«Наука в Сибири»
№ 24-25 (2410-2411)
27 июня 2003 г.

ТОМСК: ЧЕМ СЛАВЕН, НА ТО И НАДЕЖДА

История и действительность все настоятельнее увязывают томские перспективы с наукой и высшей школой.

Виктор Нилов,
собкор "НВС"

Томские журналисты и политики любят к месту и не к месту называть свой город "Сибирскими Афинами". В то же время кто-нибудь из новоявленных депутатов нет-нет да и заявит вдруг, что вузы и академию надо бы "поужать". Сейчас, правда, подобные "реформаторы" приумолкли. Возможно, потому, что, как заявил недавно губернатор Виктор Кресс, "союз науки и бизнеса имеет все шансы вывести Томскую область в число самых динамично развивающихся регионов России". В подтверждение этому не мешает сделать экскурс в историю "Сибирских Афин".

Томск стал первым университетским городом к востоку от Волги. В 1900 году к университету добавился еще и технологический институт, а спустя десяток лет — высшие женские курсы.

В 1912 году профессор Томского университета И. Малиновский свою работу "Томск — просветительный центр" заключил словами: "Все это вместе взятое дает Томску право на почетное наименование "Сибирские Афины". В число "всего этого вместе взятого" профессор включил не только вузы, а имевшийся в наличии образовательный комплекс. К тому времени в Томске было 104 учебных заведения: три высших, одиннадцать средних и девяносто начальных.

Конечно, без высшей школы не стать бы Томску никакими "Афинами", но и ее одной недостаточно. Большое значение имели книжное и библиотечное дела и ученые общества. Первое из них — естествоиспытателей и врачей — открылось при университете практически вместе с началом его работы. Затем последовали другие открытия, и, что существенно, имелась масса иных обществ и проявлений общественной жизни.

В 1906 году при Томском университете открылся бактериологический институт, будущий ТомНИИВС. У студентов здесь проходили практические занятия по химии и бактериологии. На трех отделениях велись научные исследования, лечение от бешенства, изготавливались разнообразные вакцины и сыворотки. По сути, это был первый научно-исследовательский институт в Сибири.

Вузовские преподаватели во многом стали определять как общественную жизнь, так и развитие томской экономики. И университет, и технологический институт вошли в число главных градообразующих факторов. До Первой мировой войны Томск развивался бурными темпами. В промежутке 1897–1912 годов его население увеличилось в два раза — до ста тысяч человек, и он выходил на первое место в Сибири по числу жителей, а по объему бюджета находился в первой десятке крупных городов империи.

Несмотря на коллизии Гражданской войны, высшая школа оставалась в Томске определенным уголком стабильности. Учебные занятия надолго не прекращались, научная работа не затихала.

Время между Гражданской и Великой Отечественной войнами — труднейшее в истории Томска. Бывшая столица огромной губернии превратилась в райцентр. Город не растерял своего былого значения окончательно благодаря тому, что исполнял роль "кузницы кадров" и помогал осуществлению Урало-Кузбасского проекта.

В 20–30-е годы высшая школа страны пережила довольно болезненную перестройку. Город не попал в число центров индустриализации, что весьма плачевно отразилось на его развитии. Томскую ситуацию начала тридцатых без обиняков обрисовал писатель Илья Эренбург: "Томск должен умереть, но у него есть университет".

К началу войны вузовская жизнь в какой-то степени стабилизировалась. С середины тридцатых в Томске работало более пяти вузов, в том числе вышедшие из госуниверситета медицинский и педагогический институты. На базе Томского технологического был создан целый ряд новых сибирских вузов. Отметим, что в Томском госуниверситете уже в тридцатые годы были заложены основы системы подготовки студентов и научной деятельности при опоре на собственные НИИ: биологический, математики и механики и особенно на Сибирский физико-технический институт. Вскоре подобную систему стал активно развивать в индустриальном институте (бывшем технологическом, ныне политехническом университете) его ректор А.Воробьев.

В военные годы сибирская "кузница кадров" обзавелась оборонкой и стала промышленно-вузовским городом и областным центром. Вузы активно участвовали в послевоенной конверсии промышленности и ее дальнейшем развитии, не забывая, естественно, о фундаментальных исследованиях. Возникли научно-студенческие общества, сложилась целая система НИРС — научно-исследовательской работы студентов.

Высокий научно-вузовский потенциал позволял оперативно отвечать на запросы народного хозяйства и выполнять важные государственные задачи. В качестве примеров можно назвать возникновение в политехническом и госуниверситете новых факультетов для подготовки специалистов для атомной и радиоэлектронной промышленности. На базе радиотехнического факультета политехнического в шестидесятых возник новый вуз — нынешний ТУСУР. Будучи до создания Сибирского отделения Академии наук главным научным и учебным центром Сибири, Томск активно развивал свою высшую школу. Хотя она имела федеральное подчинение, большое значение для нее имели взаимоотношения с местной властью. Е.Лигачев хорошо понимал роль научно-вузовского комплекса, и в середине семидесятых родился томский Академгородок. Большинство институтов Томского научного центра СО РАН, а также центра СО РАМН имеют корни в томских вузах. Между академическими центрами и высшей школой сразу установилось тесное и взаимовыгодное сотрудничество.

Все шесть томских вузов довольно успешно преодолели перипетии 90-х годов и стали университетами. В них обучается порядка ста тысяч студентов. Условия рынка диктуют высшей школе новые задачи, а для их решения выдвигаются разнообразные планы и предложения. Часть из них предполагает усиление сотрудничества с Российской академией наук. Надежды на успех вселяет то, что в намеченной перспективе научно-образовательный комплекс Томска должен стать определяющим в экономике области.

стр. 6-7