«Наука в Сибири»
№ 30 (2665)
31 июля 2008 г.

В РАМКАХ
ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
СОТРУДНИЧЕСТВА

По приглашению президента Академии наук Китая Лу Юнсяна делегация СО РАН во главе с вице-президентом РАН, председателем СО РАН академиком А. Л. Асеевым в период с 23 по 27 июня 2008 года посетила Китайскую Народную Республику с официальным визитом.

А.Г. Коржубаев, д.э.н., проф.,
уполномоченный СО РАН по вопросам сотрудничества с Китаем

Форум в Урумчи

В соответствии с распоряжением Президента РАН  Ю. С. Осипова делегация СО РАН как основного Отделения, активно работающего со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Центральной Азии, представляла Российскую академию наук на Форуме научно-технического сотрудничества государственных научно-исследовательских организаций в рамках Шанхайской организации сотрудничества, проводившемся в г. Урумчи в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на Северо-Западе КНР.

Иллюстрация
Высшие руководители Академий наук стран ШОС и Народного Правительства СУАР.

В составе делегации СО РАН участвовали: главный ученый секретарь СО РАН, директор Института химии твердого тела и механохимии СО РАН член-корреспондент РАН  Н. З. Ляхов, ректор Новосибирского государственного университета профессор В. А. Собянин, директор Института водных и экологических проблем СО РАН профессор Ю. И. Винокуров, уполномоченный СО РАН по вопросам сотрудничества с Китаем профессор А. Г. Коржубаев, начальник отдела внешних связей НГУ  Е. И. Сагайдак, заместитель директора ИВЭП СО РАН И. И. Ротанова, другие специалисты.

От стран ШОС в Форуме приняли участие руководители высших государственных научных учреждений: президент Национальной академии наук Республики Казахстан академик M. Журынов, вице-президент Академии наук Китая академик Ли Цзян; вице-президент Национальной академии наук Республики Кыргызстан член-корреспондент T. Oмoрoв, президент Академии наук Республики Таджикистан академик M. Илолов, президент Академии наук Монголии академик Б. Чадраа. Представители Туркменистана и Узбекистана — стран, также входящих в ШОС, в последний момент «в связи с внутренними делами государственной важности» отказались от участия.

Иллюстрация
Перед началом выступления академика А.Л. Асеева.

В рамках пленарного доклада, сделанного на открытии Форума председателем СО РАН академиком А. Л. Асеевым, были представлены основные достижения сибирских ученых, разработки крупнейших институтов, отражены организационные условия работы, показана роль НГУ в функциональной структуре Отделения, определены и обоснованы главные направления сотрудничества институтов СО РАН со странами ШОС. Председатель начал делать свой доклад на русском языке, но после начала выступления по просьбе организаторов (китайской стороны) оперативно перестроился и вторую часть доклада сделал на английском.

Как было отмечено в выступлении академика А. Л. Асеева, в настоящее время в СО РАН реализуются свыше 100 совместных проектов с Китаем в области химии, физики, биологии, ботаники, геологии, медицины, генетики, образования и др. Действуют около 60 совместных проектов с Монголией, главным образом в сфере экологии, геологии, биологии, ботаники, археологии, этнографии, монголоведения, буддологии, химии, физики, медицины, образования и др. Реализуются 15 проектов с Казахстаном, прежде всего в части биофизики, гидродинамики, истории, этнографии, биологии, цитологии, зоологии, геологии, химии, образования и др. С Узбекистаном организован проект в области молекулярной физики. Вместе с тем, с Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном сотрудничество сводится в основном к взаимодействию в области связи и телекоммуникаций, а также к сфере образования.

Иллюстрация
Деловые контакты: председатель СО РАН академик А.Л. Асеев и вице-губернатор СУАР г-жа Цзинь Нуо.

Значительную роль в подготовке квалифицированных кадров для стран ШОС играет Новосибирский государственный университет, включая повышение квалификации российских специалистов в рамках программ обмена.

В ходе выступлений обсуждался широкий круг актуальных вопросов в области геологии, химии, физики, математики, международной экономики, медицины, экологии, нанотехнологий и др. Отмечена необходимость расширения многостороннего сотрудничества как в части проведения фундаментальных и прикладных исследований, так и в направлении создания условий для внедрения в массовое производство результатов НИОКР на территории стран ШОС.

С учетом складывающейся в экономике и научно-технической сфере стран ШОС ситуации определены такие приоритетные области научно-технического сотрудничества как новые материалы, в том числе строительные (производство стройматериалов из промышленных и сельскохозяйственных отходов на основе высокоэффективных связывающих материалов), производство моторных топлив (особенно из нетрадиционных источников — угля, природного газа, битумов), геология, химия и материаловедение на основе редкоземельных элементов, каталитические процессы, энергетика, в том числе теплоэнергетика и горячее водоснабжение, утилизация городских и сельскохозяйственных отходов, нанотехнологии, программное обеспечение, силовая электроника, геологоразведочные работы на нефть, газ, твердые полезные ископаемые.

Иллюстрация
Согласование русской и китайской версий текста Декларации об укреплении научно-технического сотрудничества.

При обсуждении направлений сотрудничества в сфере образования отмечена необходимость реализации конкретных проектов в различных сферах международного образования и академической мобильности. Отмечена роль НГУ как важнейшего элемента единого научно-образовательного комплекса СО РАН в подготовке высококвалифицированных кадров для науки, производства, а также для широкого международного обмена и бизнеса. Достигнуты договоренности об организации обменов студентами, преподавателями и научными сотрудниками, разработке совместных образовательных программ, в том числе программ «двойных дипломов», организации и проведении научных, профессиональных и языковых стажировок.

По итогам Форума в результате достаточно острой дискуссии, которая велась параллельно на русском и китайском языках, была подписана «Декларация об укреплении научно-технического сотрудничества государственных научно-исследовательских организаций в рамках Шанхайской организации сотрудничества».

Иллюстрация
Подписание текста Декларации об укреплении научно-технического сотрудничества.

В документе отмечается активная роль Шанхайской организации сотрудничества в становлении добрососедских дружеских отношений среди стран — участников ШОС, развитии взаимного доверия, усилении территориальной безопасности и стабильности, стимулировании всесторонней интеграции и совместного развития сторон.

Участники указывают на необходимость установления в рамках ШОС долгосрочной, стабильной, взаимодополняющей и взаимовыгодной системы сотрудничества и расширения научно-технического обмена. Развитие на практике эффективного научно-технического сотрудничества, стимулирование научно-технических открытий должно будет внести вклад в устойчивое развитие общества и экономики стран ШОС, включая районы Центрально-Азиатского региона.

Переговоры в НК «Роснефть»

После завершения участия в Форуме в Урумчи председатель СО РАН академик А. Л. Асеев провел переговоры в Пекине в представительстве крупнейшей российской нефтяной компании «Роснефть». Проведено обсуждение вопросов сотрудничества СО РАН и НК «Роснефть» в направлении повышения технологической эффективности работы компании, обоснования механизмов и количественных ориентиров добычи, глубокой переработки и поставок нефти, нефтепродуктов и газа на китайский рынок и рынки других стран АТР. Достигнута принципиальная договоренность о содействии СО РАН в части научного обоснования крупных хозяйственных решений НК «Роснефть» при освоении ресурсов и запасов нефти, газа и гелия в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

В ходе переговоров сторонами отмечено, что в современной экономической и политической ситуации в мире при усилении неопределенности на атлантическом направлении для России особое значение приобретает повышение экономической и политической роли в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Важнейшее условие обеспечения экономической безопасности и усиления позиций страны в качестве глобальной энергетической державы — организация адекватного вхождения российских компаний в нефтегазовый бизнес на потенциально крупнейший в мире китайский рынок нефти и газа, установление контроля над частью системы энергообеспечения этой страны. Это потребует принятия ряда крупных хозяйственных решений, требующих комплексного научного обоснования, прежде всего, на предмет их соответствия долгосрочным государственным интересам Российской Федерации.

Специалистами НК «Роснефть» были представлены прогнозы компании в сфере перспектив нефтеобеспечения Китая. В ближайшие десятилетия тенденция опережающего роста спроса на энергоносители, прежде всего, на нефть и газ, будет усиливаться. Открытия в последние годы в Китае (Ордосский бассейн, Таримский бассейн, Сычуаньский, Бохайваньский залив и др.) большого количества средних и мелких месторождений углеводородов стимулирует развитие инфраструктуры транспортировки, переработки и потребления нефти и газа. Удовлетворить рост энергетических потребностей КНР ни сейчас, ни в будущем эти открытия не смогут. В этих условиях Китай вынужден искать источники поставок энергоносителей, прежде всего, нефти, в различных регионах мира — на Ближнем Востоке (Иране, Омане, Саудовской Аравии и др.), в Южной Америке (Венесуэле, Боливии, Эквадоре и др.), в Африке (Анголе, Судане, Ливии, Марокко, Нигере и др.), СНГ (России, Казахстане, Туркменистане, Узбекистане, Азербайджане).

Азиатско-Тихоокеанские (прежде всего, китайские компании) готовы работать в нефтепроизводящих странах на любых условиях, на которых они могут быть допущены к источникам сырья: торговые сделки (импортные операции), участие в капитале нефтяных компаний, получение концессий, сервисные контракты, подрядные работы и др. Наиболее предпочтительный для компаний стран-реципиентов вариант — прямой доступ к нефтяным активам (ресурсам и запасам углеводородов, объектам инфраструктуры) через получение лицензий на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородов, участие в капитале нефтегазовых компаний и др.

Оценка интересов России в международном нефтегазовом бизнесе специалистами СО РАН и НК «Роснефть» практически совпала. Исходя из устойчивых геополитических и экономических интересов страны, региональных процессов в мировой экономике, тенденций в международной системе энергообеспечения Россия заинтересована в:

— усилении национального суверенитета над ключевыми отраслями экономики, прежде всего, нефтегазовым комплексом, вне зависимости от того, какой (по стране происхождения) иностранный капитал претендует на возможность контролирования работы компаний НГК;

— диверсификации экспортных поставок, за счет переориентации части потоков нефти из Западной Сибири с «перегретого» в основном стагнирующего европейского рынка на динамичные азиатско-тихоокеанские рынки (Китай, Японию, Корею и др.) при увеличении транзита через свою территорию на атлантическом направлении (в Геную, Марсель, Роттердам и др.) казахстанской и туркменской нефти;

— получении долгосрочных гарантий по закупкам нефти по высоким ценам (не ниже уровня североевропейского рынка при трубопроводных поставках на НПЗ, а в случае выхода на открытый рынок — к портам Тихого океана — выше североевропейского рынка с учетом «азиатской премии»);

— получении полного либо частичного контроля над транзитной и транспортной инфраструктурой на территории стран — новых крупных покупателей российской нефти (Китая, Японии, Кореи и др.);

— участии в прибылях от реализации нефти и нефтепродуктов на территории стран АТР (Китая, Японии, Кореи, Индии, Малайзии и др.).

В ходе переговоров сформулированы условия реализации российских интересов при взаимодействии со странами АТР (прежде всего, Китаем) в нефтяном секторе. Исходя из состояния и перспектив развития в нефтяной и газовой промышленности России, устойчивых тенденций в системах энергообеспечения стран Азиатско-Тихоокеанского региона, долгосрочных международных процессов важнейшими условиями реализации российских интересов при взаимодействии со странами АТР (прежде всего, Китаем) в нефтяном секторе должны стать:

— долгосрочные гарантии закупок по обоснованно высоким ценам через межправительственные и корпоративные соглашения;

— контроль над инфраструктурой транспорта нефти из Центральной Азии в Китай, в частности, нефтепроводом «Западный Казахстан — Западный Китай» через увязку вопросов доступа к управлению всей нефтепроводной системой Казахстана на китайском направлении и поставок нефти по маршруту Омск — Павлодар — Атасу — Алашанькоу;

— участие в контроле над инфраструктурой поставок нефти из России в Китай, в том числе нефтеналивным терминалом в порту Далянь (Дальний), возможным нефтепроводом Сковородино — Дацин;

— полный контроль над заводами Северо-Востока и Запада Китая, полная либо частичная загрузка сырьем которых предполагается за счет поставок из России, а также Казахстана, Туркменистана, Узбекистана; частичный контроль над существующими и новыми (в том числе через участие в строительстве) НПЗ в Приморских и Южных районах Китая;

— контроль над распределительными сетями нефтепродуктов, в том числе через покупку действующих и строительство новых АЗС;

— участие российских компаний в проектах разведки и добычи углеводородов на территории и континентальном шельфе Китая;

— участие российских компаний в акционерном капитале предприятий смежных отраслей (нефтехимия, электроэнергетика и др.).

Таким образом, как отметил заместитель руководителя Представительства  В. И. Иванов, Россия заинтересована в усилении реального экономического контроля над системой энергообеспечения Китая и других стран АТР; российские компании заинтересованы в крупном и динамичном рынке сбыта сырой нефти и нефтепродуктов при обеспечении максимального доступа к объектам инфраструктуры, получении прибыли в сегменте upstream и downstream от участия в добыче и переработке нефти на территории КНР, торговле нефтепродуктами на китайском рынке.

Главный принцип взаимодействия, заключил академик А. Л. Асеев, — обоснованное усиление российских экономических позиций на территории стран-импортеров (прежде всего, КНР, США, ЕС) при сохранении полного национального суверенитета над стратегическими объектами в России, особенно в восточных районах страны. Набор объективных факторов для реализации этого принципа в нефтегазовом комплексе имеется.

Фото Е. Сагайдака

стр. 6-7