«Наука в Сибири»
№ 31-32 (2666-2667)
14 августа 2008 г.

«КОЧУЮЩАЯ» ШКОЛА В ХАКАСИИ

С 26 июня по 2 июля Институт философии и права СО РАН (г. Новосибирск) совместно с Хакасским госуниверситетом им. Катанова (г. Абакан) и Российским гуманитарным научным фондом провели II Международную летнюю школу молодых этносоциологов «Традиции и социокультурные трансформации: теория и методика этносоциальных исследований».

С.А. Мадюкова, преподаватель
Е.А. Ерохина, к.филос.н.,
научный секретарь II Международной школы молодых этносоциологов

Мероприятие было приурочено к 100-летию академика А. П. Окладникова, чьи идеи о многовековом взаимодействии культур и цивилизаций Евразии лежат в основе теоретико-методологических подходов новосибирской школы этносоциологии. На базе оздоровительного лагеря «Карасук» (Республика Хакасия) для обмена знаниями, опытом, налаживания контактов собрались студенты, молодые ученые и известные исследователи из различных регионов России, а также Казахстана и Монголии.

Первая международная летняя школа, прошедшая в 2006 г. в Республике Алтай, была посвящена рассмотрению теоретико-методологических и конкретно-социологических аспектов этносоциологии и этносоциологических исследований.

В нынешнем году РГНФ вновь поддержал проект о проведении Международной школы молодых этносоциологов. Школу было решено сделать «кочующей». Местом ее проведения была выбрана Республика Хакасия. На базе оздоровительного лагеря «Карасук» в Орджоникидзевском районе 26 июня состоялось торжественное открытие школы. В этот день был водружен флаг Школы, прошел «Огонек знакомств», где, с одной стороны, состоялась презентация организаторов данного мероприятия — сектора этносоциологических исследований Института философии и права СО РАН (ИФПР СО РАН) и Центра социально-политического и гуманитарного образования Хакасского государственного университета (ЦСПГО ХГУ), а, с другой стороны, преподавателям и «школьникам» была предоставлена возможность рассказать о себе.

Иллюстрация

В течение восьми дней работа шла в интенсивном режиме. Были прочитаны лекции общетеоретического и методологического характера: доктора философских наук Ю. В. Попкова «Теоретико-методологические проблемы этносоциологических исследований. Вклад академика А. П. Окладникова в изучение этносоциальных процессов»; кандидатов философских наук В. Г. Костюка и Д.В. Ушакова «Цивилизационный подход в этносоциологии», доктора философских наук Р. Н. Ибрагимова «Методологические особенности этносоциальных исследований в современной поликультурной среде»; лекции, посвященные проблематике этнокультурных трансформаций в эпоху глобализации: Ц. Цэцэнбилег «Традиционное и новое в реформирующейся Монголии», доктора философских наук Л. В. Анжигановой «Этноконфессиональные отношения в переходном обществе», доктора исторических наук, директора Хакасского НИИЯЛИ  В. Н. Тугужековой «Социокультурные трансформации в современной Хакасии», научного сотрудника ИФПР СО РАН С. А. Мадюковой «Традиции и новации в современных социокультурных трансформациях».

Особый интерес вызвало проведение и последующее обсуждение тренинг-игры «Основы межкультурной коммуникации», которую провели Ю. В. Попков и Е. А. Ерохина. Символы невербального общения, заданные условиями тренинга, и название «бета-планетянин» использовались слушателями в неформальном общении вплоть до закрытия школы. Большой интерес и бурную дискуссию вызвали проблемы, вскрытые на круглом столе «Образ „своего“ и „чужого“ в школьном образовании», который провела кандидат социологических наук Т. И. Зеленецкая (Хакасский госуниверситет).

Вновь, как и на первой школе, здесь была проведена серия мастер-классов: кандидата философских наук И. В. Удаловой «Организация и проведение полевых исследований», научного сотрудника ИФПР СО РАН Г. С. Гончаровой «Подготовка анкетных данных к компьютерной обработке», кандидата философских наук Е. А. Ерохиной «Теоретико-методологические и прикладные проблемы исследования межэтнических взаимодействий», доктора педагогических наук М. А. Абрамовой «Использование социально-психологического подхода в этносоциологическом исследовании».

В ходе работы слушателями Школы, среди которых студенты, аспиранты и научные сотрудники из различных регионов Сибири: Хакасии, Ямала, Тувы, Новосибирской области, а также из Казахстана, Монголии, были представлены презентации исследовательских проектов с учетом специфики того региона, откуда они прибыли. Содержание докладов слушателей отразило тенденции этносоциального развития народов Сибири и сопредельных регионов в сфере экономики, демографии, политики, культуры, религии, а также исследовательские приоритеты самих выступающих. В докладе Е. С. Дерига (Новосибирск) прозвучали результаты защищенной ею диссертации, посвященной этнической картине мира. В презентации были раскрыты методологические подходы к осмыслению концепта «этническая картина мира». В выступлении Т. В. Дерябиной (Семей, Казахстан) «Этносоциальные процессы в Восточно-Казахстанской области» нашли отражение тенденции развития указанных процессов на территории Республики Казахстан. Автор доклада также познакомила слушателей школы с деятельностью Центра социального мониторинга и прогнозирования Семипалатинского государственного университета. В выступлении кандидата философских наук А. П. Глухова (Томск) были освещены результаты выполненного им и его коллегами из Томского государственного педагогического университета при поддержке РГНФ исследования «Общеобразовательная школа в качестве площадки межэтнической интеграции».

В докладе Л. К. Курмышевой (Новосибирск) «Русские и россияне», посвященном анализу центральных СМИ, прозвучали результаты мониторинга прессы на тему межэтнической интеграции и жизнеспособности концепта «россияне» как самоназвания общности граждан РФ. Выступление С. С. Монгуш (Кызыл) было посвящено ценностным ориентациям молодежи Республики Тыва. На основе проведенного ею социологического исследования был сделан ряд важных выводов, позволивших проследить тенденции этносоциального развития региона на протяжении XX века.

Начальник отдела социально-политического мониторинга Департамента информации и общественных связей администрации Ямало-Ненецкого автономного округа О. В. Мудракова (Салехард) поделилась со слушателями школы опытом мониторингового исследования, осуществляемого администрацией округа в течение 15 лет, и внедрением полученных научных результатов в практическую управленческую деятельность. В выступлении О. А. Терещенко (Новосибирск) нашли отражение результаты проводимого ею исследования этносоциальных ценностей современной студенческой молодежи Монголии. Студенты Хакасского государственного университета Д. О. Боякова, Т. Ю. Карамашева, А. А. Костюнина, Е. Е. Малыгина и М. В. Топоева (Абакан) познакомили участников школы с результатами собственных студенческих, в том числе курсовых, работ, посвященных проблемам этносоциального развития Республики Хакасия. По результатам работы школы будет выпущен сборник тезисов участников школы.

Несмотря на плотный график работы, участники Школы нашли время, чтобы познакомиться с природными и культурными достопримечательностями Республики Хакасия. Состоялась экскурсия на горную гряду «Сундуки», где «школьники» услышали незабываемую лекцию ведущего астроархеолога России, доктора исторических наук Виталия Епифановича Ларичева. Проведена экскурсия на высокогорные Ивановские озера, где участники попробовали чистейшую воду из озера на высоте 2000 метров над уровнем моря и сфотографировались на фоне ледников и 40-метрового водопада. А самые экстремально настроенные «школьники» даже покорили нехожеными тропами Пик Любви.

Кроме того, преподаватели и слушатели Школы нашли время для общения и сотрудничества с соседями по лагерю — ребятами из социально неблагополучных семей Хакасии (свыше сотни детей в возрасте 8-18 лет). «Школьники» принимали участие в жизни лагеря в виде так называемого «Пятого отряда». На всех культурных программах ребятишки с нетерпением ждали выступлений отряда с премудрым названием «Социологи». Кроме того дети и «школьники» обменивались опытом в спортивных играх, многократно здоровались в течение дня (что непременно вызывало массу положительных эмоций), ребята интересовались лекциями участников школы, в игровой форме была проведена профориентационная работа, а при расставании каждый ребенок получил от «школьников» сладкий приз. Восторженно-благодарные глаза ребятишек останутся одним из ярких воспоминаний этой школы.

Иллюстрация

Прошел и становящийся уже традиционным этнофестиваль, в рамках которого подробно и красочно рассказали об одежде, обычаях и культуре своего народа хозяева этой земли — хакасы. Неповторимую лекцию на эту тему прочитали Л. В. Анжиганова и А. И. Котожеков.

Подводя итог, хочется сказать следующее. Если что-то происходит один раз — это случайность, два раза — тенденция, три раза — традиция. Проведение I Международной летней школы молодых этносоциологов стало одним из значимых мероприятий в процессе трансляции накопленного за более чем 35-летнюю исследовательскую практику опыта конкретно-социологических исследований в регионах Сибири и Дальнего Востока. А II школа, которая была посвящена проблематике традиций — это уже тенденция на пути становления замечательной традиции: сделать проведение Международных летних школ молодого этносоциолога регулярным. Эти школы не только повышают теоретический и методический уровень молодых этносоциологов, способствуют становлению региональных социологических центров в Сибири и сопредельных регионах Евразии, но и вовлекают их в реализацию крупных российских и международных научных проектов.

стр. 7