«Наука в Сибири» ТЕХНОПАРК УТОЧНЯЕТ ГРАНИЦЫ
Л. Юдина, «НВС» Продолжается отработка объемно-планировочных и технических параметров технопарка. С началом осени защитники Академгородка, противники покушения на его зеленый наряд, активизировали деятельность: пикеты, сбор подписей, выступления в прессе. Тем более, что рубка леса под строительство домов на проспекте Коптюга началась, и реакция большого числа жителей сродни той, по Некрасову: «Плакала Саша, как лес вырубали, ей и теперь его жалко до слез » Много раз, в том числе на страницах нашей газеты, специалисты разного профиля обосновывали необходимость предпринимаемых действий и приводили убедительные примеры в доказательство факта, что зелени в Академгородке будет и впредь достаточно, но необходимо существенное обновление и оздоровление лесных массивов. Вновь беседуем с главным архитектором СО РАН, Заслуженным архитектором РФ А. КОНДРАТЬЕВЫМ. Анатолий Анатольевич, предприняты ли еще какие-либо меры по сохранению больших площадей зеленых массивов? Поиск наиболее оптимальных решений по дальнейшему развитию застройки Академгородка в соответствии с генеральным планом и одновременного сохранения ландшафтных качеств жилой среды идет непрерывно. Это касается в первую очередь жилого района «Е» и жилой группы по ул. Пирогова. Найденные в конце концов решения должны примирить тех, кто протестует против строительства (например, в местах, сопредельных с территорией Ботсада) и сторонников идеи. Технопарк по сегодняшним проектам займет четыре автономных площадки, а не одну обширную, как предполагалось ранее: базовая площадка между НГУ и институтской зоной, и три на пересечении улиц Инженерной и Николаева. Данное решение как раз и является результатом долгих и тяжелых переговоров, выработки новой градостроительной стратегии, основная цель которой максимальное сохранение леса. В прошлом году, примерно в это же время, на одном из заседаний мы в очередной раз обсуждали проблемы создания технопарка. Объем строительства на территории между НГУ и институтской зоной обозначался цифрой 200 тыс. кв. метров. Сегодня же вдвое меньшей, 100 тыс. кв. метров. На остальных трех площадках разместятся все экспериментальные производства, лаборатории. Это и есть продукт конструктивного диалога власти, общественности, профессионалов. А на этих ста тысячах квадратных метров? Здания смешанного типа: технологически облегченные лаборатории, офисы, представительства, в основном, чисто гражданский профиль. Будет небольшая группа жилых домов четыре линейных, прямоугольных, на три подъезда, девятиэтажки, с квартирами эконом- и бизнес-класса. Два дома предполагается построить по ул. Пирогова, скорее всего эконом-класса. Односекционные, 14-16-этажные. Сколько займет жилой фонд из всей отведенной площади? Не более 60 тыс. кв. метров. Это, кстати, меньше, чем жилой фонд, который планирует возвести на проспекте Коптюга «АКАДЕМЖИЛСТРОЙ-1». Хочу подчеркнуть следующий факт. Территория, зарезервированная под технопарк, достаточно обширна. И негативное влияние человека на окружающую среду в жилой группе по ул. Пирогова сводится к минимуму. На одном гектаре будет проживать примерно 280 человек. Столько в стартовые пятилетки планировалось для районов «А», «Б» и «В» Академгородка. И это высший предел. Могу сказать совершенно точно в густонаселенные эти районы не превратятся. Анатолий Анатольевич, а как владельцы автотранспорта будут решать свои проблемы? Ведь они захватывают под стоянки все новые площади? Видимо, появится первая стоянка ярусного типа, четырех-пятиярусная каркасная конструкция. Мы понимаем, что никакими административными мерами не сдержать нарастающего потока личных автомашин, и очень трудно ограничить права автовладельцев. Ищем разные варианты, которые бы устроили всех. Но и ярусная стоянка требует соответствующего обустройства прилегающей территории? Пандусы, резервные площадки, въезды, выезды все эти технические проблемы нужно будет решить. Но мировая практика показывает, что это один из эффективных путей. Далее можно отрабатывать варианты вертикальной доставки машин на этажи, и тогда такая парковка будет самым экологически чистым и элегантным коммунальным сооружением. Проясните ситуацию со связующей магистралью, получившей бытовое название «дуга». Речь о градостроительном варианте магистрали. Англичане, разработавшие концептуальный проект, предлагали пять вариантов градостроительной дислокации технопарка на территории между научной зоной и университетской. Причем, предложения были довольно оригинальные. Таким образом они хотели подтвердить свое трепетное отношение к природе, приверженность экологической тематике. Дуга это был один из вариантов, и все (представители сторон, разных организаций, задействованных в реализации проекта) с этим согласились. Чем же взял данный проект? Собственно, это связующее звено давно уже работало. Еще в первых проектах, сделанных в Сибирском отделении, «дуга» фигурировала. В частности, я эту дорогу рассматривал, как обязательную. Ведь «дуга» по сути дубль той дороги, которая существует много-много лет: от ВЦ к университету, или перекрестку гостиница университет Торговый центр. Дежа вю! Но чем-то варианты отличаются? Ваш, например? Я узаконил тропу как магистраль и несколько урбанизировал. Англичане же сделали геометрически чистую дугу. Начинается она от проезда по ул. Пирогова, напротив главного корпуса ЦКБ, идет к тому «слому», где проспект Лаврентьева переходит в Университетский, затем до главного здания НГУ и непосредственно Университетский проспект. Анатолий Анатольевич, на ваш взгляд, обновленный проект наиболее оптимистичен? Изначально на эту дугу предполагалось «нанизать» почти тридцать зданий. В течение года в процессе диспута, поиска наиболее приемлемых вариантов, исследования состояния леса, уточнения контуров больного и здорового, проект корректировали. Параллельно шла проработка университетского комплекса, главного учебного корпуса. Вот конечная редакция. Всего тринадцать зданий. Повторю мысль, с которой, собственно, и началась беседа: территория, зарезервированная за технопарком, весьма значительна, и эти здания минимально повлияют на состояние окружающей среды. Проект будет содержать программу цивилизованного обновления окружающего лесного массива. Давайте сравним. В научной зоне здания расположились плотно 55-60 % земли занято ими. А здесь новые здания займут 18-20 %. При этом, надо иметь в виду, что создание технопарка для будущего Академгородка и науки в целом во всех отношениях судьбоносное. Когда предполагается приступить к реализации проекта? Это зависит только от того, когда стороны окончательно договорятся. стр. 6 |