«Наука в Сибири»
№ 17 (2852)
26 апреля 2012 г.

БЕЗУСЛОВНЫЙ ПРИОРИТЕТ
НАУКИ

Из выступления В. А. Толоконского, полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе.

Иллюстрация

Прежде всего хотелось бы подчеркнуть, что доклады, которые мы услышали, производят сильное впечатление, поскольку налицо масштабный результат исследовательской деятельности институтов Сибирского отделения РАН. Немало примеров качественного укрепления и развития материальной базы, лабораторных экспериментов, действия инновационной, технопарковой инфраструктуры, создания базовых условий для того, чтобы разработки ученых могли быть скорее реализованы в экономике и выходили на рынки на мировом уровне — за счет этого удается решать много проблем. Несомненно также повышение качества и эффективности подготовки новых молодых кадров для науки. Думаю, для всех присутствующих очевидно, что именно наука играет особую роль в решении всех задач развития — экономики, образования. Мы можем и должны сохранять и укреплять мировую конкурентоспособность.

Ведь именно научный потенциал является основой и гарантией того, что мы сможем успешно решать задачи развития регионов Сибири. Безусловно, только на основе научных достижений и разработок можно эффективно осваивать эти природные богатства и ресурсы, которыми обладают данные регионы, только за счет современной науки можно выйти на иное качество использования имеющихся природных ресурсов. Формируются специальные программы глубокой переработки всех видов сырьевых ресурсов, которые имеются на территории Сибири. Именно за счет современной науки можно и должно сформировать инновационную, новую экономику, без которой не только не решим первый блок задач, но и вряд ли можно объяснить социальную привлекательность региона, сохранять молодые кадры и достигать тех параметров эффективности, о которых говорят руководители государства. Поэтому, понимая безусловный приоритет науки в развитии Сибирского региона, я схематично назову некоторые задачи развития, усиления государственной поддержки сибирской науки. Это необходимо для того, чтобы эффективно решать все эти задачи.

Действительно, в последнее время финансирование увеличилось, но я думаю, что невозможно говорить о развитии науки без наращивания бюджетных вливаний. Очень важно понимать, что это вряд ли может произойти революционным способом, здесь, скорее, надо активно подключить два новых направления, правильно понимать и оценивать со стороны возможности науки в реализации тех больших федеральных программ, которые сейчас формируются. Об одной из них председатель СО РАН А. Л. Асеев говорил подробно — это получение государственного заказа науки для выполнения большой программы мероприятий в сфере обороны и безопасности. Совершенно очевидно, что те огромные средства, которые запланированы на эти программы, невозможно осуществить без новых разработок, технологий, без того, что может и должна реализовывать только наука. И здесь нужно точно вписаться в эти направления.

Как я уже сказал, у нас имеются масштабные программы по глубокой переработке ресурсов. Мы не можем продолжать заниматься добычей традиционных видов ресурсов — нефти, газа, угля, не говоря уже о более сложных и ценных ресурсах — без технологий глубокой переработки. Надо создавать особую нефтегазохимию, углехимию, на юге Западной Сибири нужно обеспечивать глубокую переработку даже такого традиционного ресурса как зерно; здесь будут особые государственные программы, которые без науки реализовать невозможно. Совершенно очевидно, что появятся и глобальные государственные программы, направленные на развитие медицины и улучшение качества жизни. И опять же, не может быть прогресса без современных исследований в этой сфере — биологии, биотехнологии.

Во время своего недавнего посещения двух институтов СО РАН биологического профиля я увидел в этом направлении очень интересные результаты, есть проекты, которые должны финансироваться специально, дополнительно, за счет особых федеральных программ. Кроме того, мне представляется очень важным не упускать, а наоборот, максимально активизировать работу по более точной адаптации самих институтов. Считаю, что это движение не может быть односторонним: нужно самим создать дополнительные условия для привлечения средств. Достаточно сложно получить качественный прирост финансирования, если ничего не меняется в структурном плане. Поэтому в каких-то случаях могут формироваться национальные центры и за счет этого создаваться специальные программы, возникать дополнительные задачи, интеграционные кластерные проекты, когда объединяется много подразделений, научно-образовательные центры с более точной и системной интеграцией научно-исследовательских институтов и университетов. А под эти новые организационно-структурные образования — закладываться специальные средства. Вот в этом направлении все мы должны активно работать — это будет основой для качественного увеличения и государственного бюджетного финансирования.

Однако понятно и то, что одним бюджетным финансированием проблем не решить. Как показали предыдущие докладчики, институты СО РАН умеют привлекать заказчиков. Более того, совершенно очевидно, что без повышения востребованности науки тоже нельзя будет много сделать (это касается и привлечения финансов), поэтому нужно принять целый ряд решений. И самое главное — надо, чтобы экономика активней работала с академическими институтами и университетскими центрами, а для этого потребуется обновить некоторые статусные нормы функционирования академических институтов. Должно присутствовать больше свободы, адаптации к экономической интеграции, иначе возникнет ситуация, когда какие-то крупные компании начнут создавать научные центры заново, поскольку будет затруднено взаимодействие, усложнятся интеграционные процессы. И получится, что фундаментальная наука с накопленным потенциалом и уникальными исследовательскими возможностями будет страдать от недостатка заказов, а какие-то корпорации станут создавать с нуля научные центры, а это — потеря времени. Вот для такой интеграции, возможно, и потребуется особый статус.

Считаю также, что государство должно принимать меры по развитию и масштабированию инновационной и технопарковой инфраструктуры. Конечно, еще рано говорить о результатах работы свободной экономической зоны и Новосибирского технопарка, но мне кажется, что потенциальные возможности очевидны. На глазах улучшается качество работы новых инновационных компаний, университеты и институты уже по-другому реагируют на очень многие запросы экономики. На самом деле здесь не очень существенны вложения, более важна идеологическая твердость, важно придерживаться такого пути развития. И, конечно, с учетом «географии» — Сибирскому отделению необходимо, чтобы в этот процесс включались и другие регионы. Здесь при небольших вложениях средств можно получить хороший эффект развития науки. Конечно, говоря о развитии науки, мы имеем в виду и систему подготовки кадров. Нельзя сказать, что здесь нет продвижения, но сама ситуация, когда высшее образование переходит на двухуровневую систему, предполагает более быстрые и концентрированные решения. Нужно максимально задействовать межуниверситетскую и межинститутскую интеграцию, чтобы готовить кадры самого высокого уровня.

Принципиально важным для развития научных центров считаю и качественное улучшение социально-бытовой, коммунальной и транспортной инфраструктуры. Думаю, во многих регионах Сибири, в том числе и в Новосибирске, мы недостаточно используем то объективное преимущество, которое исторически создано — наука сконцентрирована в городках, наукоградах. То есть имеются условия, позволяющие легко сконцентрировать бюджетные ресурсы субъектов федерации и города на том, чтобы именно здесь в первую очередь создавать современные условия, касающиеся строительства всех объектов. Но здесь должна быть и федеральная поддержка, иначе мы будем по-прежнему находиться в некотором вакууме.

стр. 8