«Наука в Сибири»
№ 20-21 (2605-2606)
24 мая 2007 г.

МИССИЯ ВЫПОЛНИМА

В Институте экономики и организации промышленного производства СО РАН сформированы теоретические и методологические основы разработки стратегических документов социально-экономического развития субъектов федерации на долгосрочную перспективу.

Иллюстрация

О том, что легло в основу разработки и что представляет собой стратегия развития субъекта федерации рассказал читателям «НВС» ведущий специалист в области региональной экономики, заместитель директора института Вячеслав СЕЛИВЕРСТОВ.

Эти разработки опирались на серьезный научный и практический задел, который был накоплен в ИЭОПП СО РАН за все годы его существования, а именно — на программный метод решения народнохозяйственных и региональных проблем и современный экономико-математический инструментарий в виде комплекса народнохозяйственных, отраслевых, межрегиональных и региональных моделей. Все это в свое время в полной мере было использовано при разработке важнейших стратегических документов, таких, как программа хозяйственного освоения зоны БАМ, программа развития Ангаро-Енисейского региона, Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса и т.д. Наиболее значимым результатом последних лет явилась разработка Стратегии социально-экономического развития Сибири и Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года.

О Стратегии развития Сибири было сказано достаточно много, в том числе на страницах «Науки в Сибири». Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области интересна тем, что в ней были сконцентрированы новые подходы к разработке программных документов субъекта федерации, учитывающие как новые экономические реалии, так и новые методы исследований, анализа и прогнозирования региональной экономики.

Наличие долгосрочной стратегии — в настоящее время необходимое требование цивилизованного управления субъектами федерации. Надо сказать, что не все субъекты федерации имеют такой документ, хотя Министерство регионального развития, которое отслеживает все стратегические документы, разрабатываемые регионами, ставит довольно жесткие условия: для того, чтобы претендовать на федеральные ресурсы, регион должен иметь стратегические программы развития.

Примерно год назад был объявлен тендер на разработку стратегии Новосибирской области. Участвовали в конкурсе несколько серьезных московских организаций, занимающихся разработкой таких документов, и наш институт. По совокупности представлений, которые разработчики вынесли на суд администрации НСО, предпочтение было отдано ИЭОПП.

Уже с самого начала разработки Стратегии развития Новосибирской области мы исходили из того, что в современных условиях практически исчерпали себя традиционные подходы к подготовке программных документов регионального развития, основанные просто на анализе современной ситуации и прогнозе перспективной отраслевой структуры хозяйства. Поэтому был предложен новый подход, суть которого состояла, с одной стороны, в использовании принципов проектной экономики, механизмов государственно-частного партнерства, ориентации на экономику знаний и инновации, с другой — в сильном балансовом обосновании и применении современного экономико-математического инструментария для осуществления сценарных расчетов перспективного развития региона. В таком понимании Стратегия социально-экономического развития субъекта федерации, в данном случае — Новосибирской области должна быть предназначена не только для региональных и федеральных органов власти. Она должна быть адресована и бизнес-сообществу, интересы которого учитывались при разработке документа, и населению региона, ради которого были поставлены основные цели Стратегии и будут решаться ее основные задачи. В результате был разработан социально и инновационно ориентированный программный документ нового типа.

Постараюсь в тезисном порядке рассказать о сути нашего подхода и об основных результатах.

Иллюстрация

На блок-схеме показаны основные задачи, направления работ и взаимосвязи Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года.

Центральное место в Стратегии занимают обоснование и расчет сценариев долгосрочного социально-экономического развития, которые выполнялись с использованием современного и оригинального экономико-математического инструментария и тщательно отработанной информационной базы. Сценарии долгосрочного развития пронизывают все разделы разработанного документа, и они увязывались с перспективными инвестиционными проектами, которые были предложены и отобраны в ходе разработки Стратегии. Всего в данном документе было рассмотрено более 80-ти инвестиционных проектов.

Обоснованность всех программных документов регионального развития в существенной степени определяется тем, насколько полно проработаны ресурсные ограничения, которые связаны с расчетами укрупненных балансов производства и распределения продукции, балансов трудовых ресурсов и балансов топливно-энергетических ресурсов. В Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области расчет этих балансов осуществлялся с использованием комплекса макроэкономических и межотраслевых моделей. Балансовые обоснования и расчеты — это, в нашем понимании, неотъемлемая часть составления перспективных документов регионального развития, но, к сожалению, она зачастую проходит мимо разработчиков региональных стратегий.

Традиционные анализ и прогноз отраслевой структуры производства в новосибирской стратегии мы заменили на обоснования и расчеты формирования на территории области территориально-отраслевых кластеров — новых сетевых форм организации производства, возникающих в наиболее конкурентоспособных секторах экономики Новосибирской области, являющихся основными точками роста в долгосрочной перспективе и формирующих имидж региона в масштабах России и в системе мирохозяйственных связей. Кластеры — это совокупность предприятий и обслуживающих производств, которые одновременно и взаимодействуют, и конкурируют при достижении единой цели. Неотъемлемая часть кластера — его инновационная направленность.

Иллюстрация

Безусловно, главным направлением развития Новосибирской области является формирование научно-образовательного кластера — это создание новой инфраструктуры инноваций, создание экономики знаний со средним и высшим образованием, ядром которой станет запланированный технопарк «Академгородок». Нужно сказать, что инновационный раздел Стратегии был разработан особенно тщательно, он фактически составляет сердцевину данного документа. По мнению независимых экспертов, оценивавших Стратегию на заседании Межведомственной комиссии в Министерстве регионального развития, Стратегия развития НСО выгодно отличается от стратегий других регионов именно своей инновационной направленностью и обоснованностью направлений инновационного развития. Думаю, что на страницах нашей газеты эта тема будет раскрыта более подробно.

Второй по значимости кластер — транспортно-логистический, он также является важнейшим инвестиционным направлением стратегии области и должен превратить новосибирский транспортный узел в один из главных транспортно-логистических центров востока России, функционирующий на принципах государственно-частного партнерства. Предполагается усиление железнодорожного хода на Казахстан, создание нового автотранспортного хода на Китай, строительство второй взлетно-посадочной полосы и дальнейшее развитие аэропорта «Толмачево», создание сети логистических парков и центров.

Важное значение в Стратегии уделено формированию строительного кластера. Насколько он важен, не надо говорить. Жилищная проблема в целом по стране, как и в Новосибирской области, очень острая, хотя и по темпам, и по качеству строящегося жилья наша область сейчас занимает передовые позиции.

Еще одно очень перспективное направление — это формирование кластера электротехнического и электроэнергетического машиностроения. В Новосибирской области сконцентрировано достаточно много предприятий, которые работают на обслуживании энергетического хозяйства России, которое сильно устарело и требует модернизации. В Стратегии показаны направления развития и реконструкции таких производителей как ОАО «НЭВЗ-Союз»; ОАО «Элсиб»; ПО «Север»; ОАО «Сибстанкопривод»; ЗАО «Завод Сибирского технологического машиностроения», предприятий инновационной сферы, входящих в ассоциацию «СибАкадемИнновация» и программу «Силовая электроника Сибири» и др., которые составят ядро данного кластера и позволят ему сформировать новое эффективное направление развитии индустрии региона.

Кластер потребительских услуг. В последние десятилетия Новосибирская область фактически переориентировалась на развитие системы сферы услуг: все, что связано с оптово-розничной торговлей, образовательными, медицинскими, финансовыми, телекоммуникационными услугами и т.д. В настоящее время около 60 процентов валового регионального продукта региона приходится на сферу услуг. На самом деле это не так уж и плохо, многие страны мира развиваются таким путем, просто нужно сферу услуг поднять на принципиально новый уровень, чтобы она соответствовала реалиям времени, и в Стратегии определены такие направления.

К выбору кластеров мы подошли не механически, мы выбрали самые приоритетные направления, куда должны быть направлены основные силы и средства. Но это не означает, что не будет развиваться пищевая, перерабатывающая, легкая промышленность, сельское хозяйство. Мы выделили реально конкурентоспособные, инновационно-направленные комплексы производств, которые на самом деле могут реализовать новые принципы организации производства и управления. В результате мы не просто занимались прогнозированием развития отдельных отраслей, отраслевых комплексов и т.д., а рассматривали конкретные инвестиционные проекты, проекты развития отдельных территорий, проекты, которые имеют конкретных заказчиков и исполнителей.

Как говорилось выше, все перспективное развитие Новосибирской области рассматривалось через призму социального развития. В Стратегии поставлена напряженная, но вполне реальная задача превращения Новосибирской области в один из наиболее комфортных для проживания, труда и отдыха регионов страны с высоким уровнем благосостояния и культуры. Для адекватного отражения в Стратегии основных проблем социальной сферы региона и их решения было предложено использовать идею приоритетных национальных проектов как главных направлений решения наиболее острых социальных проблем, стоящих перед российским обществом, модернизировать и распространить на долгосрочную перспективу формы и механизмы реализации этих проектов с учетом специфики Новосибирской области, возможностей решения социальных проблем на принципах федерального и регионального софинансирования и возможного использования принципов корпоративной социальной ответственности бизнеса.

Иллюстрация

Известный факт, что во всем мире движущей силой экономического развития страны, любой территории является средний класс, и он составляет обычно до 60 процентов населения. Сегодня у нас большую часть населения региона составляют низкообеспеченные слои. В Стратегии Новосибирской области мы показали, что есть реальная возможность обеспечить устойчивый рост благосостояния и качество жизни населения, и примерно через 20 лет прийти к тому, что средний класс составит более половины населения региона, вырастет индекс развития человеческого потенциала практически до современного уровня развитых стран, уровень жизни, долголетие, улучшится демографическое положение, уменьшится безработица и т.д. Во время подготовки стратегии мы по-новому посмотрели на проблемы социального развития, социальную структуру общества, применили новые подходы к развитию сельской местности, которая занимает у нас огромные территории. В частности, были предложены элементы концепции сельского развития Новосибирской области.

Какие этапы мы прошли при разработке Стратегии? На первом этапе был проведен детальный анализ конкурентных особенностей Новосибирской области, выявлены основные проблемы и угрозы и сформулированы стратегические альтернативы для нашего региона. Это послужило основой для разработки содержательных сценариев развития Новосибирской области, параметры которых рассчитывались с применением комплекса экономико-математических моделей, при этом особый акцент делался на расчет и обоснование различных балансов (трудовых ресурсов, топливно-энергетических ресурсов и др.). Параллельно осуществлялась селекция инвестиционных проектов, сводные характеристики которых были «встроены» в модельные расчеты. Параметры сценариев характеризовали материально-вещественные ограничения на будущий рост производства. Параллельно рассчитывались основные параметры социальной политики и делался демографический прогноз, прогноз социальной структуры населения региона (с акцентом на изучение тенденций формирования среднего класса) и прогноз основных показателей уровня жизни. Направления реализации наиболее важных социальных задач рассматривались через призму приоритетных национальных проектов.

Далее проводилось обоснование главных направлений инновационной, промышленной, кластерной, пространственной политики перспективного развития Новосибирской области, которые должны обеспечить реализацию двух основных конкурентных преимуществ данного региона: уникального научно-образовательного и инновационного потенциала и выгодного геополитического и экономико-географического положения. На завершающем этапе были сформулированы необходимые институциональные условия и механизмы осуществления Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области.

Работа над Стратегией была организована таким образом, что на начальном этапе каждую среду мы проводили семинары («круглые столы») по обсуждению отдельных проблем, и в них участвовали разработчики данного документа, представители власти разного уровня, бизнеса, общественных структур. Мы провели более 30 таких заседаний, которые фактически представляли собой «мозговой штурм», направленный на поиск решений по определенной проблеме развития региона. Поэтому сказать, что стратегия — плод только научного исследования — нельзя. Нам важно было вовлечь в эту работу все заинтересованные стороны, и мы эту задачу решили. Мы привлекали и Межрегиональную ассоциацию руководителей предприятий, Директорский форум, который организован на базе нашего института, другие организации. Сейчас основные положения этой стратегии представлены на сайте Администрации Новосибирской области, и каждый может высказать свое мнение и внести свои предложения. После чего состоится заключительная стадия — заседание Стратегического совета при администрации области, общественные слушания, принятие Стратегии в Областном совете. Сейчас мы прошли важный этап обсуждения Стратегии на заседании Межведомственной комиссии в Министерстве регионального развития РФ и на заседаниях Совета Администрации Новосибирской области, где этот программный документ был оценен весьма высоко.

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН был основным разработчиком Стратегии, но для выполнения работы были привлечены институты СО РАСХН, СО РАМН, Сибирский университет потребкооперации, Институт комплексных исследований транспортных систем, Институт стратегии и тактики бизнеса. Мы работали в тесном контакте с Сибирским центром поддержки общественных инициатив, который помимо разработки части «социального блока» Стратегии в настоящее время участвует в обеспечении общественной экспертизы данного документа.

Мы не монополизировали эту разработку, мы старались вовлечь наиболее сильных партнеров в работу, чтобы документ удовлетворил и власть, и бизнес, и население, и науку. Все мы кровно заинтересованы в развитии нашего региона, мы здесь живем, и мы не только отвечаем за разработку этой стратегии, но и будем продолжать сопровождать ее в пути по жизни.

Я успел рассказать только о некоторых элементах стратегии и об ее концепции. Все желающие могут более подробно ознакомиться с ней на сайте Обладминистрации. В Стратегии дано следующее определение миссии Новосибирской области — «Превращение в главный инновационный центр на востоке России, отвечающий вызовам XXI века и в один из наиболее комфортных для проживания, труда и отдыха регионов страны». Мы считаем, что при консолидации усилий всех ветвей власти области, бизнес-сообщества, всего населения региона, поддержке и сотрудничестве со стороны федерального центра, эта миссия стратегии выполнима.

Подготовила В. Садыкова, «НВС»
Фото В. Новикова

стр. 5-6