«Наука в Сибири»
№ 23 (2409)
20 июня 2003 г.

МАТЕМАТИКА В XXI ВЕКЕ

Международный конгресс "Математика в XXI веке. Роль механико-математического факультета Новосибирского государственного университета в науке, образовании и бизнесе". Новосибирск, Академгородок, 25–28 июня 2003 года.

Выпускники ММФ НГУ:
декан ММФ чл.-корр. РАН С. Гончаров
директор ФМШ им. М.А. Лаврентьева чл.-корр. РАО А. Никитин

Можно говорить о математике в различных планах: поставить во главу угла отдельные направления, задачи или идеи, творчество великих или выдающихся математиков, достижения различных сообществ. А можно говорить о математике как едином целом, в котором тесно переплетаются понятия и методы, творчество и достижения, философские основы и приложения.

Несомненно только то, что на протяжении нескольких тысячелетий всякое серьезное образование необходимо подразумевает знание арифметики, геометрии и диалектики (логики). Еще две-три тысячи лет тому назад были очевидные применения математики в экономике: собрать дань или налог, подсчитать проценты с должника, правильно установить границы земельных участков, произвести подсчет провианта для военного похода и т.д. При этом решались и инженерные задачи: построить храм, дом, возвести плотину, провести оросительный канал и др. Затем появились задачи, связанные с мореплаванием: построение карт, расчет длин пути и пр. Астрономия была одним из главных предметов в обучении — построение календарей и использование в навигации. Заметим, что важным предметом была диалектика (логика).

Конец XIX — начало XX вв. ознаменовались несколькими программами развития математики: Эрлангенская программа Феликса Клейна, проблемы Давида Гильберта (1900, Париж, 2-й Межд. Матем. конгресс), доклад А.Пуанкаре "Будущее математики" (1908, Рим, 4-й). Почти единодушное признание получила теория множеств Г.Кантора, математическая логика вошла в список математических дисциплин. По инициативе Ф.Клейна была издана "Энциклопедия математических наук". Важнейшими направлениями развития математики в то время предполагались: теория аналитических функций — "ведущая" математическая дисциплина XIX в., теория функций действительного переменного, аналитическая теория дифференциальных уравнений и др. Традиционными областями были: теория чисел, геометрия, теория вероятностей и математическая статистика. Новыми областями были: топология, алгебра и др. Отметим еще одну особенность развития математики в тот период: в связи с потребностями практики возникает необходимость пересмотра программ средней и высшей школы — процесс, которому не видно конца...

Прошло двадцатое столетие, уже третий год мы живем в третьем тысячелетии. Какое влияние на математику оказали сравнительно молодой механико-математический факультет и физико-математическая школа им. М.А.Лаврентьева Новосибирского государственного университета? К преподаванию на нашем факультете в разные годы имели или продолжают иметь непосредственное отношение всемирно известные специалисты в области математики, механики, информатики, экономики: академики — М.А.Лаврентьев, А.Д.Александров, А.С.Алексеев, А.А.Боровков, И.Н.Векуа, С.К.Годунов, А.П.Ершов, Ю.Л.Ершов, Ю.И.Журавлев, Л.В.Канторович, П.Я.Кочина, М.М.Лаврентьев, В.Л.Макаров, А.И.Мальцев, Г.И.Марчук, В.Н.Монахов, Л.В.Овсянников, Ю.Г.Решетняк, С.Л.Соболев, Ю.И.Шокин, Н.Н.Яненко, члены-корреспонденты — Б.Д.Аннин, С.С.Гончаров, А.Н.Коновалов, В.Е.Котов, А.А.Ляпунов, В.Д.Мазуров, Б.Г.Михайленко, Г.А.Михайлов, П.И.Плотников, В.В.Пухначев, В.Г.Романов, И.А.Тайманов, В.М.Тешуков, А.М.Федотов, В.Г.Хорошевский, М.И.Каргаполов, В.В.Шайдуров, А.И.Ширшов и др.

Наличие сообщества выдающихся математических научных школ и их лидеров обеспечивает не только высокий уровень подготовки специалистов, но и разработку актуальных направлений современной математики и ее приложений. На конгрессе в докладах ведущих специалистов мирового класса в области математики и ее приложений будут обсуждаться перспективы развития математики в XXI в.

В этом столетии в эпоху формирования нового информационного общества важнейшим из приложений безусловно является сфера образования, в которой ее математическая составляющая играет фундаментальную роль. Обсуждение проблем математического образования в средней и высшей школе, а также в элитных университетах таких, как Московский, Новосибирский и Санкт-Петербургский является одной из главных тем нашего конгресса. Несомненно, что в рамках круглого стола по проблемам математического образования будут подняты актуальные проблемы реформ и реформирований в школьном образовании, которые в настоящее время волнуют как специалистов-математиков, преподавателей вузов и школ, так и родителей.

Проблема становления и развития математики в Сибири на международном уровне, исторические аспекты и анализ опыта, обеспечившего успехи выпускников ММФ НГУ в науке и образовании, бизнесе и управлении, современных производствах и новой экономике будет также предметом обсуждения на круглых столах Конгресса.

Мы убеждены, что в работе конгресса будут активно участвовать не только специалисты, работающие в области математики и ее приложений, но и учителя школ, преподаватели вузов, научные работники... — все, кому не безразлично развитие математических наук и образования в России.

Организаторами и инициаторами конгресса являются выпускники ММФ НГУ, работающие, как в науке и образовании, так и в самых разнообразных сферах деятельности, объединенные в "Клуб друзей ММФ НГУ".

Участникам конгресса предлагается широкая культурная программа: футбольный матч, вечер встречи ветеранов ССО, вечер бардовской песни, дискотека в стиле 80-х, встреча всех поколений выпускников ММФ. Так уж получилось, что время проведения конгресса совпадает с сорокалетием со дня первого выпуска.

Более подробную информацию о конгрессе можно получить в интернете: http://www.sbras.ru/ws/MMF-21.

стр. 7