«Наука в Сибири»
№ 8 (2943)
27 февраля 2014 г.

ВСЁ, ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ ЗНАТЬ
О КРИСТАЛЛАХ…

По решению Генеральной ассамблеи ООН 2014 год объявлен Международным годом кристаллографии.

Ю. Александрова, «НВС»

В связи с этим событием 20 и 21 января в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялась официальная церемония открытия, на которой присутствовали и наши земляки — главный научный сотрудник Института химии твёрдого тела и механохимии СО РАН, д.х.н., профессор, зав. кафедрой химии твёрдого тела НГУ Е. В. Болдырева и аспирантка ИХТТМ СО РАН, сотрудница научно-образовательного центра НГУ «Молекулярный дизайн и экологически безопасные технологии» А. Иваненко.

На церемонии также побывала группа старшеклассников из школы № 162 новосибирского Академгородка с углублённым изучением французского языка под руководством директора школы А. М. Леонтьевой. Школьники, посетившие ЮНЕСКО, активно интересуются химией, в частности кристаллами, и посещают занятия, которые проводят для них молодые сотрудники НОЦ. Алиса Иваненко — в их числе. Она совсем недавно закончила факультет естественных наук НГУ и сейчас продолжает научную работу, начатую в университете. Алиса занимается полиморфизмом молекулярных кристаллов органических лекарственных веществ, а именно — производных сульфонилмочевины. Основное направление её работы на данный момент — исследования молекулярных кристаллов при различных внешних воздействиях (таких как низкие температуры, вплоть до криогенных, высокие давления и различные типы механических воздействий, например, механическая обработка в мельницах или наноиндентирование); так что с кристаллами Алиса «на ты». К ней мы и обратились с просьбой немного подробнее рассказать об этом знаковом для химиков всего мира событии:

— 2014 год выбран Международным годом кристаллографии не случайно. Он приурочен к важной дате: сто лет назад, с работ немецкого физика Макса фон Лауэ, а также английских физиков Уильяма Генри и Уильяма Лоренса Брэггов началась история рентгеновской кристаллографии. Открытие явления рентгеновской дифракции на кристаллах было поистине революционным событием, предвосхитившим множество удивительных и крайне важных научных открытий и достижений. Доказательством тому служат Нобелевские премии Макса фон Лауэ, отца и сына Брэггов, а также ещё более четырёх десятков выдающихся учёных, работы которых были непосредственно связаны с рентгеновской кристаллографией. Изначально очень «физичная» наука кристаллография теснейшим образом переплетена не только с химией, но и с молекулярной биологией, биохимией, геологией и многими другими научными областями. Именно благодаря кристаллографии мы знаем структуру ДНК, инсулина и множества других биологически активных молекул.

Иллюстрация
Члены новосибирской делегации на церемонии открытия Международного года кристаллографии с профессором Ханной Дабковской из Канады.

Применение дифракционных методов сыграло ключевую роль в обнаружении воды в минералах на Марсе американским марсоходом Curiosity. С кристаллографией неразрывно связана разработка всех новых материалов, а также производство таких повседневных вещей как плоские экраны телевизоров, компьютерные карты памяти, детали машин и самолётов, еда, лекарства, косметика и многое другое. Кристаллография присутствует везде, во всех привычных нам предметах. Международный год кристаллографии призван показать глобальную роль этой науки максимально широкой аудитории. Как отметил в своей заключительной речи директор отделения фундаментальных и инженерных наук ЮНЕСКО Мацей Наленч, церемония открытия Международного года кристаллографии завершилась, но сам год только начинается. И то, как он пройдет, во многом зависит от нас самих, — уверена А. Иваненко.

Иллюстрация
Ученики школы 162, профессор Е.В. Болдырева и создатель выставки «Путешествие в мир кристаллов» Жан-Луи Ходо.

Помимо текущей исследовательской работы, Алиса вместе с другими молодыми коллегами (аспирантами ИХТТМ СО РАН и сотрудниками НОЦ «МДЭБТ» НГУ Денисом Рычковым, Сергеем Архиповым, Евгением Лосевым, Иваном Тумановым и студенткой кафедры ХТТ ФЕН НГУ Алиной Белобородовой) помогает ученикам 162-й школы поближе познакомиться с основами химии, лучше узнать таинственный мир кристаллов.

Проект «Кристаллы», вдохновителем которого является профессор Е. В. Болдырева, был запущен несколько лет назад. Он продолжает целую серию других успешных проектов, инициированных в последние годы молодыми учёными, кандидатами химических наук Анной Нартовой и Сергеем Семиколеновым: «Занимательная химия для школьников», «Духи», «Вода».

«Занимательная химия для школьников» существует и развивается с 2009 года; через три года после его старта к химии присоединилась физика. Проект не имеет возрастных ограничений: на занятия ежегодно приходит более 400 ребят в возрасте от 5 до 18 лет. Задача преподавателей — заинтересовать изучением естественных наук по возможности самую широкую аудиторию и показать, как много интересного можно найти в химии и физике за пределами школьной программы. Те ребята, которые увлеклись этим по-настоящему, присоединяются к научно-исследовательским проектам, таким как «Рост кристаллов», и уже ведут достаточно серьёзные для своих лет научные работы. Подобная деятельность — хорошая возможность для школьников освоить общую структуру и модель научного исследования, понять, как это делается (делаешь обзор литературы — проводишь эксперимент — анализируешь результат — представляешь результат).

Сегодня проект «Кристаллы» включает лекции, базовые теоретические и практические занятия по кристаллизации, на которых юные исследователи делают свои первые научные работы, чтобы затем представить их не только на школьной секции Международной научной студенческой конференции НГУ, но и, например, в Институте Нееля или в гимназии г.Гренобля (Франция). На первых порах в эту инициативу были вовлечены только старшеклассники — небольшие группы по несколько человек. Сейчас проект охватывает все классы среднего звена, более того, готовится программа по младшим школьникам и даже подготовишкам.

Спрашиваю Алису (именно она должна будет вести занятия с малышами) — как же их научить химии? Оказывается, уже есть идеи: возможно, поначалу это будут занятия в игровой форме, упражнения, на основе которых можно объяснить основные понятия теории симметрии и строение кристаллов, а также параллельно развить пространственное воображение, затем планируются простейшие опыты.

Если говорить об учениках старших классов — там всё на полном серьёзе, с элементами профориентации, для некоторых — с нацеленностью на учёбу в НГУ (среди студентов ФЕНа уже есть такие), тем более что теоретический материал для лекций берётся из университетской программы. Именно такие школьники — заинтересованные, разбирающиеся в предмете, да ещё и владеющие французским языком, рабочим языком ЮНЕСКО, входили в состав делегации на открытии Международного года кристаллографии в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже (кстати, это были единственные школьники среди присутствующих там).

Ребята, участвовавшие в проекте «Кристаллы» в предыдущие годы, помимо выполнения научно-исследовательских проектов приняли участие в переводе материалов выставки «Путешествие в мир кристаллов», приуроченной к году кристаллографии и частично разместившейся в Париже, в штаб-квартире ЮНЕСКО. Переводом с французского на русский ребята занимаются в рамках школьной билингвальной секции под руководством преподавателя французского языка Л. Ю. Костовой. Новое поколение учеников будет переводить продолжение выставки.

По словам А. Иваненко, есть идея в ближайшем будущем показать всю экспозицию в Новосибирске. В планах также свозить школьников, которые хотят побольше узнать о кристаллах, на конгресс Международного союза кристаллографов, который пройдёт в августе в Монреале (Канада). Молодые преподаватели проекта «Кристаллы» помимо научных докладов представят на конгрессе презентации о популяризации науки и преподавании кристаллографии школьникам. Ряд педагогических методик, отработанных за время существования проекта, уже был представлен аспирантами ИХТТМ СО РАН Д. Рычковым, Е. Лосевым, С. Архиповым в виде стендовых докладов на прошлогоднем Европейском съезде кристаллографов в Уорике (Великобритания). Проект «Кристаллы» поддержан грантом фонда «Династия» №DP-55/13 и программой развития студенческих объединений Новосибирского государственного университета.

стр. 7