«Наука в Сибири»
№ 12 (2847)
22 марта 2012 г.

НА ПУТИ К ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЯ

Наверное, каждый из читателей испытывал чувство некоей завороженности, наблюдая, как бьёт из земли родник чистейшей воды. Родник живет, пульсирует, выталкивая из таинственных глубин новые и новые серебристые струи, освежая и давая жизни всему вокруг... Этот образ как нельзя лучше подходит к тому, что в обновляющемся мире определяется как экономика знания.

В. Петров, Г. Черных, г. Липецк

Базовой платформой экономики знания являются информационно-коммуникационные технологии, на основе которых развиваются новейшие технологии и отрасли (5–6 технологические уклады), а также осуществляется модернизация традиционных производств и управленческих технологий.

Иллюстрация

Экономика знания изучается во всем мире вот уже более полувека. Однако не всем удается эффективно использовать преимущества её в мировой конкуренции. Россия в число лидеров, увы, не входит. Более того, позиции нашей страны тут арьергардные.

Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития в 90-е годы прошлого века приняли концепция экономики знания, согласно которой под ней понимается «экономика, основанная на производстве, обновлении, циркуляции, распределении и применении знаний». Другими словами это экономика, которая создаёт, распространяет и использует знания для обеспечения своего роста и конкурентоспособности. Принципы её распространяются на всех участников экономического процесса.

Важнейший отличительный признак экономики знания — глобальная сетевая природа. Институты — интеллектуальная собственность, динамичная конкуренция, свободное рыночное перемещение. Финансовое пространство — венчурные фонды, рынки ценных бумаг высокотехнологичных компаний. Кредитные источники — самые разнообразные.

В центре экономики знания — способность к нововведениям, создающим новую потребительскую стоимость. При этом продуцирование новых идей должно соответствовать времени и месту по формуле «знания точно в срок». Все инновации оцениваются прежде всего в зависимости от их соответствия запросам потребителей, платежеспособному спросу, стратегии развития. Лучше, если инновации создают новые рынки.

Но что же то чудесное в такой экономике, что поднимает человеческое сообщество на новую ступень совершенствования? Человеческий капитал! Идеолог реформирования инновационной сферы Китая, президент Академии общественных наук Ли Теин отмечает, что душа экономики знания — непрерывное стремление к новшествам, а источником её силы является образование. Тут надо подчеркнуть, что в ускоряющихся мировых процессах знания, навыки и профессии имеют короткий «жизненный цикл», что диктует необходимость непрерывного образования и постоянного обновления индивидуального квалификационного уровня. Под непрерывностью же образования подразумевается обновление знания и повышение образованности, чтобы поддерживать специалиста «в тонусе». Это крайне важная особенность экономики знания: во главе её — не финансовый, а человеческий капитал, а ключевой тезис её — лучше уметь, чем иметь!

И вот тут наша страна, пройдя спешное реформирование системы образования, мягко говоря, сажает себя в лужу. Несмотря на то, что и президент, и председатель правительства призывают к модернизации страны на основе инновационной экономики, подготовка отраслевых специалистов ведется просто провально. Приведу некоторые оценки академика Э. П. Круглякова из его статьи «Совместимы ли мракобесие и инновации» («Наука в Сибири», № 45 от 10 ноября 2011 г.).

«В ежедневном докладе ООН за 2004 год наша система образования занимала 15-е место. Но всего четыре года спустя, в 2008 году, мы откатились на 54-е место. Сегодня с нами могут конкурировать африканские страны...» Причина — переход к ЕГЭ, первые итоги которого уже проявились. Какая уж тут конкуренция!

Развитие инновационного вектора экономики знания оценивается по величине ресурсов на создание прорывных технологий (в стране, регионе). В международных сравнениях используют четыре индикатора: объём расходов на НИОКР, численность учёных, индекс конкурентоспособности, доля высокотехнологичной продукции в общем экспорте.

В Китае, который официально провозгласил доктрину построения экономики знания в качестве государственной, инновационной политики, персонала, занятого исследованиями и разработками, в 1,6 раза больше, чем у нас. Доля инновационной продукции России в экспорте не превышает 10 %, а в странах Европы она достигает 40–50 %. По абсолютным объёмам экспорта высокотехнологичной продукции Россия находится на уровне Словакии. Можно приводить целый ряд минусовых позиций, которые занимает страна, но суть ясна: спасти нас может только экономика знаний, образованное молодое поколение специалистов, которые совершат инновационный прорыв в мировой конкуренции, люди, способные обеспечить внедрение новой продукции, новых методов производств на основе новых научных открытий, создание новых рынков, новых экономических структур и так далее. Иными словами, сформировать национальную инновационную систему.

Как показывает мировой опыт, скорость инновационных процессов в значительной мере обеспечивают малые наукоёмкие фирмы, деятельность которых встроена в систему деятельности крупных корпораций. Их задача — коммерциализация новой товарной продукции, технологий. Серьезная работа должна вестись и по корректировке существующего законодательства. Нужен федеральный закон, регулирующий инновационную деятельность, который определит категории её, инструменты организации и контроля инновационных преобразований экономики с участием государственных органов власти всех уровней управления.

Разумеется, всё сказанное — лишь краткий очерк того, что нашему обществу предстоит совершить в сжатые сроки. Иначе быть не должно!

Об авторах:
Владимир Михайлович Петров — редактор экономического отдела «Липецкой газеты».
Геннадий Михайлович Черных — инженер-конструктор, Заслуженный ветеран СО РАН
.

стр. 8