«Наука в Сибири»
№ 10-11 (2496-2497)
18 марта 2005 г.

СОХРАНИТЬ НАУКУ В РОССИИ

С. Кутателадзе, профессор

В последнем номере информационного журнала Европейского математического общества за 2004 год опубликовано эссе одного из самых ярких математиков мира Сергея Новикова, работающего на стыке геометрии, топологии и теоретической физики. Говоря о проблемах и задачах, стоящих перед математиками Европы, он, в частности, пишет:

«Математики, которые основали Европейское математическое общество десять лет назад, верили в единство математики, искусственно разделенной на чистую и прикладную части. Долг математиков поддерживать свою прикладную компоненту. Я всегда рассматривал противоположную точку зрения как нечто несерьезное, из разряда философии, проистекающей из научной слабости, как бы широко эта философия не распространялась.

Наше единство особенно важно сейчас. Математическое образование дошло до состояния ужасного кризиса во всех цивилизованных странах… По моим наблюдениям математика имеет больше шансов выжить, нежели теоретическая физика, но для этого выживания необходимо наше единство».

Невозможно не отозваться на страстный призыв нашего соотечественника к единству математики и всей науки, необходимому для сохранения интеллектуальных достижений прошлого с целью передачи их будущим поколениям. Единство интеллигенции перед лицом кризиса науки и образования является непременным условием сохранения науки и просвещения.

Наука — «чувственно-сверхчувственный» артефакт в том смысле, что ее содержание раскрывается только человеком и без человека, по меньшей мере, вполне понято, быть не может. Расположенная в самом центре культуры наука напоминает «Вавилонскую башню» — наивный, но героический и великий проект народов Земли, Стремление к свободе, внутренне присущее человеку, проявляется в неистребимой жажде знания. «Мы должны знать, мы будем знать!» — этот уже вековой тезис статьи Д. Гильберта «Познание природы и логика» никогда не исчезнет из кладовых житейской мудрости.

Основатель теории множеств Г. Кантор писал: «Сущность математики заключена в ее свободе». Слово «математика» по возникновению означало любую науку. Легко сопоставить эти положения и понять, что сущность науки заключена в ее свободе. Стремление к свободе объединяет людей, являясь движителем и гарантом существования и единства науки.

В последнее время стали популярными тезисы о том, что науки в России чересчур много, что наука отошла от нужд практики, что функционирование науки и образования не вписывается в рыночные механизмы и т. п. Разумеется, эти ложные тезисы основываются на полном непонимании места и роли науки в человеческом обществе. Особенно много предрассудков связано с пропагандой бесполезности фундаментальной науки, с противопоставлением ее прикладным исследованиям, с обвинениями в отрыве от приложений в технологии, промышленности и других сферах хозяйственной деятельности. В качестве антидота представляется разумным оценивать взаимоотношения между фундаментальной и прикладной наукой, учитывая всю историю человеческой культуры и, в особенности, печальный опыт расизма.

Апартеид и сегрегация не только омерзительны и отвратительны, но совершенно непродуктивны и импотентны. Это относится ко всем сферам жизни, ко всей культуре и ко всей науке. Особенно опасным выглядит искусственное выделение «чистой» и «прикладной» математики. Выдающийся американский математик и публицист П. Халмош в 1980 г. написал статью, наделавшую много шума своим сознательно выбранным эпатажным названием «Applied Mathematics Is Bad Mathematics». В ней Халмош специально отмечал, что антонимом слова «чистый» является слово «грязный»; соответственно, антонимом слова «прикладной» служит слово «бесполезный». Эти этимологические различия, подчеркивал Халмош, несут отрицательный заряд, слова «чистый» (или «фундаментальный») и «прикладной» (или «востребованный рынком») вольно или невольно могут восприниматься и воспринимаются как оскорбление.

Математика — искусство исчисления. Она возникает как ремесло счета. Процесс счета первичен и естествен для людей. Не случайно положительные целые числа до сих пор называют натуральными. Счет и поныне принято начинать с единицы. Научное определение единицы пришло к нам из глубокой древности. В седьмой книге знаменитых «Начал» Евклида оно сформулировано следующим образом: «единица есть то, через что каждое из существующих считается единым». По-английски синонимом «единицы» служит слово «unity», обозначающее также и то, что мы переводим на русский язык как «единство». Таким образом, математика в своих первичных основах начинается с того, что многое делает единым. Тем самым и все разнообразие науки, возникшей из античной математики, начинается с единства.

Сегрегация и единство столь же несовместны, как гений и злодейство. В науке нет места кастам и сектам. Наука должна сохранить единство как необходимое условие своего существования.

Нельзя забывать, что великая наука склонна исчезать в истории конкретных народов и не возникать вновь. Печальны примеры Древней Греции и гитлеровской Германии. Если не сохранить бессмертные достижения отечественной науки ХХ века в России, наука в России может исчезнуть навсегда и безвозвратно. Представить свободное общество самодовольных неучей невозможно. Наш долг — сохранить науку в России.

г. Новосибирск

стр. 4-5