«Наука в Сибири» № 4 (2240) 28 января 2000 г.
ЧЕТВЕРТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ УЧАТ И УЧАТСЯ
Подготовила В.Садыкова.
14--15 января в Москве, в Государственном Кремлевском дворце,
прошло Всероссийское совещание работников образования всех
уровней: дошкольного, школьного, среднего специального, высшего.
Они собрались в начале нового тысячелетия, чтобы обсудить
проблемы, которые общество не сумело решить в прошедшем веке и
которые неизбежно встанут в новом. На совещании была принята
Национальная доктрина образования, положение о почетном звании
Народный учитель Российской Федерации, Обращение к Президенту,
Правительству, Федеральному Собранию Российской Федерации. Мы
попросили Николая Сергеевича ДИКАНСКОГО, ректора Новосибирского
госуниверситета, участвовавшего в работе Совещания, поделиться
своими впечатлениями.
-- Такого совещания не было 12 лет. Впервые с начала перестройки
собрались вместе представители различных регионов России. Главной
целью совещания было принятие Национальной доктрины образования.
В результате обсуждения она была принята. Она действительная была
необходима. Там все сказано правильно: названы основные цели и
задачи образования, призванные обеспечить преемственность
поколений, сохранение и развитие национальной культуры,
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического
государства, разностороннее развитие детей и молодежи, создание
программ, реализующих информационные технологии в образовании,
подготовку высокообразованных людей, способных в условиях
информатизации общества к развитию новых наукоемких технологий и
т.д. Продекларирована доступность образования, бесплатность
независимо от национальности, происхождения, убеждений, состояния
здоровья и социального статуса.
Значительные преобразования ждут среднюю школу, на совещании было
объявлено о переходе на обязательную 10-летнюю основную и полную
12-летнюю среднюю школу. Мотивировалась это перегруженностью
учебных планов и переутомлением детей. В большинстве развитых
стран общее среднее образование 12 лет, дополнительные два года
дадут возможность детям освоить более полный школьный курс и
подготовиться для поступления в высшие и средние специальные
заведения. Предполагается увеличение гуманитарной компоненты в
образовании, обращается внимание на здоровье, необходимость
увеличения количества уроков по физической культуре и т.д.
Провозглашается бесплатность образования и вариативность учебных
планов. Кроме того, в условиях безработицы нужно чем-то занять
молодых людей, подготовить их к жизни, защитить от опасностей,
подстерегающих их "на улице"...
-- А материальная база для этого есть? Мне кажется, на школу
возлагаются обязанности решать проблемы, которые созданы в
последнее время в обществе. Те же, кого нужно оберегать, спасать
"от улицы" уходят из школы, часто не дотягивая до девятого
класса...
-- На самом деле нужно развивать систему профессионального
образования, которая в последнее время приходит в упадок. Училища
практически перестали готовить рабочих. Это катастрофа. Произошел
разрыв технологических школ. Например, чтобы подготовить хорошего
лекальщика, нужно хорошее училище, опытный наставник и время. Вот
сейчас в некоторых отраслях промышленности появились проблески
возрождения, и сразу в газетах объявления-требуются рабочие, а
для их подготовки нужны годы...
В докладе министра образования В.Филиппова фигурировала страшная
цифра -- в России 600 тысяч бездомных детей, она сравнима с той,
что была после Великой Отечественной войны (680 тысяч). Мы теряем
детей, мы теряем свое будущее. Кто в этом виноват?
В ближайшие годы грядет небывалый для мирного времени спад
прироста населения, ожидается, что к 2005--2007 годам количество
выпускников школ будет меньше, чем количество плановых бюджетных
мест в вузах. Уже сейчас есть пустующие школы (например, на
Гусинобродском жилмассиве в Новосибирске). Но на совещании никто
не спрашивал, почему произошел такой демографический спад. Да что
тут и спрашивать, молодые семьи не хотят заводить детей, потому
что боятся их не прокормить. У нас в стране смертность превышает
рождаемость, и где как не на совещании работников образования
ставить вопрос, кто виноват, что в такой супербогатой стране
вымирает народ, почему молодежь бросает Родину, стариков и
уезжает за границу?
-- Вы считаете, что получили бы там ответы на свои вопросы?
-- Мне не дали там слова, сказали, что надо было записываться
заранее. Но я бы не получил там ответа. Ответ очевиден. Почему за
эти 10 лет сменилось столько правительств, два президента и никто
не отчитался за содеянное? Почему у нас до сих пор не
сформулирована национальная идея? Что мы строим, куда мы идем? У
нас нет вектора, нет идеи, которая должна консолидировать людей.
Поэтому и доктрина образования вызывает вопрос -- кого и для чего
мы должна готовить. Если мы собираемся строить постиндустриальное
или информационное общество -- мы к этому не готовы. Мы отброшены
на уровень начала века, прыгнуть из раннего капитализма в
информационное общество невозможно.
-- Но у нас ведь есть некоторые отрасли, готовые к строительству
информационного общества -- высшее образование, наука,
технологии...
-- Некоторые, да. У нас готовились прекрасные специалисты по
разным направлениям, они и продолжают готовиться, а спрос на них
отсутствует. Для кого тогда работает система образования? Нужен
стратегический план, обеспечение, ресурсы, тактические задачи, но
об этом речи не было.
С другой стороны, в любом деле надо поддерживать то, что
функционирует. У нас четверть населения учит и учится. В данном
случае речь идет о высшем образовании, которое по-прежнему готово
к воспроизводству интеллектуального потенциала страны, но если
его сейчас не поддержать, оно тоже может со временем свернуться.
В ближайшие 5--10 лет преподавательский состав резко сократится,
потому что средний возраст профессоров, например 60 лет, а
средняя продолжительность жизни -- 58, фактически мы стоит на
краю.
-- Провозглашенная вновь бесплатность образования предполагает
дальнейший бесплатный труд учителя, преподавателя или
предусмотрены какие-то меры для изменения ситуации?
-- Бесплатное образование -- это величайшая ценность, она
гарантирует определенные свободы, но при этом бесплатность работы
преподавателя -- это абсурд. Человек за сложный труд должен
получать соответствующее вознаграждение. Если государство не в
состоянии этого делать, тогда давайте вводить образовательный
кредит, человек приходит учиться и приносит с собой
100-процентный бюджет... А сейчас пока в Доктрине заявлено, что
на образование будет тратиться на первом этапе (до 2003 года) --
не ниже 6% от валового внутреннего продукта... На втором этапе
(до 2010 года) -- не ниже 8% от ВВП... На третьем этапе (до 2025
года) -- не ниже 10% от ВВП... Предполагается повышение оплаты
труда педагогических работников и пенсионного обеспечения. Но
экономика у нас сейчас в плачевном состоянии, поэтому и нет
никаких гарантий, что образование будет нормально
финансироваться. Первый Указ, подписанный первым Президентом
России, до сих пор не выполнен.
стр.
|