«Наука в Сибири»
№ 44 (2579)
9 ноября 2006 г.

ЧЕГО ДОБИВАЮТСЯ БОРЦЫ
ЗА СОХРАНЕНИЕ ЗЕЛЕНОЙ ЗОНЫ
АКАДЕМГОРОДКА?

С. Габуда, д.ф.-м.н., профессор

Древние города строились вокруг крепостей, но, уже начиная со средних веков, центрами городов становились университеты. Поезжайте в любой город Европы, и что вы найдете в центре? Верно, университет. Та же тенденция сохраняется и сейчас. Уже в наше время вокруг Стэнфордского университета в США вырос процветающий и преуспевающий за счет науки городской ансамбль в 2 млн жителей, получивший название «Силиконовая долина».

А что делалось у нас, уже в наши достославные cоветские времена? Университеты под благими предлогами выталкивали за пределы городов и всяческими запретами ограничивали их несанкционированное развитие. Такая же судьба у нашего, Новосибирского университета. Это мелочь, что к нам, в Академгородок, не пустили работать режиссера Любимова, хуже то, что существовал и продолжает существовать целый ансамбль запретов и ограничений всяческого рода активности, особенно связанной с реализацией изобретательских талантов нашей молодой элиты. Дело дошло до сбора подписей «в защиту зеленой зоны», митингов и даже пикетирования здания Президиума СО РАН. Цель этих акций вроде бы благая — сохранение зеленой зоны у порога своего дома. Но что толку с зелени, если ради нее нельзя допустить развития высокотехнологичной инфраструктуры нашего Академгородка? Не допустим застройки центра — не создадим минимальных условий для привлечения наиболее активных и талантливых. Конечная цель подобных акций очевидна — это создание преград на пути естественного роста Академгородка, чтобы приостановить его дальнейшее развитие и обречь на деградацию. А что же будет с нашей элитой — жителями Академгородка? Идея у наших «борцов» та же, что была при коммунизме: максимум, что можно — взять земли 6 соток, притом на расстоянии не менее 10 км, сажать картошку и выживать. И ждать, ждать, ждать… прибавки к жалованию.

Хорошо бы в связи с этим вспомнить библейскую притчу о трех молодцах, получивших на сохранение по одному таланту. С тех давних пор слово «талант» приобрело иной, нарицательный смысл, но в библейские времена это была просто валюта, что-то около 32 кг серебра. Согласно Библии, первый из троицы свой талант попросту зарыл в землю для лучшей сохранности, второй промотал (пропил), а третий пустил в оборот — что-то купил, что-то «подшаманил», перепродал, а в итоге умножил капитал. Когда пришла пора отчитаться за полученные таланты, в абсолютном выигрыше оказался третий: он стал уважаемым человеком и равноправным управляющим компании. Второго превратили в невольника, а первый (закопавший свой талант) был проклят на вечные времена. На «том» свете, как сказано в Библии, его ждут «вопли и стоны, и скрежет зубовный». Вот какова оценка деятельности, направленной на подавление, или на «закапывание в землю» любого рода талантов, как нарицательных, так и буквальных.

Колесо прогресса неумолимо катится вперед, и наш Университет, с абсолютной неизбежностью, со временем окажется в центре Города, который будет благополучным для его обитателей, и в котором не будет одно лишь только «горе от ума». Но такой город еще предстоит строить, и при этом выиграют не те, кто постоянно твердит «нет», но те, кто сумеет в нужный момент и в нужном месте сказать «да».

стр. 4