«Наука в Сибири»
№ 18 (2953)
8 мая 2014 г.

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ:
НОВАЦИИ ЗА НОВАЦИЯМИ

Заранее приношу извинения читателям обзора — не все в нем кристально ясно, но таковы были исходные материалы СМИ. Возможно, потому, что пресса более охотно пишет о новациях, начинаниях, но проявляет слабую активность в прослеживании хода и результатов тех или иных новаций.

Наталья Притвиц

Иллюстрация

Про ЕГЭ

Летом 2013 года пресса была переполнена сообщениями о вопиющих нарушениях в ходе проведения ЕГЭ (утечки контрольных материалов, размещение ответов в Интернете, пользование сотовыми телефонами, и т.д.). Сводку материалов см. в обзоре НВС № 25 (27.06.2013).

Для недопущения такого положения в нынешнем году предпринимаются широкомасштабные меры, о них много пишут почти все СМИ.

Наиболее чёткий и краткий вариант — в «Новой газете» 26.02.2014.

«В феврале 2013 г. в Минобрнауки прошла коллегия по подготовке к госу. Как заявил министр Д. Ливанов, поставлена задача сделать ЕГЭ-2014 объективным. Ответственность за нарушения усилена: могут быть аннулированы результаты не только отдельного ученика, но и всей аудитории, пункта приёма экзаменов, муниципалитета и даже региона.

Руководитель Росорбрнадзора С. Кравцов описал схему спецоперации. Представители Спецсвязи будут забирать бланки ЕГЭ прямо из спецтипографий, опечатывать и доставлять их не в органы управления образования, как раньше, а на спецсклады Спецсвязи — „чтобы минимизировать доступ к экзаменационным материалам“ (Спецсвязь — федеральное предприятие, которое специализируется на доставке оружия, золота, химикатов и взрывчатки). На экзамен материалы доставит со склада тоже Спецсвязь. После экзамена те же офицеры заберут работы выпускников и довезут до пунктов проверки. В этой секретной операции будут участвовать 7 тысяч сотрудников спецслужбы и полторы тысячи спецавтомобилей.

Пункты проведения экзаменов (ППЭ) будут оборудованы видеонаблюдением — за это отвечает „Ростелеком“ (видеозаписи будут храниться три месяца). Выпускники пройдут в аудитории через металлоискатели (владелец обнаруженного мобильника удаляется с экзамена без права пересдачи в этом году).

Для объективности ЕГЭ из показателей эффективности работы губернаторов должны быть удалены средние баллы по региону».

С нынешнего года выпускник не обязан иметь бумажное документальное подтверждение сдачи ЕГЭ. Приёмные комиссии сами проверяют представленную информацию по базам данных (Вед. 21.02).

Ещё одна новость, вызвавшая бурю возмущения абитуриентов и их родителей и недовольство ряда вузов — решение Минобрнауки расширить список экзаменов ЕГЭ для поступления в вуз. Министр в январе издал указ, вузы подписались и изменили правила. В ответ на возмущение абитуриентов министр рекомендовал (устно!) вузам не спешить, «чтобы не дезориентировать абитуриентов». В результате высшие учебные заведения разделились — одни поменяли приёмные дисциплины, другие — нет...

Газеты характеризуют ситуацию весьма нелестно: «Вузы окончательно запутались» (РГ 18.02), «ЕГЭ продолжает испытывать систему образования на прочность» (НГ 24.02), «Ведомство породило экзаменационный хаос. На данный момент ситуация остается напряжённой» (АрН 20.02).

Как сообщает «Поиск», в этом году срок публикации перечня продлён до 28 февраля. Д. Ливанов поручил предусмотреть, чтобы начиная со следующего года предельным сроком внесения изменений в перечень экзаменов стало 1 октября (П № 8, 21.02).

Обсуждается введение со следующего года выпускного школьного сочинения по литературе, предложенное президентом В. Путиным в ноябре прошлого года (СС 18.01, АрН 20.02).

Мониторинг вузов
2013 и 2014

Первый мониторинг эффективности российских вузов был проведён в 2012 году, в нём участвовало более 500 государственных вузов. В результате 29 учебных заведений были признаны неэффективными, а ещё 71 вуз назвали «требующим оптимизации». Мониторинг вызвал ряд скандалов. Тогда в список неэффективных вузов вошли РГГУ, МАРХИ, Литературный институт имени Горького и многие другие, что вызвало недоумение не только у общественности, но и у ректорского сообщества. Тогда Минобрнауки приняло решение по выделению ряда вузов в отдельные группы, когда критерии составляются в силу специфики деятельности учебных заведений.

В 2013 году данные для мониторинга предоставили уже более 900 вузов, в том числе и негосударственных. К основным критериям было добавлено трудоустройство выпускников, а дополнительные критерии были выработаны для шести групп вузов в зависимости от их специфики: творческие, спортивные, транспортные, медицинские, сельскохозяйственные и военные. Результат — 135 неэффективных учебных заведений, в том числе 127 частных. Более 30 вузов попало в разряд требующих оптимизации. Такие данные мониторинга свидетельствуют о проблемах с качеством подготовки специалистов, считает премьер-министр Д. Медведев.

Минобрнауки получило распоряжение от правительства России совершенствовать мониторинг вузов. В том числе — уточнить показатели, которые характеризуют трудоустройство. Российский Союз ректоров считает, что надо учитывать не тех, кто стоит на бирже труда, а тех, кто делает хорошую карьеру и платит налоги в бюджет. РСР предлагает расширить число критериев мониторинга эффективности вузов в 2014 году.

— Это нужно, чтобы сохранить уникальность вузов различной отраслевой направленности. Наше высшее образование изначально построено по отраслевому принципу. Поэтому следует вводить специальные критерии. Сегодня так оцениваются вузы культуры и искусства, медицины, сельского хозяйства. Надо идти дальше и в будущем в отдельные отраслевые группы выделить вузы инженерно-технической направленности, а также педагогического профиля, — говорит генеральный секретарь РСР О. Каширина.

По мнению ректоров, при оценивании педвузов можно, к примеру, учитывать число подготовленных выпускниками победителей и призёров олимпиад или долю выпускников, работающих в образовательных организациях других регионов, в том числе — на селе. Для инженерно-технических вузов можно применить такие критерии как доля выпускников, работающих на госпредприятиях и реализующих приоритетные для страны направления развития науки и технологий, а также доля НИОКР, выполняемых вузами по заказу госпредприятий. В Минобрнауки предлагают считать количество преподавателей с учёными степенями. Их должно быть не меньше 70 %. С этим готовы поспорить многие ректоры. Столь высокий процент может привести к искусственному ограничению приёма на работу молодых преподавателей и аспирантов, которые пока не имеют учёной степени (И 17.01, НГ14.02, РГ 19.02).

А пока Рособрнадзор подготовил список 126 вузов и филиалов, чьи лицензии исключены из реестра с 1 сентября 2013 по 27 февраля 2014 года (РГ 03.03, РГ (Н) 06.03).

Глава Рособрнадзора С. Кравцов, чьё ведомство проверяло вузы в этом году, советует абитуриентам при выборе вуза обязательно заглянуть на сайт Рособрнадзора и проверить, есть ли вуз в списке тех, что прошли государственную аккредитацию и имеют государственную лицензию (РГ 26.02). Подробные советы — какие университеты обходить стороной — даёт читателям «Комсомольская правда» (19.02), там же — множество примеров вузов, которые, не имея на это необходимых условий, «бодро штамповали дипломы о высшем образовании». Обещано, что весной Минобрнауки объявит результаты очередного мониторинга вузов.

Студент и армия

С 1 сентября 2014 года подготовка студентов на военных кафедрах вузов будет идти по новым правилам. Об этом на первой в этом году коллегии Минобороны объявил начальник Главного организационно- мобилизационного управления, заместитель начальника Генерального штаба генерал-лейтенант В. Тонкошкуров. Причём после окончания такой учёбы студенты не обязательно получат звание лейтенанта запаса, как это часто происходит сейчас, им могут быть присвоены звания сержанта запаса или даже рядового запаса. Это зависит от того, на какую программу обучения они запишутся. Если на два с половиной года, то выйдут в офицеры, на два — в младшие командиры, если на полтора года — только в солдаты.

Подготовка будущих запасников и резервистов вооруженных сил будет вестись по родственной для них вузовской профессии, и каждый из них после трёхмесячных сборов и участия в учениях на реальной, предназначенной для той или иной военной специальности боевой технике должен будет сдать соответствующий экзамен.

Но подготовка будущих офицеров запаса и резервистов армии и флота на военных кафедрах — это только часть новой системы обучения студентов воинским премудростям. Военных кафедр, а также факультетов военной подготовки учебных военных центров в нашей стране всего 72. Это 7 % от общего числа учебных заведений.

Поэтому по инициативе президента, которую поддержали и военные, и Союз ректоров России, все студенты, пригодные по состоянию здоровья, должны будут пройти в своих вузах армейскую подготовку. Будут создаваться межвузовские центры военной подготовки, за которыми закрепят близлежащие университеты и институты. Они, эти центры, будут использовать при этом учебно-материальную базу военных вузов или воинских частей, находящихся на означенной территории. Такое обучение студентов начнется с 1 сентября 2015 года, а с 1 сентября 2016 года на базе воинских частей планируется открыть и филиалы межвузовских центров военной подготовки (НГ 23.01, РГ 28.01).

Ответы на 10 типичных вопросов студентов о военных кафедрах и призыве можно прочитать в РГ (Н) 06.02.

А недавно стало известно, что российские студенты смогут отслужить в армии в рассрочку — такой законопроект внёс в Госдуму депутат, зампред комитета по обороне В. Заварзин. Учащиеся добровольно откажутся от летних каникул и будут уезжать на три месяца в часть, пока не отслужат в общей сложности год, положенный по закону. Идею уже одобрили в Минобороны, а вот ректоры выступают против: лишать студентов каникул опасно для здоровья. Пока проект сделают пилотным, он коснется сначала примерно 7–10 государственных вузов и пяти тысяч студентов (Ъ 07.03, РГ 11.03, ПГ 28.03).

Ещё одна новация — научные роты. В приложении к «Известиям» под названием «Россия — регионы» за сентябрь 2013 г. писалось: «Первая в истории Вооруженных сил Российской Федерации научная рота была создана в 2013 году в Воронеже по приказу министра обороны C. Шойгу на базе военного учебно-научного центра Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина. Поводом для её формирования послужила встреча министра с ректорами ведущих российских вузов. Ректоры предложили изменить условия призыва и срок службы для молодых учёных. Ведь один, а тем более три года — очень большой срок, чтобы перспективный выпускник смог потом без потерь продолжать свои научные исследования. С. Шойгу согласился с идеей ректоров. Так в Российской армии появилось ноу-хау: научные роты — особое подразделение, где проходят службу по призыву одарённые студенты гражданских вузов.

Первый месяц бойцы каждый день изучают строевую подготовку и основной армейский документ — Устав. После принятия присяги занятия на плацу сократят до одного раза в неделю. Все остальные дни солдаты будут проводить в современных научных лабораториях. Планируется, что военнослужащие первой научной роты будут работать над созданием новых видов топлива, заниматься разработкой оружия на других физических принципах, конструированием ударных беспилотников, математическим моделированием гидрометеорологических процессов. Главная цель при формировании научных рот — создать условия, чтобы талантливая молодёжь осталась в армии и дальше „двигала“ военную науку».

По сообщению в РГ 12.02, к концу нынешнего года в Вооруженных силах к уже имеющимся четырём научным ротам добавятся еще шесть аналогичных подразделений. «Опыт их работы показал, что Министерством обороны такой шаг был сделан своевременно и правильно. Работы по формированию научных рот будут продолжены», — сообщил статс-секретарь Минобороны Н. Панков. Весной в армии может появиться первое научно-медицинское подразделение. Планируется также создать и научную роту гуманитарного направления.

Новые учебники

В этом году изменились правила проведения экспертизы школьных учебников. Теперь учебники должны быть одобрены Научно-методическим советом при Минобрнауки и пройти научную, педагогическую, общественную, этнокультурную и региональную экспертизы.

Об итогах педагогической экспертизы «РГ» рассказал член научного совета по экспертизе учебников РАО профессор И. Суколенов.

«...На экспертизу РАО поступило 584 учебника по 29 предметам для начальной, средней или старшей школы. Мы не рекомендовали для включения в перечень около 20 процентов учебников. Среди них есть учебники для начальной школы, книги по обществознанию, ОБЖ, химии, математике, физике, иностранному языку. Главная причина — содержание учебников не гарантирует, что школьники будут хорошо знать предмет и покажут достойные результаты. Например, в учебнике мало внимания уделено первоначальным представлениям о предмете. Или мало заданий, плохо подан материал, нет вопросов для самоконтроля учеников».

Замечены почти анекдотические пассажи. Так, в учебнике обществознания для 5-го класса ученикам предлагается описать способы избавления от вредных привычек — алкоголизма, курения, наркомании. А в учебнике для 8-го класса говорится, что нельзя делать аборт в домашних условиях...

Ещё несколько перлов из учебников по обществознанию. Для 6-го класса: «Россия — огромная страна с огромными возможностями, людскими и природными ресурсами, поэтому происходит постоянный рост численности чиновников». 8-й класс, тема «Мир социальных отношений»: «Дети бедняков недополучают родительской заботы. В школе ситуация усугубляется ещё больше, так как учителя не только не окружают их должной заботой, но стремятся выжить из школы».

В этом году такие учебники на повторную экспертизу точно не попадут. Издательствам и авторам дается год, чтобы исправить ошибки. Нам представляли учебники 10 издательств, среди них не было ни одного, которое получило бы только положительное заключение на свои учебники (РГ 19.02).

Медали возвращаются

Золотые школьные медали окончательно ушли в прошлое: начиная с 2014 года эти награды для лучших выпускников отменены. А что взамен?

По словам первого зам. министра образования и науки Н. Третьяк, золотая медаль уже несколько лет не дает никаких льгот при поступлении в вуз. Чтобы отметить тех, кто успевал на «отлично» по всем школьным предметам, местные власти или любое общественное объединение могут учредить свои награды для лучших учеников.

Что именно вручать лучшим выпускникам — на местах решат самостоятельно. Кто-то отчеканит медали, другие подготовят грамоты, кубки, дипломы, свидетельства. Вид награды, как и критерии отбора претендентов, устанавливает учредитель приза. Но единые «министерские» золотые медали отличникам больше нигде вручать не будут.

Почему отказались от льгот для золотых медалистов при поступлении в университет? Ректоры жаловались: едва ли половина медалистов могла успешно пройти экзамен или собеседование даже в самом непритязательном вузе. Некогда престижная школьная награда себя дискредитировала (РГ 09.01, 28.01).

Решение об отмене медалей за успешное обучение в школе вызвало целую волну споров, дискуссий, решений на региональном уровне. Например, школьники Новосибирска могут снова стать медалистами — предложение мэрии о введении специального поощрения отличников было поддержано Советом депутатов города. Говорят, что и в Минобрнауки, глядя на реакцию регионов, уже заговорили о том, что медали можно будет вернуть — с 2015 года (ВН 28.02).

6 марта в РГ (Н) появилось сообщение, что группа депутатов и сенаторов внесла в Госдуму законопроект о формах поощрения учеников школ за особые успехи в учебе, спорте и общественной работе. В случае принятия закона отличники и отличившиеся будут получать не только золотые медали, грамоты и дипломы, но и ценные подарки, и денежные премии. А родители — похвальные письма. Систему поощрений разработает Минобрнауки. Свои поощрения могут разрабатывать школы.

Последние новости

Определённые изменения произошли в кампании отбора абитуриентов по всей стране. Минобр России решил чётко определить квоту для льготников. Раньше малоимущих то пачками принимали, то, наоборот, не давали им шансов на бесплатное обучение. Теперь же определен порог — 10 % бюджетных мест отдают нуждающимся. Ложка дёгтя ждет участников различных олимпиад — теперь умным «олимпийцам» придется подтверждать свои победы результатами ЕГЭ по профильному предмету.

Самое приятное новшество: результаты Единого госэкзамена, сданного в 2014 году, будут действительны на протяжении четырёх лёт, а не двух, как сейчас (КП 17.04).

Сокращения: АрН — «Аргументы недели»; Вед — «Ведомости», Н; ВН — «Вечерний Новосибирск»; И — «Известия»; КП — «Комсомольская правда»; НГ — «Независимая газета»; ПГ — «Парламентская газета»; РГ — «Российская газета»; РГ (Н) — Российская газета-Неделя; СС — «Советская Сибирь»; Ъ — «Коммерсант».

стр. 5, 12