«Наука в Сибири»
№ 49-50 (2684-2685)
25 декабря 2008 г.

О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ
ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Из выступления заместителя главы администрации НСО Г.А. Сапожникова.

Иллюстрация

Повестка дня Общего собрания является абсолютно актуальной, особенно с позиции динамично формирующейся инновационной экономики и потребностей в компетентных кадрах регионов Сибири, где плотность населения ниже 3 чел/кв. км.

Успешное решение задач по обеспечению отраслей инновационной экономики и социальной сферы специалистами с высшим образованием в значительной степени зависит от федерального центра. Так, финансовое обеспечение из бюджета Новосибирской области получает лишь один вуз (театральный), а у остальных учредителями являются Минобрнауки, Минздрав, Минтранс, Минкомсвязи, Минсельхоз России и др., либо частные лица. При этом необходимо учесть достаточно четкое разделение полномочий федеральной, региональной и муниципальной властей при осуществлении финансовой поддержки.

В целом в системе образования в основном сформировалась нормативно-правовая база взаимодействия всех ветвей власти и гражданского общества. Эта открытая система сугубо нелинейная, и нам (региональной власти с партнерами) важно обеспечить ее соответствие требованиям инновационной экономики и запросам общества. В своей работе мы в значительной мере опираемся на процессы самоорганизации, социального партнерства и технопарковую идеологию, которая фактически служит системным интегратором формирования и эффективного использования человеческого капитала.

Около двух месяцев назад на венчурном форуме в Санкт-Петербурге один из зарубежных предпринимателей (Source: Angus. IMF. Credit Suisse) продемонстрировал слайд, содержание которого вызвало во мне элемент протеста. Там была показана динамика изменения долей ВВП ряда стран и регионов с 1700 года до 2007 года с прогнозом до 2030 года. К 2030 году намечен значительный рост этой доли в Китае и Индии, соответственно, с 6,1 % и 2 % до 18,4 % и 9,6 %, заметное снижение доли для Европы (15 %) и США (17,7 %), а России отводится лишь 3,1 %.

Это лишний раз подчеркивает актуальность задачи, которую ставят и федеральный центр, и регионы России, и научно-образовательное сообщество по радикальному повышению эффективности российской экономики преимущественно на основе сценария инновационного развития, включая меры по развитию и реализации человеческого капитала, наиболее эффективного применения знаний и умений людей, трансфера высоких технологий, реализации инновационных образовательных программ и т.д.

Теперь конкретно по Новосибирской области. До октября-ноября 2008 г. в целом мы были удовлетворены темпами развития области. Отмечался устойчивый рост основных показателей, что в немалой степени было связано с развитием производственной сферы, включая высокотехнологичные отрасли экономики. А в плане подготовки кадров, обеспечения рынка труда, естественно, в первую очередь мы опираемся на сложившуюся и перспективную структуру отраслей экономики, на ее диверсификацию, развитие высокотехнологичных отраслей на основе наших конкурентных преимуществ. Главным фактором здесь, конечно же, являются три научных городка и мощные научные школы, о которых говорил академик А. Л. Асеев. Приятно отметить результат по итогам конкурса ведущих научных школ 2008 г., где Новосибирская область входит в число лидеров (Москва — 53,7 %, Санкт-Петербург — 10,6 %, Новосибирск — 9,2 %). Это обеспечивает и лидерство по ряду ключевых современных технологий. Так, по индексу цитируемости (данные BaumenInnovation) в сфере нано- и медико-биологических технологий с явным преимуществом лидируют опять те же эти три региона.

Опираясь на принципы самоорганизации (синергетика), мы стремимся принимать свои решения в сфере образования с учетом многих факторов, часть которых представлена на слайде в координатах, связанных широко обсуждаемой моделью «4 и» («инновации», «инвестиции», «инфраструктура», «институты»), с добавлением категорий «интеллект», «интеграция» и «инициатива». Последние два нам, сибирякам, крайне важны — без инициативы и интеграции не решить актуальные задачи инновационной экономики и образования (Рис. 1).

Иллюстрация
Рис. 1

Базовые принципы в системе образования достаточно известны (доступность, качество, эффективность, непрерывность, социальная ответственность, гуманизация, мобильность, особая работа с одаренными детьми и детьми с ограниченными физическими возможностями и т.д.). Но хотел бы особо обратить внимание на гуманитарные аспекты, связанные с вопросами морали, нравственности, развитием духовного потенциала, гармоничного развития личности. Не случайно нами создан Совет по развитию общественных наук при администрации Новосибирской области (сопредседатель — директор Института философии и права СО РАН В. В. Целищев).

Понимаю, что сегодня в большей мере будут обсуждаться вопросы вузовского и послевузовского образования. Тем не менее, дам краткую характеристику систем начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО), т. к. в системе РАН и инновационной экономики в целом мы крайне нуждаемся в квалифицированных специалистах, в том числе массовых профессий. Тем более, что в последние годы значительная часть образовательных учреждений НПО и СПО передана региону.

Среди 65 учреждений НПО 60 — областных. В настоящее время реализуется ряд новых подходов, позволяющих в значительной степени повысить качество образования и удовлетворить рынок труда. В том числе, применяется контрактная система подготовки кадров, когда средства фактически «выделяются» не образовательным учреждениям, а работодателю.

Из 74 учреждений СПО 35 — федеральных, 21 — областных, 6 — негосударственных, 12 — структурных подразделений вузов. Наиболее активно с институтами СО РАН и фирмами наукоемкого бизнеса сотрудничают Высший колледж информатики НГУ и Химико-технологический колледж им. Д. И. Менделеева. Во многом благодаря завидным творческим контактам с фирмами «Эконова», «Мета», «Медико-биологический союз», а также с ИК, ИХТТМ, НИОХ, ИНХ СО РАН и др., колледж победил в конкурсе по национальному проекту «Образование».

Высшая школа Новосибирска представлена 45 вузами, где обучается около 170 тыс. студентов, из них 149 тыс. в государственных вузах. Ряд вузов готовит специалистов для многих регионов Сибири. Имеется некоторое несоответствие специализации и численности студентов структуре производства и социальной сферы. Этот «перекос» произошел в годы переходного периода («мода» на экономистов, финансистов, юристов). В настоящее время рабочая группа во главе с ректором НГУЭиУ  Ю. В. Гусевым подготовила концепцию по эффективному развитию системы образования по направлению «экономика и управление». В ближайшее время этот документ поступит на публичное обсуждение.

В целом в области отмечается ряд проблем, характерных для большинства регионов: слабая сбалансированность рынка труда и рынка образовательных услуг; недостаточное развитие партнерских отношений с работодателями; необходимость повышения качества образования и др. Что касается прогноза рынка труда, то мы нуждаемся в эффективных моделях и приглашаем ученых к сотрудничеству. Но, поскольку система образования, естественно, инерционная, необходим прогноз с горизонтом более 5 лет. Наш опыт показал, что достаточно точно удается осуществлять прогноз рынка труда на основе технологических кластеров и комплексных программ.

В настоящее время немало сделано по развитию партнерских отношений системы образования с работодателями — заключены сотни договоров, соглашений, контрактов. Но наиболее мощная и проверенная временем система сложилась во взаимодействии СО РАН с НГУ и НГТУ. Крепкие партнерские связи налажены у СибГУТИ с ведущими операторами связи, у СГУПС и НГАВТ — с предприятиями транспортной отрасли.

Все мы знаем о демографических проблемах (а для нас, сибиряков, это один из самых серьезных вопросов). В целом по России по некоторым оценкам к 2010 г. сокращение числа обучаемых в системе НПО достигнет более 30 %, СПО — 25 %, ВПО — 15 %.

Естественно, по Новосибирской области мы знаем точные данные и принимаем ряд решений. Но ключевые задачи, конечно же, — сокращение объема неквалифицированного труда, применение систем автоматизации производства, робототехники и повышение на основе этого производительности труда. Эти задачи без науки и высоких технологий не решить.

Сегодня мы обсуждаем вопросы повышения качества образования, новые подходы и решения. В этом направлении нами создана сеть центров развития творческих способностей детей и молодежи, молодежных творческих мастерских, центров развития инновационных компетенций (ЦРИК), технологические площадки на предприятиях и др. Для нас это направление является одним из приоритетных и позволяет активно формировать инновационную культуру, на раннем этапе обучения устанавливать связь студента с будущим работодателем и повышать уровень навыков и умений. Так, ЦРИКи созданы в 9 вузах, и они помогают повысить креатив и уровень стратегического и проектного мышления.

В целом вся работа в сфере высшего образования координируется Советом по развитию высшей школы Новосибирской области и Советом ректоров вузов. Соответствующий конкретный план мероприятий утвержден губернатором В. А. Толоконским. В системно-методологическом плане мы ориентируемся на направления подготовки кадров, связанных с «жизненным циклом инноваций», «технопарковой идеологией», модернизацией системы образования, включая лучший опыт НГУ, НГТУ (победители конкурса по национальному проекту «Образование»), СГУПС, СибГУТИ, НГУЭиУ, СибУПК, НГПУ и др., поддержкой талантливой молодежи, гуманизацией образования.

Когда я говорил о системе самоорганизации, то, в первую очередь, имел в виду нормативно-правовую базу в сфере науки и образования. Она в Новосибирской области достаточно хорошо развита. Это законы о научной деятельности, развитии инновационной системы, о предоставлении начального, среднего и дополнительного профессионального образования, о социальном партнерстве, о молодежной политике и др. Обращаю внимание, например, на новое постановление губернатора от 26.11.2008 № 3 26-па «О порядке заключения контрактов на целевую подготовку рабочих кадров...» (htpp://www3.adm.nso.ru).

На территории области реализуется ряд целевых программ по обсуждаемым вопросам: «Здоровое поколение», «Одаренные дети», «Дети и семья», включая подпрограммы «Дети-сироты», «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей», «Развитие науки, технологий и высшего профессионального образования в Новосибирской области», «Ресурсное развитие системы образования Новосибирской области», «Информатизация системы образования Новосибирской области» и др. Так, в рамках программы «Целевая контрактная подготовка кадров» обучается около 1900 студентов из сельской местности преимущественно в аграрном, медицинском, педагогическом, строительном университетах. После окончания обучения выпускники в соответствии с контрактом возвращаются в районы области. Для их закрепления осуществляется ряд стимулирующих действий (подъемные, жилье, подворье). Эта программа актуальна еще и потому, что в настоящее время в систему агропромышленного комплекса на частно-государственной основе в большом количестве поступает современная техника, и потребность в специалистах высокой квалификации возросла.

Иллюстрация
Фото В. Новикова

Нередко приходится слышать о дефиците топ-менеджеров в сфере управления и инновационного менеджмента. Прошу обратить внимание на Президентскую программу подготовки управленческих кадров, которая 10 лет осуществляется в НГУ, НГТУ и НГУЭиУ. На обучение принимаются молодые специалисты, проявившие лидерские способности. Система обучения платная (по одной трети оплачивают Минэкономразвития, департамент науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области и работодатель). По окончанию обучения около 30 % обучившихся направляются на стажировку в ведущую зарубежную или отечественную компанию (по профилю). Выпускники объединены в ассоциацию «Лидер-ресурс» и занимают активную позицию в социально-экономическом развитии области, карьерном росте, тиражированию «историй успеха».

Имеется опыт создания учебных центров совместно с ведущими мировыми компаниями, где мы привносим в обучающую среду современную технологическую культуру. Наша задача — на этой базе максимально быстро и эффективно осуществлять трансфер отечественных технологий и научных разработок. С этим опытом можно познакомиться, например, в НГТУ, где работает Учебный центр металлообрабатывающих технологий, созданный совместно с фирмой «Декель — Махо — Гильдемейстер».

В 2008 году мы начали формировать систему инженерно-внедренческих центров на промышленных предприятиях (НПП «Восток», ПО «Север», «НЭВЗ-Союз», «Сибэлектротерм», «Сибтехномаш» и др.), которые ориентированы на развитие сотрудничества с научно-образовательным комплексом, малыми и средними предприятиями, на повышение квалификации кадров, на расширение системы аутсорсинга и т.д.

Не могу не отметить активную деятельность ассоциаций наукоемких компаний. Так, ассоциация «СибАкадемИнновация» совместно с Центром дополнительного образования НГУ организовала постоянный курс лекций для студентов, аспирантов и преподавателей по основам менеджмента. А студенты, желающие попробовать свои силы в разработке бизнес-планов, подключаются к реальной работе.

Хорошие партнерские отношения у нас с Роспатентом. Более шести лет на базе ГПНТБ СО РАН работает Сибирский институт интеллектуальной собственности (дополнительное образование). Мы осуществляем, например, государственную поддержку ГПНТБ по приобретению издания «Изобретения стран мира», организации мастер-классов, конференций и тренингов.

Конечно же, особое внимание уделяется творческой студенческой и научной молодежи. Проводится открытая межвузовская региональная олимпиада (более 6 тыс. участников). Из средств областного бюджета оказывается поддержка участникам российских и международных олимпиад и конкурсов. Осуществляется конкурсный отбор лучших студентов вузов, аспирантов и докторантов на именные стипендии губернатора, гранты молодым ученым за достижения в сфере фундаментальных и прикладных исследований. Особо хочется выделить совместный шестилетний опыт администрации Новосибирской области, Президиума СО РАН, администрации наукограда Кольцово и УРСА Банка по кредитованию приобретения жилья для молодых ученых и специалистов (гасится 75 % ставки рефинансирования по кредитам).

Приглашаю к сотрудничеству по развитию системы коучинг-центров (обучающих центров) в сфере венчурного инвестирования. Такая система работает уже третий год. Среди активных наших партнеров особо отмечу Иркутский технический университет. В конце июня состоится III Сибирская венчурная ярмарка, но предварительно в ряде сибирских городов будет организован очередной цикл обучения и тренингов.

В заключение хотел бы отметить ряд фактов.

1. Многие решения мы принимаем на основе системного мониторинга сферы образования. Так, в настоящее время завершается очередной цикл исследований Института экономики и организации промышленного производства СО РАН (совместный грант администрации Новосибирской области и РГНФ) «Инновационный потенциал системы высшего образования».

2. Мы заинтересованы в более активном развитии трансфера образовательных услуг с применением международных стандартов качества, системы менеджмента качества 9001:2000. Опыт СО РАН и вузов по сотрудничеству с фондами и программами (МНТЦ, CRDF, INTAS, INCO-Сopernicus, CORDIS и др.), активная деятельность международных научных центров СО РАН (ИЯФ, ИТПМ, ИФП, ИК СО РАН и др.), соглашения, контракты и совместные программы могли бы повысить уровень и качество этой деятельности. При этом, конечно же, учитывается деятельность ведущих мировых компаний, имеющих научные центры или представительства в Новосибирске («Schlumberger», «Intel», «Baker Atlas», DMG и др.). Так, по инициативе «Schlumberger» в Академгородке на основе международных программ открылась школа по подготовке детей из семей иностранных граждан, проживающих в России, а также детей российских граждан, работающих в иностранных фирмах или планирующих поехать, например, на стажировку с семьей за границу.

3. В 2008 году учреждения научно-образовательного комплекса стали участниками новых государственных программ, таких как «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом», с максимальной ориентацией на инновационную экономику, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», целью которой является воспроизводство научных и педагогических кадров, закрепление молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий. НГУ и НГТУ в рамках этой программы построят новые общежития.

4. Выражаю признательность СО РАН за системную работу по просвещению, пропаганде новых знаний, имея, в первую очередь, в виду издания «Наука из первых рук» и серию научно-популярной литературы. Этот опыт необходимо максимально шире тиражировать. В настоящее время российское общество «Знание» возглавил академик С. Н. Багаев, и мы планируем в этом направлении занимать максимально активную политику.

Уверен, что главная наша с вами миссия — научить молодых людей искать, познавать, радоваться вновь узнанному и перевести это в состояние души.

стр. 3-4