«Наука в Сибири»
№ 43 (2828)
27 октября 2011 г.

С ПОЖЕЛАНИЕМ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

7 октября Высший колледж информатики НГУ отпраздновал своё двадцатилетие. Поздравить колледж собрались преподаватели, студенты, коллеги из других учебных учреждений, представители СО РАН. В разгар юбилейных торжеств корреспонденту «НВС» удалось побеседовать с директором ВКИ, кандидатом физико-математических наук А. И. Валишевым.

Е. Садыкова, «НВС»

Иллюстрация

— Абрик Ибрагимович, расскажите немножко об истории колледжа. Он ведь не всегда был ВКИ?

— Большую роль в создании Политехникума (так он в то время назывался) в 1966 году сыграл Михаил Алексеевич Лаврентьев.

Первоначально колледж размещался в непрезентабельном бараке на улице Арбузова, и только в 1979 году нас наконец переселили в новое здание, где ВКИ до сих пор и располагается. За свою относительно небольшую историю Новосибирский политехникум выпустил 4,5 тысячи специалистов, причем самого широкого спектра. Была даже такая редкая специальность, как «прочностные испытания самолётов».

Новая эра в истории колледжа связана с именем тогдашнего ректора НГУ академика Юрия Леонидовича Ершова. Приказ за его подписью о передаче Новосибирского политехникума в ведение НГУ в 1991 году — свидетельство о рождении ВКИ. Первым директором нового колледжа стал кандидат физико-математических наук Николай Андреевич Сычёв.

Ещё один интересный факт нашей истории — с 1993 по 1998 год в ВКИ был технический факультет высшего образования, подготовивший за эти годы 45 высококлассных специалистов. В 2000 году этот факультет перешёл в университет, изменилась его направленность, программы, появился декан и, конечно же, поменялось название — факультет информационных технологий НГУ.

Колледж создавался на принципах модели непрерывного многоуровневого образования. В рамках этой модели для каждого студента открывается множество возможностей — от получения аттестата о среднем (полном) образовании до высшего образования (это введённый в 2009 году бакалавриат). Практико-ориентированный бакалавриат — это наше будущее, стратегическое направление развития, с ним связаны все наши планы и надежды.

За всё время своего существования ВКИ выпустил 2,5 тыс. человек, получивших аттестат о среднем (полном) образовании, являющемся ступенью к приобретению среднего профессионального образования. Около 1200 человек получили дипломы среднего профессионального образования и стали техниками.

— Насколько я знаю, вы не ограничиваетесь только обучением студентов, есть ещё множество интересных программ и проектов. Расскажите о них.

— Помимо стандартной образовательной деятельности мы ведем большую работу среди школьников и других слоев населения. В частности, нами выдано множество удостоверений об окончании воскресной школы информатики и программирования, заочной дистанционной школы и летней школы — эти три проекта являются традиционными для ВКИ и вызывают неизменный интерес у молодых людей.

Помимо этого, у нас существует такое важное направление, как работа с учителями. Мы также постоянно принимаем участие в различных грантовых проектах, причём благодаря одному из них в колледже даже появилась новая специальность — биоинформатика.

Ещё один проект, которым мы можем гордиться по праву — региональный открытый конкурс по информатике и программированию, из которого выросла Всесибирская олимпиада школьников по информатике.

Кроме того, мы работали с молодыми людьми с ограниченными физическими возможностями, с коренными народами Сибири и Дальнего Востока — эти проекты поддерживались Европейским союзом и велись совместно с НГУ.

Участие в национальном проекте «Образование» позволило серьезно модернизировать материально-техническую базу колледжа, в частности, приобрести громадное количество обучающего софта.

В данный момент мы исполняем задания аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы», которая и позволила нам создать практико-ориентированный бакалавриат.

В колледже процветает конкурсная работа, в которую вовлекаются абсолютно все студенты. В частности, на 1–2 курсах проводится конкурс им. Л. Москвиной. По результатам этого конкурса некоторые работы выдвигаются на Международную научную студенческую конференцию и другие интеллектуальные соревнования.

Ежегодно около ста студентов участвуют в разного рода олимпиадах. Среди средних специальных учебных заведений Новосибирской области у нас нет конкурентов по информатике, и выпускники ВКИ всегда на первых местах.

Если посмотреть статистику защит дипломных проектов техников, то от 40 до 80 процентов этих работ сделаны по заказам предприятий и представляют опредёленную ценность для лабораторий институтов. А уровень некоторых работ настолько высок, что их можно публиковать.

Естественно, все эти достижения связаны с нашей инновационной образовательной деятельностью, которая базируется на эффективных образовательных технологиях. Чрезвычайно важным для нас является применение компетентностного подхода в построении образовательных программ. В дальнейшем эта методология будет распространена на все учебные программы колледжа.

Кроме учебной деятельности, у нас хорошо организован культурный досуг. Колледж известен театром им. И. Рыбалова, проводятся уникальные балы-ассамблеи. Это интересные проекты, аналогов которым в России нет.

Хотелось бы отметить ведущую роль преподавателей, значительная часть которых сотрудничает с нами, одновременно являясь штатными сотрудниками Сибирского отделения. В колледже работает 120 преподавателей, почти половина из них имеют степени кандидата и доктора наук, звания доцента и профессора. Я хотел бы поблагодарить действующих преподавателей и сотрудников и тех, кого сейчас с нами нет, за огромный вклад в дело становления и совершенствования колледжа.

Я желаю всем успехов и здоровья, а колледжу — устойчивого развития.

стр. 10