из фирм-спутников, как это было сформулировано в докладе академика Ю. Осипова.

Главным препятствием более успешной и эффективной инновационной деятельности РАН является несовершенство законодательной основы (как выразился Ю. Осипов в Новосибирске, она похожа на минное поле с многочисленными опасностями) и отсутствие внятной поддержки со стороны Правительства. Но выступление М. Фрадкова настраивает на оптимистический лад. Тем не менее, пока нет правовой основы создания институтами дочерних компаний и формирования пояса внедрения. В предложениях Минфина (концепции бюджетной реформы) — изменить организационную форму институтов, которые зарабатывают больше, чем получают из бюджета, есть и другие опасные предложения.

Постановление Президиума РАН содержит анализ ситуации по инновационной деятельности и ряд конкретных поручений. В их числе:

— укрепление существующей системы хоздоговоров;

— создание ассоциации инновационных центров РАН, открытой для взаимодействия с Союзом инновационно-технологических центров России;

— формирование специальной программы РАН по доведению (на конкурсной основе) фундаментальных результатов до инновационного продукта;

— завершение работы по созданию портала инновационных разработок;

— создание Управления по интеллектуальной собственности, патентам и инновационной деятельности.

Инновационному агентству (академик С. Алдошин) поручено в недельный срок сформировать рабочую группу для разработки базовых документов и совместно с Рабочей комиссией по вопросам интеллектуальной собственности (академик Н. Платэ) разработать предложения по внесению необходимых уточнений в законодательные акты РФ. Поддержаны предложения Минэкономразвития о создании особых экономических зон и положительный опыт в этом направлении в новосибирском Академгородке.

В заключение хочется выразить уверенность, что инновационная деятельность РАН станет более эффективной, основываясь на трех условиях: 1) общая позиция РАН, сформулированная выше; 2) эффективное исполнение поручений Президиума РАН; 3) существенная поддержка Правительства, как было обозначено в выступлении премьер-министра РФ.

стр. 2