«Наука в Сибири»
№ 42 (2627)
1 ноября 2007 г.

КИТАЙСКО-РОССИЙСКИЙ ТЕХНОПАРК В ЧАНЧУНЕ:
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
СОТРУДНИЧЕСТВА СО РАН С КИТАЕМ

А.Г. Коржубаев, уполномоченный СО РАН
по вопросам сотрудничества с Китаем,
заведующий отделом Института экономики и организации
промышленного производства СО РАН,
ведущий научный сотрудник
Института нефтегазовой геологии и геофизики
им. А.А. Трофимука СО РАН, д.э.н., профессор

В современной экономической и политической ситуации в мире при усилении неопределенности на атлантическом направлении для России особое значение приобретает повышение экономической и политической роли в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Важнейшее условие обеспечения экономической безопасности и усиления позиций страны в качестве глобальной державы — организация адекватного вхождения российских научных и бизнес-структур на потенциально крупнейший в мире китайский рынок научно-технической продукции, установление контроля над частью системы научного обеспечения развития и модернизации экономики этой страны. Это потребует принятия на уровне Правительства РФ, Российской академии наук и крупнейших компаний ряда принципиальных решений, требующих комплексного обоснования, прежде всего, на предмет их соответствия долгосрочным государственным интересам Российской Федерации.

Китайская экономика — третья (с 2007 г. после США и Японии) по совокупному объему ВВП (свыше 3 трлн долл. по текущему валютному курсу) и самая быстроразвивающаяся из крупных экономик в мире. Усиление позиций в сегменте научно-технической продукции КНР, обеспечение эффективного для нашей страны в научном и коммерческом плане сотрудничества в сфере инвестиций, технологий и инноваций, организация совместных производств на российской и китайской территориях, в том числе с целью формирования экспорта в третьи страны, — важнейшие условия технологического развития экономики России.

Как показывает анализ принимаемых хозяйственных решений, пока у России нет согласованной позиции (в том числе переговорной позиции) по отношению к Китаю в научно-технической сфере, отсутствует должное понимание угроз и перспектив на китайском направлении, что может приводить к серьезным экономическим и политическим потерям. В рамках государственной политики необходимо формирование единой для всех научных и бизнес структур системы приоритетов и принципиальных условий при работе с китайскими партнерами, выполнение которых позволит обеспечить национальную безопасность России, ее экономические и геополитические интересы, не допустить вовлечения китайских финансовых ресурсов в передел собственности в стратегических отраслях российской экономики.

Организационные условия открытия технопарка

В соответствии с Протоколом о намерениях Академии наук Китая и Сибирского отделения Российской академии наук от 13 июля 2004 года, подписанным президентом Академии наук КНР Лу Юнсяном и вице-президентом Российской академии наук, председателем СО РАН Н. Л. Добрецовым, для коммерциализации и внедрения научных разработок Китая и России принято решение о создании Китайско-Российского научно-технического парка. Ранее ЦК КПК и Госсоветом КНР принято решение о формировании центра высоких технологий общенационального значения в г. Чанчунь, административном центре провинции Цзилинь с приоритетным взаимодействием с Россией и странами СНГ.

В декабре 2004 года на основании совместного заявления Народного правительства провинции Цзилинь, Чанчуньского филиала Академии наук Китая, администрации Новосибирской области, Сибирского отделения Российской академии наук определено, что научно-технический парк будет сформирован в Чанчуньской зоне новых высоких технологий. От Сибирского отделения РАН документ подписан главным ученым секретарем академиком В. М. Фоминым.

Иллюстрация
Генеральный директор Китайско-Российского технопарка Ли Чанхуа, начальник Канцелярии иностранных дел Народного правительства провинции Цзилинь Сюй Цинчунь, вице-консул Генерального консульства РФ в Шэньяне В. В. Горячев с супругой, Представитель СО РАН в Китае А. Г. Коржубаев, специалисты технопарка на строительной площадке.

В мае 2006 года в г. Чанчунь провинции Цзилинь Китайско-Российский научно-технический парк был официально учрежден, а в сентябре 2006 года был подписан Устав технопарка. На основании распоряжения Президиума СО РАН в апреле 2007 г. (официальное открытие состоялось в мае 2007 года) в Китайско-Российском технопарке открыто представительство СО РАН.

Резонанс

Формирование в Чанчуньской открытой зоне высоких технологий Китайско-Российского технопарка вызывает большую заинтересованность потенциальных инвесторов, научных и деловых кругов, а также органов государственного управления Китая. Официальное открытие представительства СО РАН в Китайско-Российском технопарке в Чанчуне в мае 2007 года проходило при участии председателя Чанчуньского отделения Академии наук КНР Чжан Хунцзе, руководителей Народного правительства провинции Цзилинь и г. Чанчунь, администрации Чанчуньской открытой зоны высоких технологий. Мероприятие вызвало большой резонанс в китайских СМИ.

На церемонии открытия присутствовал вице-консул генерального консульства Российской Федерации в Шэньяне В. В. Горячев (территория ответственности — Север и Северо-Восток Китая). В генеральном консульстве пристально следят за развитием ситуации и считают, что деятельность Представительства СО РАН решает не только вопросы научно-технического сотрудничества между Россией и Китаем, но и важные геополитические задачи. Генеральное консульство России считает открытие Представительства СО РАН важным шагом в направлении усиления российского присутствия на Северо-Востоке Китая.

Интересы китайских партнеров
в технопарке

Со стороны китайских партнеров отмечен значительный интерес к взаимодействию с СО РАН, как по линии покупки либо совместного внедрения запатентованных технологий и разработок институтов Отделения, так и по линии проведения совместных исследований. Институты Академии наук Китая и китайские венчурные компании готовы также предоставить свои разработки для совместного внедрения в производство на территории Российской Федерации и Китайской Народной Республики.

В условиях существующего технологического отставания Китая от стран Запада и России, ограничения со стороны США, Японии и Европейского Союза на трансфер передовых технологий, высокого уровня деловой активности в стране, и определенного «перегрева» экономики, в связи с открытием Китайско-Российского технопарка китайские компании стремятся:

— провести мониторинг передовых российских научно-технических разработок с целью их последующей адаптации под потребности китайской экономики;

— установить прямые контакты с российскими организациями и учеными для организации научно-технического обмена, получения доступа к приоритетным для Китая российским разработкам в рамках финансируемых государством программ;

— организовать экспортные поставки своей продукции (номенклатура — от лекарственных препаратов на основе женьшеня до современных строительных и отделочных материалов) на российский рынок;

— организовать выпуск продукции по российской технологии, в том числе из российских комплектующих и технологических компонентов для поставок на китайский рынок и рынки третьих стран (новых материалов, лазеров, катализаторов и др.);

— организовать выпуск продукции по китайской либо западной (уже адаптированной, т.е. ставшей «китайской») технологии под российской либо совместной маркой для поставок на российский, китайский и рынки третьих стран;

— получить возможность создания производства продукции и услуг по российской технологии под своей маркой для поставок преимущественно на китайский рынок на условиях легального приобретения патента либо на основе частных контактов с конкретными специалистами, а также попыток создания аналогов полученных образцов;

— организовать импорт российской продукции, необходимой для китайской экономики, в том числе в рамках государственного заказа: нефти и нефтепродуктов, древесины, черных и цветных металлов (в том числе в виде готовой продукции для последующей переплавки), биопрепаратов, промышленных и медицинских лазеров и др.

Производственная площадка

После подписания совместного китайско-российского Протокола Народным правительством провинции Цзилинь было принято решение о выделении в Чанчуньской открытой зоне высоких технологий 70 тыс. кв. м земли под площадку для строительства офисных и производственных помещений Китайско-Российского технопарка.

Иллюстрация

Выделенный целевым назначением землеотвод выступает в качестве первоначального вложения Академии наук Китая в формирование Китайско-Российского технопарка. В дальнейшем, прежде всего, на стадии формирования технопарка, со стороны Академии наук Китая и ее Чанчуньского отделения, Народного правительства провинции Цзилинь и Народного правительства города Чанчунь через соответствующие управления (ранее Комитеты) по науке и технике осуществлялась финансовая поддержка, главным образом, в части строительства офисных и производственных площадей.

Ожидается, что из выделенных под Китайско-Российский технопарк 70 тыс. кв м земли к концу 2007 года будут застроены 20 тыс. кв. м, на которых будут размещены офисные помещения, производственные площади для выпуска наукоемкой и другой продукции, складские помещения. Площадь офисных помещений в 6-этажном здании составит 7,5 тыс. кв. м. Еще 50 тыс. кв м предполагается застроить в течение 2008-2009 гг. В настоящее время разработан проект научно-производственного комплекса, достигнута договоренность со стратегическим инвестором.

Механизмы сотрудничества

Согласно условиям деятельности технопарка, организационный механизм вхождения в бизнес в Китайско-Российском технопарке для институтов СО РАН и производственных предприятий — открытие на территории технопарка совместных предприятий (СП).

Предполагается, что одной из сторон таких СП будет выступать Китайско-Российский технопарк, гарантирующий организационно-правовое обеспечение и предоставляющий офисные, производственные и складские помещения, а в случае необходимости привлекающий стратегического инвестора.

Доли в СП могут распределяться в зависимости от вклада участников, который может выражаться в виде запатентованных технологий, производственных образцов, технологических линий, финансовых вложений и др. В рамках создания СП в Китайско-Российском технопарке российские участники могут одновременно выступать как в качестве владельца технологии, так и в качестве инвестора и посредника.

Приоритетные научно-производственные
области сотрудничества

Анализ ситуации в Чанчуньской открытой зоне высоких технологий, в научных, научно-производственных предприятиях провинции Цзилинь, оценка общей экономической ситуации в КНР указывают на следующие приоритетные области научно-технического сотрудничества: новые материалы, в том числе строительные (производство строительных материалов из промышленных и сельскохозяйственных отходов на основе высокоэффективных связывающих материалов); производство моторных топлив (особенно из нетрадиционных источников — уголь, природный газ, битумы); геология и химия редкоземельных элементов; каталитические процессы; промышленные и медицинские лазеры; энергетика, в том числе теплоэнергетика и горячее водоснабжение на основе эффективного использования угольного топлива, а также утилизации городских и сельскохозяйственных отходов; софтовые технологии, в частности разработка обучающих программ, развивающих игр, адаптации современных систем к китайской иероглифической основе и др.; оптика; силовая электроника; закупки и организация производства углеродного волокна; геологоразведочные работы, добыча и поставки нефти и газа.

Как показал анализ, на площадке технопарка возможно относительно быстрое коммерчески эффективное внедрение этих технологий с полной гарантией соблюдения прав интеллектуальной собственности СО РАН и обеспечения экономических интересов и технологической безопасности Российской Федерации.

Ближайшие перспективы

В рамках деятельности представительства СО РАН в Китайско-Российском технопарке установлены следующие наиболее перспективные механизмы сотрудничества.

Обмен преподавателями и студентами. Россию могут интересовать квалифицированные преподаватели китайского языка, в отличие от существующей практики использования фактически «взятых с улицы носителей языка» без соответствующих знаний и образования; Китай заинтересован в привлечении преподавателей в области русского языка, мировой экономики, геологии и экономики нефти и газа, инженерно-технических специальностей.

Создание производств на основе российских инвестиций на территории Китая, как это делают инвесторы из США, ЕС, Японии, Тайваня и др. Выгоды для российского бизнеса — дешевые факторы производства (прежде всего, рабочая сила), налоговые льготы, огромный рынок сбыта, благоприятные условия реинвестирования, возможность формирования плацдарма для мониторинга ситуации в КНР и расширения бизнеса, в том числе, в других отраслях потенциально крупнейшей экономики мира.

Внедрение запатентованных технологий институтов СО РАН с привлечением российских и китайских инвесторов при условии соблюдения прав интеллектуальной собственности и экономических интересов Российской Федерации.

Получение доступа к передовым разработкам и технологиям институтов Академии наук Китая, возможное их использование на российской и китайской территориях.

Проведение совместных исследований институтов СО РАН и Академии наук Китая.

Создание совместных лабораторий, институтов, научно-исследовательских центров.

Создание совместных предприятий на территории Китая и России для проведения НИОКР и коммерциализации разработок СО РАН и АНК.

Из числа важнейших результатов совместной деятельности, имеющих значительные перспективы для развития, необходимо указать следующие важные позиции:

— ведется полномасштабное строительство производственных и офисных площадей Китайско-Российского технопарка, которые в ближайшие месяцы будут сданы в эксплуатацию;

— осуществляется совместный проект организации технологического регламента производства пигмента между Институтом неорганической химии (ИНХ) СО РАН и Институтом прикладной химии (ИПХ) Академии наук Китая, финансируемый китайской стороной;

— подписано соглашение ИНХ СО РАН и ИПХ АН Китая о создании совместной лаборатории по проведению исследований в области редкоземельных элементов, что является исключительно перспективным направлением расширения взаимовыгодного сотрудничества с ожидаемыми значительными результатами для науки и экономики России и Китая с учетом достижений ученых, а также при наличии огромных запасов и ресурсов этих элементов на территории Китая.

Целесообразность расширения
деятельности СО РАН

Следует выделить следующие существенные факторы, указывающие на целесообразность расширения деятельности СО РАН в технопарке в Чанчуне:

— осуществление проектов под эгидой Академии наук Китая, наличие хороших контактов между СО РАН и Чанчуньским отделением АНК;

— наличие заинтересованных китайских инвесторов, представляющих государственные и частные компании;

— возможность реального внедрения технологий СО РАН в массовое производство на взаимовыгодной основе с соблюдением прав интеллектуальной собственности и обеспечения технологической безопасности Российской Федерации;

— благоприятный инвестиционный климат и налоговый режим;

— формирование Народным правительством инвестиционного фонда для содействия внедрению новых технологий в Чанчуньской открытой зоне высоких технологий;

— наличие специально подготовленных офисных помещений и производственных площадей;

— относительно высокий образовательный уровень части населения, наличие институтов АН КНР и большого количества вузов, включая крупнейший в стране Цзилиньский университет (свыше 70 тыс. студентов и аспирантов). (В городе 28 вузов, 103 НИИ, 11 государственных лабораторий, среди населения 31 академик и 300 тыс. научных сотрудников.)

С учетом сложившейся ситуации и полученных в целом положительных результатов и намеченных планов, необходимости завершения (перевода в саморазвивающуюся стадию) начатых проектов, интенсификации развития российско-китайского сотрудничества в области науки и техники целесообразно расширение деятельности институтов СО РАН в Китайско-Российском технопарке.

В целях повышения эффективности сотрудничества СО РАН при работе с учреждениями и предприятиями Китайской Народной Республики, упорядочивания процедур контактов, решения оперативных вопросов, реализации актуальных перспективных проектов на территории РФ и КНР планируется организовать Комиссию Сибирского отделения Российской академии наук по научно-техническому сотрудничеству с Китаем.

стр. 4-5