«Наука в Сибири» ПЛАНЫ
|
Основные показатели оценки
|
В рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на
Вместе с тем, масштаб этой деятельности пока еще неудовлетворителен. Главными ограничителями роста продолжают оставаться недостаточная конкурентоспособность российского сектора исследований и разработок, низкий уровень коммерциализации получаемых научно-технических результатов, слабая заинтересованность бизнеса в поддержке и реализации отечественных инноваций, недостаточная координация предпринимаемых действий.
Ключ к решению этих вопросов лежит в существенно более тесной интеграции науки, образования и реального сектора экономики. Правительство Российской Федерации, осознавая необходимость такой интеграции, дополнительно направит в ближайшие три года 90 млрд рублей на поддержку научных исследований в ведущих университетах страны — по 30 млрд рублей ежегодно.
Сегодня университеты, конкурирующие с Российской академией наук, становятся равноправными участниками научных исследований, конкурируя с институтами РАН, ГНУ, другими ведущими научными центрами. Одновременно с внутренней конкуренцией мы обязаны развивать конкуренцию с ведущими учеными, лабораториями, институтами мира.
На это направлены наши усилия по вхождению России в рамочные программы ЕС, участие в крупных международных проектах, запуск конкурсов, в которых, наряду с российскими учеными, участвуют наши соотечественники из других стран и иностранные ученые.
В рамках указанных мер предполагается обеспечить государственную поддержку развития кооперации вузовских, академических научных коллективов и научных подразделений государственных корпораций в регионах. Кроме этого, бюджетные средства будут предоставляться на конкурсной основе коммерческим предприятиям для реализации проектов, включающих стадию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и коммерческую стадию, реализуемую за счет средств бизнеса.
Также запланирована государственная поддержка мероприятий, направленных на привлечение к работе в ведущих российских вузах авторитетных ученых, в том числе зарубежных, включая соотечественников. Бюджетные средства будут предоставляться на конкурсной основе в виде гранта ученому на реализацию проекта в российском вузе.
При этом предполагается, что экспертиза всех подобных новых форм развития и интеграции науки и образования в России должна отвечать самым высоким международным требованиям. Как ожидается, это позволит, в том числе, обеспечить как эффективность расходования бюджетных средств, так и результативность предпринимаемых мер в плане развития отечественной инновационной системы в целом.
В настоящее время проводится работа по корректировке приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации. Базовыми для них являются сформулированные Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым пять приоритетов технологического развития экономики России.
Уточнение списка приоритетных направлений и критических технологий позволит сконцентрировать ресурсы государства и бизнеса на развитии существующих и создании новых технических решений, необходимых для ускорения экономического роста, укрепления безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации. В целом этот комплекс мер должен повысить эффективность и отдачу государственного сектора науки, а также повысить эффективность бюджетных расходов.
На повышение эффективности деятельности подведомственных учреждений направлен переход на новые формы и механизмы финансирования сети бюджетных учреждений, в частности, внедрение с 2011 года механизма субсидий.
Перевод бюджетных учреждений подведомственный сети на финансирование через механизм субсидий, а также переход на систему государственного задания значительно повысят прозрачность бюджетного финансирования, в том числе в части осуществления ими инновационной деятельности. При этом принципиально важно допустить к бюджетному финансированию в рамках выполнения государственного задания организации всех форм собственности. Это послужит основой повышения экономической мотивации учреждений, в частности через увеличение финансирования тех из них, которые работают наиболее эффективно.
Осуществить переход к финансированию на основе субсидии в 2010 году предполагается также в части расходов государственных академий наук.
Министерство всегда выступало за проектный подход и повышение конкуренции при распределении бюджетных средств. Это не в последнюю очередь касается фундаментальных исследований. Примером высокоэффективного механизма конкурсного распределения средств на поддержку фундаментальных исследований является деятельность Российского фонда фундаментальных исследований (далее — РФФИ) и Российского государственного гуманитарного научного фонда (далее — РГНФ). Считаю принципиально важным соблюдение упомянутых принципов конкурсности и состязательности и при реализации государственными академиями наук Программы фундаментальных исследований».
Итак, министр образования и науки Андрей Фурсенко перечислил немало новых позиций, которые в 2010 году напрямую коснутся академической науки, как в организационном плане, так и в сфере финансирования исследований.
В заседании коллегии принял участие и выступил вице-премьер Российской Федерации Сергей Иванов. Он поставил перед министерством задачу оптимизации структуры в интересах обеспечения большей гибкости и маневренности при принятии решений.
По словам вице-премьера, сейчас министерству необходимо провести мониторинг уже запущенных и реализуемых проектов, проверить их реальную эффективность.
По мнению Иванова, государственные академии наук должны заняться реализацией крупных исследовательских проектов с привлечением зарубежных ученых, потому что сейчас России нужны «крупные проекты, аккумулирующие усилия многих участников, и средства, выделяемые на науку через различные механизмы».
«Государственным академиям наук необходимо пересмотреть свои планы развития с тем, чтобы в них появилось место для таких крупных проектов. В том числе — проектов по созданию объектов исследовательской инфраструктуры, способных привлечь к исследованиям не только российских ученых», — сказал Сергей Иванов. Вице-премьер полагает, что это укрепит позиции нашей страны в международной научной кооперации и поможет привлечь в науку молодежь.
Также вице-премьер поручил министерству образования и науки вести постоянный анализ эффективности работы научных организаций страны, согласно постановлению правительства об оценке результативности деятельности учреждений науки: «Считаю, что появившийся у нас инструмент оценки является действенным катализатором научной сферы. Его необходимо использовать для всего государственного сектора науки».
Он предложил министерству изучить, как федеральные ведомства и государственные академии наук внедряют эту систему оценки.
«Министерству необходимо разработать предложения о юридическом закреплении порядка, при котором государство будет финансировать только те НИОКР, результат которых может быть надлежащим образом оформлен в виде научных публикаций с широкой цитируемостью или патента», — сказал Иванов. Для повышения эффективности бюджетных расходов на науку министерство должно стать органом, координирующим распределение госсредств, направляемых на НИОКР гражданского назначения, заметил вице-премьер.
И. Глотов, «НВС»
(по материалам с сайтов
Правительства РФ и МОН РФ)
Иллюстрация —
из отчетного доклада министра.
стр. 7