«Наука в Сибири»
№ 18 (2803)
5 мая 2011 г.

ПРОБЛЕМЫ ТРЕБУЮТ
ОБСУЖДЕНИЯ

Из выступления академика Р. З. Сагдеева.

Сначала — небольшой комментарий по поводу возникших проблем с РФФИ. Насколько я понимаю, дело в том, что бюджет РФФИ был принят давно, и в этом бюджете ничего не изменилось. Обычно они готовят нормативные документы по грантам в начале года, и финансирование открывается в начале второго квартала. Но в этом году они почему-то задержались. Думаю, здесь никаких сложностей нет, скоро всё наладится.

Теперь я хотел бы остановиться на нескольких моментах. Первое — оборудование для научных исследований. Мы все знаем, что это исключительно важная проблема. У нас в Сибирском отделении РАН оснащение приборным оборудованием уже давно, на протяжении более десяти лет, является приоритетом номер один. Это делается не первый год, мы уже провели один цикл обновления приборного парка, сейчас идет второй цикл. Помимо стандартной формы закупки оборудования развиваются и другие формы. В этом году мы удвоили объем средств, сейчас он составляет уже 100 млн. рублей, на производство приборов разработки Сибирского отделения. Второе: на Приборной комиссии мы приняли решение о проведении отдельного конкурса на технологическое оборудование и скоро объявим об этом.

Но одна из главных трудностей — это Федеральный закон о госзакупках № 94-ФЗ. Об этом много говорилось, было обращение Сибирского отделения по данной проблеме. Минэкономразвития издало приказ по поводу товарной номенклатуры объединения позиций, и это поставило институты перед фактом, что уже невозможно купить мелкое оборудование по котировкам, поскольку объём на каждую большую группу ограничен. Молодыми учёными было даже написано открытое письмо на имя Президента РФ Д. А. Медведева — довольно резкое, в котором шла речь о том, что в России невозможно работать, пока существуют такие правила, что даже заработанные деньги они не могут использовать по назначению. В связи с этим Совет Федерации, Комитет по науке совместно с Государственной Думой провел круглый стол по данной ситуации. В совещании, кроме организаторов, принимали участие представители Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службы, Минобрнауки, Минфина.

Первая идея была — отменить закон № 94-ФЗ. Но потом возник альтернативный вариант от Высшей школы экономики — им поручили разработать некую концепцию госзакупок. В итоге было принято решение закон оставить, но сделать к нему серьезные поправки. До нас донесли некоторые позиции. Во-первых, как вы знаете, закон закупок одинаков и для туалетной бумаги, и для сложного научного оборудования. Самое главное там цена. Было сказано, что роль ценового фактора снижается до 35%, т.е. цена не будет основным критерием при закупке научного оборудования. Это существенное продвижение. Далее, была обещана упрощённая процедура для закупки научного оборудования, в частности, в форме переговоров между продавцом и покупателем. Предложена также поправка по внебюджетным средствам — закупка оборудования на внебюджетные средства может проходить без конкурса.

Много говорили о конкурсах по НИР. И первое предложение, принятое в проекте, заключается в том, что не будет конкурсов «второй руки». Если НИР выиграла научная организация, и она захочет взять соисполнителя, не нужно будет проводить второй конкурс («контракт второй руки»). Следующая проблема — участие научных сотрудников в экспертизе проектов должно быть расширено. Даже такой вариант обсуждался: если сумма НИРовской работы меньше 50 млн, то отдельным прямым бюджетополучателем, в т.ч. РАН, будет позволено самим создавать экспертные советы. Было выдвинуто ещё много довольно хороших идей. По поручению правительства окончательные поправки будут внесены до 1 сентября. Но, хотя всё это и было обещано, полезно всё-таки не расслабляться и включить данный пункт в решение Общего собрания, т.к. проекты пока не реализованы.

Несколько слов по поводу медицины. Как вы знаете, речь шла о том, чтобы передать Центральную клиническую больницу СО РАН в муниципальное ведение. Наша окончательная позиция по этому вопросу следующая. Да, мы считаем, что были трудные времена, финансирования хватало порой только на зарплату, а оборудование закупать не получалось. Но я думаю, что нам надо сохранить свое ведомственное медицинское учреждение федерального значения, поскольку в этом случае ЦКБ можно рассматривать как полигон для новых разработок. Была проведена большая работа напрямую с Министерством здравоохранения, состоялись встречи по страховой медицине. Минздрав сейчас готовит новую концепцию, разрабатываются планы развития системы здравоохранения в России. В связи с этим мы встречались с министром здравоохранения Т. В. Голиковой, и нам было обещано увеличить финансирование ЦКБ, работа уже ведётся. Было также обещано принять предложение СО РАН, касающееся новых методик и лекарств по нашим разработкам — они будут включены в программы Минздрава. Недавно в Академгородке состоялась встреча с губернатором Новосибирской области, он посетил наши медицинские учреждения, побывал в Центре новых медицинских технологий и согласился с нашими доводами. Но мы всё-таки должны записать в решении Общего собрания, что оставляем ЦКБ за собой, готовы обслуживать «не наше» население, но при адекватной финансовой поддержке со стороны города и области.

стр. 5