«Наука в Сибири» ИЗ ПОКОЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ ГЕОГРАФОВ
Исполнилось 60 лет заместителю председателя Президиума Иркутского научного центра, кандидату географических наук, депутату Иркутской городской думы Алексею Васильевичу Белову.
Не каждому выпадает такая удача -- встретить человека, который становится учителем и другом на долгие годы. Алексею Белову повезло -- еще будучи студентом Ленинградского университета, он принял участие в крупнейшей в России комплексной экспедиции -- Амурской, где судьба свела его с Виктором Борисовичем Сочавой, уже тогда известным ученым. В те годы (почти сорок лет назад) большое значение придавалось таким экспедициям, их материалы играли серьезную роль в выборе стратегии развития крупнейших регионов страны. В них работали геологи, биологи, гидрологи, экономисты, социологи. Белов под руководством Сочавы занимался геоботаникой. Они быстро нашли общий язык -- увлекающийся, порывистый профессор и аккуратный, дотошный студент. Когда вернулись в Ленинград и встал вопрос о выборе будущей работы, Сочава предложил молодому географу поехать вместе в Иркутск -- "там ничего еще нет, даже института, зато поле для нашей науки необъятнейшее!". Алеша согласился не колеблясь, хотя были предложения и более заманчивые. Заявление, на котором размашистым почерком профессора была написано "принять старшим лаборантом" не показывал никому. Не поняли бы его однокурсники -- в сибирскую даль, да еще лаборантом. С дипломом-то ЛГУ! Да и родители, коренные ленинградцы, пережившие блокаду, далеко не сразу оценили его порыв. Но о принятом решении Алексей Белов ни разу не пожалел. Поле для научных изысканий в Иркутске тогда было действительно необъятное -- надо было изучать, систематизировать растительность от Амура до Урала. Сибирь тогда бурно осваивалась и знаний этих требовала сама жизнь. Виктор Борисович всегда рядом -- все понимающий, надежный. -- Отношения у нас с ним сложились особые, не как у учителя с учеником, я бы сказал, неформально родственные, -- рассказывает Алексей Васильевич. -- Человек он был замечательный, талантливый, обладающий обширнейшими знаниями -- один из лучших в стране системщиков в области географии. Умел выслушать, понять и принять чужое мнение. С ним можно было спорить, запросто прийти и заявить: "Мы тут с ребятами посоветовались (у меня на кухне) и решили..." В то же время я видел в нем некий маяк, на который нужно равняться. Даже определенную компоненту для себя выработал. Он прочел какую-то книгу, и я должен это сделать. Мы, например, одинаково были влюблены в поэзию. Правда, он предпочитал французскую, а я больше увлекался русской классикой серебряного века. Ревниво интересовались, кто какую книгу достал -- тогда это было большой проблемой. Мне, например, удалось раздобыть из спецфонда экземпляр Мандельштама, и я долго боялся ему говорить, чтобы не расстраивать. Они создавали базовый материал, на котором строилась и строится целая система выводов и рекомендаций. В 60-м году, когда Белов приехал в Иркутск, Институт географии Сибири и Дальнего Востока (тогда он так назывался) оказался на острие важнейших проблем. Создавались ГЭС, возникали новые города -- Братск, Усть-Илимск, Богучаны, позже -- БАМ, КАТЭК. К ученым постоянно обращались за помощью. Они выполняли множество программ, непосредственно касающихся практической жизни, прогнозировали последствия столь бурной деятельности человека, предупреждали и предлагали разумные решения. Надо сказать, что к их мнению тогда очень прислушивались. Но стержнем всей работы были, конечно же, фундаментальные исследования. На основе материалов, собранных в экспедициях, многолетних наблюдений и обобщений создавалась стройная система знания о географии и геоботанике региона. А.Белов, в частности, развил принципы и методы картографирования растительности, как одного из наиболее значимых компонентов геосистемы. Сегодня на их основе составляются легенды универсальных, обзорных, справочных и других карт растительности Сибири и России. Алексей Васильевич сам участвовал в создании целой серии карт. Особое место среди них занимает карта растительности юга Восточной Сибири (масштаб 1:1 500 000). Она имеет фундаментальное значение. -- Зеленый цвет -- основа жизни, -- говорит Алексей Васильевич. -- Мы зависим от растений -- питаемся ими, дышим кислородом, ими выделяемым, поедаем животных, которые кормятся ими. Нефть, уголь -- все это бывшие растения. И другие плоды цивилизации тоже так или иначе связаны с растениями. Но взгляните в окно самолета, и вы поймете, как хрупок зеленый мир -- тонюсенькая пленочка, лоскутами покрывающая "лысину" Земли. Разрушь ее -- и мы перестанем существовать. Насколько сложна эта система, доминирующая на Земле, можно судить по тому, что она является определяющим фактором для развития почвенных, гидрологических, геологических и других процессов. Она влияет на все и на нее влияет все. Возник избыток влаги -- и появляется сфагнум, который заболачиваем сам себя и создает торфяники, то есть меняет условия обитания. Мы должны понять, что находимся в сложной неуравновешенной системе и надо знать законы ее развития. Что такое растительность в биосфере? Как устроена ее структура, организация, динамическое развитие, как она взаимодействует с окружающей средой? Как деятельность человека влияет на эти процессы и как сделать это влияние не разрушающим? Ответы на эти вопросы мы всегда искали и продолжаем искать. Более 150 научных работ по актуальным проблемам геоботаники опубликовано А.Беловым. Среди них такие, как "Охрана и рациональное использование растительного покрова", "Долгосрочное прогнозирование развития растительности" и другие. Недавно закончена работа над созданием "Эколого-географической карты России" (масштаб 1:4 000 000) и скоро выйдет в свет "Экологический атлас Иркутской области". Научную деятельность ему приходится сочетать с организационной и общественной работой. Он заместитель председателя Президиума Иркутского научного центра, член редколлегии журнала "География и природные ресурсы", депутат городской думы Иркутска. Сейчас у него уже есть свои ученики и последователи, но сколько бы лет ни прошло и сколько б не было за плечами побед, он часто вспоминает своего учителя, профессора В.Сочаву, называя встречу с ним определяющей в своей жизни.
Г.Сергеева.
стр. |