«Наука в Сибири»
№ 1-2 (2187-2188)
8 января 1999 г.

НА ЛУЖАЙКЕ НЕ ПОСТРОИТЬ

В. Беленко.

15--17 декабря в Новосибирске прошел презентационный семинар "Цеоформинг -- новая промышленная технология получения бензина"

Любое громкое название настораживает. Но в данном случае никакого подвоха не было. Гости семинара отмечали, что технология не просто прогрессивна, но и с большим будущим. Разработки велись уважаемыми организациями сразу трех стран: научно-инженерный центр "Цеосит" и Институт катализа СО РАН (Новосибирск) -- технология процесса и катализатор; ОАО "Новосибирский завод химконцентратов" -- освоение промышленного производства катализатора; фирма "Лурги Хемниц ГмбХ" (Германия) -- проектирование и строительство установки; нефтеперерабатывающий завод "Глимар" (Польша) -- заказчик установки мощностью 40 тысяч тонн в год. На польском предприятии шла проверка процесса на промышленном уровне в течение двух лет (с января 1997 года).

Преимущество данной технологии очевидно. Производство высокооктанового топлива без использования водорода, которого нет в местах добычи нефти. Простота технологии. Небольшие габариты (установка в Польше занимала площадку 50 на 25 метров). Отсутствие на выходе твердых и жидких отходов. Соответствие экологическим стандартам. Уже все это позволяет говорить о "новинке" как о крупном научно-техническом успехе. К тому же на выходе получается высокооктановый неэтилированный (!) бензин (присутствие свинца в атмосфере -- результат выхлопов этилированного топлива). Но главное, что обещает блестящую будущность установке, ее рентабельность при малых мощностях: от 5 до 100 тысяч тонн в год (классический процесс риформинга рентабелен при производстве минимум 300 тысяч тонн). Установка производства неэтилированного бензина процессом "Цеоформинг" мощностью 5 тыс. тонн в год действует на Нижневартовском газоперерабатывающем заводе.

И все бы хорошо: есть деньги и нефть -- построй такую установку на своем участке, но, как сказал Р.Шенфельд (фирма "Лурги"), эту установку на зеленой лужайке не построишь. Ведь требуется еще и инфраструктура, например, резервуары. К тому же для "Цеоформинга" необходима подготовленная для последующей переработки фракция нефти (процесс фракционной перегонки). Так что для строительства установки важно найти место, где все это уже есть, иначе затраты значительно удорожат проект. Поэтому в Польше оборудование было установлено на территории нефтеперерабатывающего завода.

Есть еще один момент, который вызывает много вопросов. Катализатор (ИК 30) в высокой степени невосприимчив к присутствию серы. Это позволяет производить бензин с содержание серы меньше установленного стандартами без предварительной сероочистки. Поэтому вложения в установку "Цеоформинга", по словам разработчиков, на 30 процентов меньше, чем в процесс риформинга со всеми стадиями предварительной обработки.

Дело в том, что сера на определенном этапе процесса становится сероводородом. И без очистки от серы теперь уже газа все равно не обойтись. На установке в Польше такой вопрос в принципе не ставился: там подавалась прямогонная фракция с содержанием серы ниже критического значения. Но и в России существуют месторождения, где содержание серы составляет доли процентов в сырье, и станет ли процесс "Цеоформинга" обычным способом производства топлива, зависит от заказчиков. На них, видимо, и был главным образом рассчитан семинар, где особый упор делался на технические и стоимостные характеристики оборудования. Например, установка в Польше в изготовлении фирмы "Лурги" стоила шесть миллионов долларов... Поэтому строительство многих установок в России заморожено. Стоимость установки можно снизить, если привлечь к проекту российские фирмы, которые могли бы поставлять все основное оборудование. И это возможно, так как все исключительные права на процесс, его технологию и катализаторы принадлежат России, а именно ННЦ "Цеосит" и ИК СО РАН.

В Новосибирске ситуация, касающаяся будущего этой технологии, чуть более предсказуема. Обладминистрацией планируется строительство установки "Цеоформинга" на базе Куйбышевского промузла (нефть Верхтарского месторождения содержит мало серы). Бензин, получаемый с помощью этого процесса, может появиться в нашей области уже через два года.

На снимке: Фрагмент заводской установки в польском городе Горлице, работающей по сибирской технологии.

стр.