«Наука в Сибири»
№ 1 (2437)
9 января 2004 г.

Из выступления губернатора Новосибирской области
В. Толоконского

Иллюстрация

Я не собирался участвовать в дискуссии, но обсуждается настолько интересный вопрос, что захотелось высказаться по существу рассматриваемых проблем, ибо эти вопросы — и настоящее научного центра, и его будущее. Ведь жилищная проблема будет стоять в научном центре постоянно. Для того, чтобы центру развиваться и развивать научные школы, реализовывать стратегическое значение ННЦ и так далее, постоянно требуется кадровое обновление, приезд сюда талантливой молодежи, студентов и аспирантов, талантливых ученых из всех регионов России и из-за рубежа. Без этого научные центры не могут развиваться. Если бы в 50-х годах не была создана самая современная по тем временам жилищная и социальная инфраструктура, не было бы в ННЦ того, чем мы гордимся.

Эту стратегическую проблему следует решать основательно, но быстро.

Следующий тезис, который я бы хотел высказать и считаю очень важным. Решая проблему развития жилищной сферы и всей сопутствующей инфраструктуры, надо помнить, что научный центр, новосибирский Академгородок, должен оставаться обособленной территорией. Он не должен срастаться с огромным городом, растворяться в нем. Чтобы территориально было точно видно — это Новосибирский научный центр, Академгородок.

Иллюстрация

Нужно развивать инфраструктуру. Здесь о многом еще не говорилось. Нужны и новый конгресс-центр, и новая гостиница, иначе трудно реализовать содержательные функции научного центра. Необходимо большее развитие университета. Обязательно должен быть прирост площадей для академических институтов. Наука развивается, и на тех площадях, что есть, невозможно иметь серьезные перспективы. Но это должно быть обновление инфраструктуры научного центра, а не растворение Академгородка в большом Новосибирске.

Думаю, что территориальные зоны большой застройки должны быть еще специально проработаны. Не исключаю, что можно реализовать проекты, о которых докладывал главный архитектор СО РАН. Но в стратегическом плане уже надо видеть эти зоны, чтобы мы могли их зарезервировать, готовить. И в Нижней Ельцовке, и в Кольцово, и в зоне между Академгородком и Бердском. Сейчас другое время и другие коммуникации. Сейчас практически все семьи обеспечены транспортом. И непосредственная близость жилья к институту уже не будет иметь такого значения, как раньше. А вот сохранение зоны Академгородка, как особой территории, на которой можно было бы реализовывать особые экономические и социальные режимы, на мой взгляд, имеет принципиальное значение.

Теперь о самом опыте и практике строительства жилья. В. Фомин в своем докладе говорил о том, что построено, о приобретенном опыте. Но мы должны понимать, что этот опыт скорее негативный, чем позитивный. И не вина здесь научного центра. Опыт негативный и в стране, и в нашем городе. Нужно понять причину недостатков, быстрее их преодолеть и формировать современную систему инвестиционного строительства.

Что на мой взгляд является наиболее существенным недостатком? Мы сегодня неоправданно отдаем земельную ренту. Сами формируем спекулятивный доход и передаем кому угодно, а не тем, для кого строим жилье и кому нужны все эти проекты. Никогда не надо делить площади, это принципиальная ошибка. Следует сформировать мощную систему заказчика. Подрядчик говорит: я будут вкладывать деньги, и 20 или 30 процентов площадей — мои, а остальные — ваши. Как только начинают делить площади, сразу кто-то необосновано присваивает вашу, научному сообществу принадлежащую земельную ренту. Разница в себестоимости продаж и цене жилья в Академгородке очень высока. Как только вы поделили метры — у вас взяли жилье по себестоимости, а продали по рыночной цене. И совершено ненаучное сообщество присвоило себе предпринимательскую прибыль.

Это должно быть исключено. Кто бы ни говорил: город, те, кто будут эксплуатировать дом, строители, еще кто-то. Не метрами рассчитываемся, а деньгами! Если по закону положены какие-то платежи, нужно рассчитаться деньгами, но держать площади. В каждом метре заложен рентный доход, который должен присвоить владелец земли, тот, кто определяет стратегические задачи строительства жилья.

Второе. Конечно, совершенно неправильно позволять заказчику и подрядчику в процессе строительства определять стоимость квадратного метра. Это должно быть определено в проекте, в договоре и не может подлежать никаким изменения. Принципиальное решение должно быть с самого начала: точно определена стоимость проектного метра.

Третье. Обязательно нужно, сооружая жилье и вообще любую инфраструктуру, открывать специальные кредитные линии. Нельзя строить жилье, собирая деньги с индивидуальных инвесторов. Необходимо, чтобы сам заказчик, которого Президиум сформирует, был единым инвестором. А деньги от других инвесторов поступали бы уже к этому заказчику. И рассматривалось только одно — что выгодней: сразу взять деньги и удешевить метр, либо взять деньги в банке и заплатить банковский процент. Тем более, деньги сейчас будут дешеветь. Строить дом, любой, думаю, будут не больше года. Поэтому либо примерно 13-14 процентов годовых, либо удешевление строительства для тех, кто внесет деньги на начальном этапе. Вот и весь математический расчет. И банки под эти деньги будут способны кредитовать любые объемы жилищного строительства.

Н. Добрецов во вступительном слове говорил об элитном и социальном жилье. Честно говоря, не очень понимаю, что это такое. Жилье бывает большое и маленькое. Может быть жилое помещение 30 метров, а может — 130. Но любое жилье по качеству должно быть комфортно. И жилье надо строить так, чтобы его через 30-40 лет не перестраивать. Поверьте, если сэкономить на материалах, что-то сделать попроще, разница будет минимальная. А последствия эксплуатации — очень велики. Мы и так построили в 20-м столетии много жилья плохого качества. Ошибки не следует повторять. Конечно же, нужно строить качественное жилье, но оно должно быть разное — по площади, по планировкам и разное по стоимости. Но само качество стеновых материалов, конструкций, высота потолков и т.д. должны быть комфортными и рассчитаны на перспективу.

Хотел бы также подчеркнуть, что не совсем правильно рассматривать строительство жилья, только как многоквартирного. Оно должно быть и многоквартирным, и индивидуальным. В любых зонах жилой застройки надо учитывать потребность граждан в индивидуальном жилье. Это не намного дороже, чем строить многоквартирный дом — разница минимальная. Но в эксплуатации индивидуальное жилье гораздо перспективнее, чем многоквартирные дома. И какие бы формы мы не выдумывали — ТСЖ, ЖСК — все равно эксплуатация многоквартирных домов сложна, для людей неудобна. У нас есть возможности, земельные ресурсы, которые позволяют строить и индивидуальное жилье.

В научном центре надо строить жилье двух видов: частное и государственное. Должна быть значительная доля жилья государственного, которое сдается потом в аренду, в найм. Разные есть формы: это и общежития, которые относятся к государственному жилому фонду, и даже небольшие квартиры, которые должны находиться в собственности научного сообщества и того органа, который будет его представлять, и сдаваться в аренду, в найм, не являясь сразу инвестиционной собственностью инвестора. Считал бы важным в программе это отразить и учесть.

Совершенно правильно в докладах говорилось о «жилищной цепочке». Мне кажется, что создавая службу заказчика по строительству жилья, нужно или в этой службе, или рядом с ней иметь и государственное риэлторское агентство, которое должно выкупать жилье на вторичном рынке. Выкупать и заинтересовывать живущих там людей в покупке новых квартир.

То есть одновременно осуществлять два акта: выкуп и жилищный кредит. Чтобы человек, живущий в жилье маленьком, невысокого качества, но имеющий желание купить новое, более комфортное жилье, имеющий определенную экономическую базу, мог получить поддержку. Мы у него выкупим жилье по гарантированной цене, и дадим целевой жилищный сертификат — кредит, который может быть реализован только на покупку нового жилья. То есть, как бы предоставим ему две дополнительных жилищных составляющих, чтобы он был одновременно и инвестором в новом доме.

Нужно, чтобы у нас было больше небольших квартир, чтобы их можно было реализовывать семьям, начинающим свою жилищную карьеру — ведь без жилищной карьеры не обойтись. Молодая семья сразу не построит квартиру, скажем, в 100 метров — у нее таких денег нет. Молодые начинают с малосемейного общежития, с небольшой квартиры. В то же время люди, которые живут сегодня в квартирах невысокого качества, должны иметь государственную поддержку, государственное кредитование, чтобы купить жилье, даже если они не являются самыми нуждающимися по нашим жилищным нормам и правилам. Выкупать жилье — этот процесс обязательно должен идти параллельно со строительством нового жилья.

Несколько слов о том, в чем я вижу обязательное участие администрации области и администрации Новосибирска в этом процессе, поскольку Новосибирский научный центр является стратегической точкой роста и области в целом, и города в частности. Первое, и я снова хочу подчеркнуть свою позицию в этой области — земельный ресурс в границах научного центра должен принадлежать научному сообществу, и земельная рента здесь должна работать на научное сообщество. Не на всю область, не на весь город, а на научное сообщество. Эту позицию я реализовывал, работая мэром города, поддерживал всегда, работая в администрации области, и сейчас ее подтверждаю. Мы не можем изменить во многом земельный кодекс, земельное законодательство. Но этот принцип, что земельная рента принадлежит научному сообществу, реализовать можно при любом земельном законодательстве. Это должно быть политической волей Новосибирской области или администрации города.

Я принял решение, и в бюджете области на 2004 год заложены соответствующие средства. Мы готовы финансировать из бюджета инженерную подготовку площадок под жилищное строительство. Тем самым удешевить его. Поставлена жесткая задача не допускать выхода себестоимости квадратного метра за сумму более 300 долларов. 300 долларов — граница, за которой мы должны находить уже какие-то государственные решения по удешевлению инженерной подготовки площадки. В бюджете на 2004 год заложено 120 млн руб. г. Новосибирску на инженерную подготовку площадок.

Сразу хочу отметить одну деталь. В докладах упоминалось о канализационном коллекторе. Эта задача решаема. Не буду тратить время на то, чтобы рассказывать, как мы собираемся ее решать. Будет какое-то участие и федерального бюджета — через Сибирское отделение. Но канализационный коллектор не будет, и сейчас не должен рассматриваться как фактор, ограничивающий эффективное инфраструктурное жилищное строительство в Академгородке. Это надуманная проблема, своего рода государственный рэкет. Есть возможность и сегодня пропускать стоки, и есть ресурсы этот коллектор развивать, не дожидаясь инвестиционных денег, которые кто-то планирует здесь взять.

Следующее. Бюджет области, бюджет Новосибирска, на мой взгляд, должен быть вашим эффективным партнером, т.е. софинансировать любое жилищное строительство в научном центре. Научный центр не может эффективно развиваться без лучших школ, без лучшего коммунального хозяйства, без лучших учреждений культуры и т.д. Поэтому задача властей области и города — на таких же условиях вложить свои бюджетные средства в то, чтобы определенная часть жилого фонда работала на эти цели, на закрепление кадров работников бюджетной сферы и коммунального хозяйства, которые бы обеспечивали высокие качества жизни именно в научном центре. Софинансировать и строительство общежитий, и строительство государственного жилья, и строительство частного жилья бюджет может и должен это делать.

Опыт, который мы реализовали в Академгородке в 2002-2003 гг., должен быть расширен. Бюджет области готов субсидировать процентную ставку по жилищным кредитам. Задача Президиума, задача того заказчика, который будет сформирован, задача институтов и других структурных подразделений научного центра, договориться о теле кредита, а вот стоимость денег в основном будет погашать бюджет.

Сейчас у нас заемщик платит 5 процентов годовых, остальное доплачивает бюджет. Где-то близко к этим нормам мы готовы принимать решения о субсидировании процентных ставок без ограничения объема кредитования. Это субсидирование заложено в бюджет в больших объемах, и мы готовы заключить соглашение с ННЦ о субсидировании процентной ставки, чтобы была простая и понятная система: берется жилищный кредит на достаточно длительный срок и постепенно оплачивается стоимость этой квартиры без спекулятивного банковского процента, который на себя возьмет бюджет.

На этих принципах, думаю, можно организовать постоянное, стабильное системное строительство жилья и сопутствующей инфраструктуры в ННЦ.

Я уже попросил главу администрации Советского района, передам это поручение мэру города и готов быстро рассмотреть вопрос о социальной инфраструктуре.

Хотя, надо заметить, данная проблема на сегодня не такая «перезревшая», как отметил А. Гордиенко. Например, школьников в Академгородке не стало больше, чем 15 лет назад. Но потребности растут, требования к инфраструктуре повышаются. И на это надо реагировать.

Другое дело, надо обсудить со специалистами, с архитекторами, что эффективнее: новая школа или пристройка. Зачастую, выбирают путь пристройки (у каждой школы свои проблемы, кому-то нужен спортзал, кому-то — актовый зал, кто-то хочет перевести в пристройку начальную школу). Ясно одно — и школы, и особенно больницы должны получить развитие.

Решения я готов специально рассмотреть в зависимости от той программы, которая у вас будет выработана. И специально выделить бюджетные средства. Эту инфраструктуру мы будет поддерживать. Одним жильем, повторюсь, проблему не решишь. Жилье обязательно предполагает очень много сопутствующих вложений — социальную, коммунальную, транспортную, дорожную инфраструктуры. Все надо видеть в комплексе.

Вы сегодня рассматриваете очень важный, стратегически интересный вопрос. Несомненно, будет много предложений. Я обязательно их рассмотрю. Думаю, мы договоримся и проведем специальное совещание. Решение, которое примет ННЦ, будет поддержано администрацией Новосибирской области.

Фото Г. Малышева.

стр. 4-5