«Наука в Сибири»
№ 49-50 (2684-2685)
25 декабря 2008 г.

КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ
И ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
БАЙКАЛЬСКОЙ СИБИРИ

Из выступления проф. А.В. Аргучинцева, проректора по научной работе Иркутского государственного университета.

Иллюстрация

Иркутский государственный университет — старейший вуз Байкальской Сибири (год основания — 1918). Изначально он создавался как исследовательский вуз, сыграл большую роль в формировании системы высшего образования региона и Иркутского научного центра СО РАН.

В настоящее время университет имеет развернутую научную, образовательную и инновационную инфраструктуру, включающую, в частности, 4 учебных института и 12 факультетов; 3 научно-исследовательских института: биологии (год создания 1923), нефте- и углехимического синтеза (передан из состава АН СССР в 1963 г.), прикладной физики (год создания 1969); филиалы в двух крупнейших индустриальных центрах региона — Ангарске и Братске.

При ИГУ работает Байкальская международная бизнес-школа (открыта Постановлением Совмина РСФСР в 1991 г.), входящая в Президентскую программу подготовки молодых управленческих кадров; 5 докторских диссертационных советов; аспирантура по 51 и докторантура по 17 специальностям.

Имеется также экопарк; астрономическая обсерватория (открыта в 1931 г.); ботанический сад (создан в 1940 г., единственный в регионе); богатейшая научная библиотека (создана в 1919 г., 3 млн единиц хранения); научно-исследовательский центр геоархеологических и этносоциальных изысканий «Байкальский регион» (совместный с СО РАН); межвузовская лаборатория экологических исследований, сертифицированная Госстандартом РФ, а также ряд других центров и лабораторий.

Действуют Научно-образовательный центр (НОЦ) «Байкал» (создан в 2006 г. в рамках программы «Развитие научного потенциала высшей школы»), в декабре 2006 года по результатам дополнительного конкурсного отбора включен в российско-американскую программу «Фундаментальные исследования и высшее образование»); Межрегиональный институт общественных наук (МИОН, 2002 г.); международные научно-образовательные центры, в том числе единственная в России кафедра водных ресурсов ЮНЕСКО, совместные с зарубежными партнерами центры изучения корейского и китайского языков; Центр повышения квалификации и переподготовки специалистов, осуществляющий повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов Сибирского Федерального округа; Иркутский виртуальный университет, включающий в себя виртуальные представительства 4 вузов области; территориально-распределенная сеть из 10 учебно-научных станций и полигонов на территориях Иркутской области, Республики Бурятия, МНР; инфокоммуникационная сеть, включающая 30 км оптоволокна и радиосеть в Иркутске, а также высокоскоростные каналы до 7 крупнейших городов Иркутской области; служба студенческого предпринимательства, созданная при поддержке программы «TEMPUS». В настоящее время насчитывается 12 крупных студенческих объединений. Есть два исследовательских судна.

В ИГУ обучается более 18 тыс. студентов, большинство из которых после окончания остаются работать в Байкальской Сибири, имеют фундаментальную междисциплинарную подготовку и системное понимание специфики региона. Вуз имеет всесторонние связи и совместные научно-образовательные структуры с Иркутскими научными центрами СО РАН и СО РАМН, а также другими вузами региона (в ИГУ 10 базовых кафедр Иркутского научного центра СО РАН, 3 совместных научно-образовательных центра, ряд совместных проектов и др.); развитую систему дополнительного образования, осуществляющего связку «школа — вуз — наука». Университет активно взаимодействует с крупным, средним и мелким бизнесом, осуществляет многосторонние международные связи (договоры о взаимном сотрудничестве заключены с 32 зарубежными вузами, исследовательскими институтами и центрами).

В настоящее время ИГУ разработана инновационная программа развития, учитывающая специфические черты Байкальской Сибири. А это, прежде всего, огромная территория (только Иркутская область эквивалентна трем территориям Франции), уникальные природные ресурсы в сочетании с мощной индустрией и крупными стройплощадками. Здесь располагается крупнейшая рекреационная и туристическая зона России, в центре которой находится озеро Байкал — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Есть и свои особенности: сложная природная обстановка и вероятность природных катастроф; смешение европейской и азиатской культур с изменчивой этнополитической ситуацией; неравномерная плотность населения, «анклавность», масштабные проблемы качества жизни, включая здоровье, питание и экологические обстоятельства.

У классического университета есть ряд особенностей, которые отличают его от других вузов. Поэтому в классическом университете инновационные схемы должны работать по-своему. Нельзя выстраивать его инновационную стратегию по схеме технического вуза (хотя это и соответствует общепринятому пониманию инноватики). Это заставит классический университет играть на «чужом поле» и оставит за бортом инновационной деятельности существенную часть потенциала. Считаем, что наиболее адекватен для классического университета следующий подход: инновационный классический университет — вуз с развитой системой внешних связей и инновационных структур, позволяющих эффективно взаимодействовать с внешним миром, отслеживать его нужды и запросы, а также конвертировать потенциал университета в набор инновационных продуктов, отвечающих на эти запросы.

Особенностью классического университета является широта спектра инновационных продуктов — научных, образовательных, гуманитарных, просветительских, технологических и информационных. Они ориентированы на разные слои общества и самые разные задачи.

Основная цель стратегии развития ИГУ — содействие устойчивому социально-экономическому развитию Байкальской Сибири через инновационные механизмы повышения потенциала регионального сообщества — на основе образовательного, научного, технологического, просветительского и информационного капитала ИГУ как классического университета и с учетом конкурентных преимуществ территории.

стр. 5