«Наука в Сибири»
№ 13 (2798)
31 марта 2011 г.

ТЯЖЕЛЕЙШИЙ УДАР
ПО ПЛАНАМ МОДЕРНИЗАЦИИ
РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Председателю Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
Б. В. Грызлову

Уважаемый Борис Вячеславович!

Президиум Сибирского отделения Российской академии наук, рассмотрев возможные последствия изменений, внесенных в товарную номенклатуру Федерального закона 94 «О размещении заказов на доставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (ФЗ-94), считает необходимым обратить Ваше внимание, что они создают непреодолимые препятствия для нормального функционирования отечественной науки, приводя её к неизбежному отставанию от мирового уровня. Введение новой товарной номенклатуры наносит тяжелейший удар по планам модернизации российской экономики на основе генерации новых фундаментальных знаний и их трансформации в высокие технологии. Оно в несколько раз увеличивает время поставки необходимых реактивов и расходных материалов, значительно увеличивает риск поставки непригодных для проведения планируемых работ материалов, значительно увеличивает трудозатраты на проведение закупок, приводит к реальному увеличению стоимости выполняемых работ. Таким образом, в современном варианте ФЗ-94 не только не обеспечивает экономии бюджетных средств, а напротив, приводит к их массовому разбазариванию.

Так как при проведении фундаментальных научных исследований и поисковых прикладных разработок невозможно заранее спланировать все необходимые закупки, введение новой номенклатуры к ФЗ-94 не только приводит к неоправданному усложнению процедуры самой закупки, но и лишает исследователей необходимого им маневра, возможности быстрого реагирования и изменения схемы эксперимента. Таким образом, следствием введения новой товарной номенклатуры в ФЗ-94 станет неизбежное снижение качества выполняемых исследований.

ФЗ-94 накладывает ограничения на расходование любых внебюджетных средств, в том числе и поступающих от коммерческих компаний в рамках договоров на ВИР и НИОКР, что отталкивает малые и средние компании от взаимодействия с университетами и научными организациями. Таким образом, ФЗ-94 вступает в прямое противоречие с установкой на дальнейшее расширение процессов интеграции инновационного бизнеса и науки. Дело дошло до того, что в инновационной бизнес-среде, технопарках и технико-внедренческих зонах принадлежность институтов РАН к государственным учреждениям расценивается как серьезный негативный фактор.

Резкое ухудшение условий для проведения научно-исследовательских работ несомненно станет дополнительным фактором оттока талантливой молодежи за рубеж.

В связи с этим считаем необходимым предложить ввести мораторий на действие ФЗ-94 для всех бюджетных научных организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, а также федеральных и исследовательских университетов. Предлагаем создать рабочую группу при Государственной Думе для внесения необходимых изменений в законодательство.

Председатель СО РАН
академик А.Л. Асеев

Главный учёный секретарь СО РАН
член-корреспондент РАН Н.З. Ляхов

стр. 1