«Наука в Сибири»
№ 18-19 (2653-2654)
8 мая 2008 г.

МОТИВАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Из выступления вице-губернатора Новосибирской области Г.А. Сапожникова.

Иллюстрация

Хотел бы отметить несколько важных вопросов. 11 апреля состоялось заседание Совета по стратегическому развитию Новосибирской области, где рассматривали текущее состояние дел и неотложные меры по строительству технопарка в Академгородке, а также системные вопросы формирования в Новосибирской области инновационной экономики. Фактически я отчитался о результатах совместной работы по созданию базовых условий развития региональной инновационной системы и представил конкретный план дальнейших действий.

В настоящее время основные элементы системы достаточно развиты: имеется мощный научно-образовательный комплекс; принят комплекс законов Новосибирской области; сформирован ряд технологических кластеров; отлажены конструктивные связи с предпринимательством научно-технологического профиля преимущественно на основе партнерства с ассоциациями фирм малого и среднего бизнеса; развивается инновационная инфраструктура. Эти базовые условия должны обеспечить эффективную систему организации, регулирования и мотивации инновационного развития области.

При этом мы осознаем необходимость вовлечения в этот процесс всех слоев общества, институтов государственного управления, науки, образования, субъектов экономической деятельности и общественных организаций. Кроме того, на рынке нас не ждут. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики необходимо сформировать приоритеты в тех секторах науки и экономики, где Новосибирская область имеет или может иметь конкурентные преимущества. Такие приоритеты обозначены и, уверен, в ближайшие дни губернатор Новосибирской области подпишет соответствующий нормативно-правовой документ.

Среди ключевых факторов совместно с научным сообществом выделили: диверсифицированную экономику, где ведущая роль принадлежит наукоемким отраслям; усиление инновационной активности специалистов, компаний и научно-образовательного комплекса; повышение качества подготовки кадров для инновационной экономики и сокращение сферы неквалифицированного труда; поиск новых форм деятельности, которые бы нас объединяли. Ясно, что в основе должен быть программно-целевой подход на основе долгосрочного планирования (в 2007 г. принята Стратегия социально-экономического развития области до 2025 г., разработанная учеными ИЭОПП СО РАН); эффективное взаимодействие с федеральным центром, тем более, что в настоящее время активно начинают работать такие новые институты развития как Российская венчурная компания, Российская корпорация нанотехнологий, Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий, наукограды, особые экономические зоны, технопарки в сфере высоких технологий и др.; и, конечно же, особое внимание развитию социальной сферы, обеспечивающей благоприятные условия жизнедеятельности. Администрация области совместно с Президиумом СО РАН, в частности, реализует программы поддержки молодых ученых, включая приобретение жилья. Подготовлен также проект закона, где прописана категория жителей Новосибирска, деятельность которых связана с наукой и инновациями. Предлагается новая форма обеспечения жильем этой категории граждан. Планируется выдавать дотации на приобретение жилья в объеме 300 тыс. руб. на семью плюс 50 тыс. руб. за ребенка.

С кем бы мы не обсуждали инновационную деятельность, развитие науки и технологий, всегда упоминается вопрос кадрового обеспечения. Пользуясь случаем, обращаю ваше внимание на ряд реализуемых в Новосибирской области программ и приглашаю к сотрудничеству. Это, например, Президентская программа подготовки управленческих кадров. В частности, в программе имеется направление по инновационной деятельности (в НГУ). Здесь нужна также активность институтов. Кроме того, администрация выделила около 10 млн руб., и в девяти ведущих вузах созданы Центры развития инновационных компетенций (ЦРИК). Работодатель может обратиться в такой центр, и ему сформируют команду из студентов, которые начнут раннюю специализацию в интересах работодателя. А второй основной задачей ЦРИК является формирование еще на студенческой скамье команд ребят, готовых совместно с научными руководителями для деятельности в бизнес-инкубаторах. Здесь тоже обращаюсь за поддержкой к специалистам институтов и университетов. В каждый институт мы направили информацию об этих центрах и надеемся на активное сотрудничество.

В заключение — коротко о заседании Президиума Госсовета РФ, которое состоялось 18 апреля в Дубне и было посвящено развитию национальной инновационной системы. На нас была возложена большая честь и ответственность, поскольку председателем рабочей группы по подготовке заседания являлся губернатор НСО  В. А. Толоконский. Вместе с Министерством образования и науки мы подготовили основной доклад и проект решения. Участникам заседания также были представлены буклеты Новосибирской области, Томской области и г. Дубны, демонстрирующие опыт развития инновационной деятельности. С докладами выступили В. А. Толоконский и А.А. Фурсенко, а обсуждение ключевых проблемных вопросов прошло неформально и достаточно активно. Например, ранее федеральные чиновники даже не воспринимали идею, чтобы государственному бюджетному учреждению разрешили создавать коммерческую инновационную структуру, где в качестве уставного капитала учреждение могло бы вкладывать нематериальные активы в виде интеллектуальной собственности или внебюджетных средств. Сейчас же появилась надежда, что необходимые решения будут приняты.

Рабочая группа поддержала предложения ряда министерств и СО РАН о внесении изменений в Федеральный закон № 94 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд». Особенности выполнения НИОКР, изготовления уникальных установок и приборов, возможность заключения контракта с несколькими исполнителями, софинансирования работ со стороны бизнеса закон не учитывает. Достаточно конструктивно выступили также министры Э. С. Набиуллина и А.Л. Кудрин. По крайней мере, на основе тезиса, что инновационные разработки имеют достаточно длительный жизненный цикл и повышенные риски при инвестициях, высказан ряд конструктивных предложений. Вновь избранный президент страны поддержал большинство предложений участников заседания.

Что касается собственных впечатлений, то у меня как никогда появилась уверенность и надежда, что сегодня имеются политическая воля и необходимые средства на общегосударственном уровне и на уровне субъектов Федерации, а инновационная экономика начнет эффективно и динамично развиваться. Фактор времени здесь является существенным.

Последнее. Вчера мы получили поручение Президента РФ по итогам заседания в Тобольске о поддержке малого и среднего предпринимательства. Губернатор уже дал соответствующие поручения. Хотелось бы вместе с вами, с представителями малого и среднего бизнеса сделать ряд системных шагов по развитию инновационного предпринимательства в регионах. Поскольку разрабатываются также меры на федеральном уровне, региональные решения должны быть с центром «созвучны».

стр. 5