«Наука в Сибири»
№ 10 (2895)
7 марта 2013 г.

«НИЧЕГО НЕ ИТОЖИМ…»

5 марта отметила свой юбилей журналист, писатель, драматург Замира Мирзовна Ибрагимова.

Г. Прашкевич

Иллюстрация

Родилась в Ленинграде, училась в ЛГУ. Но истинной судьбой её стал Академгородок.

Знаменитые учёные М. А. Лаврентьев, Г. И. Марчук, А. Г. Аганбегян, Г. И. Будкер, В. А. Коптюг, А. А. Ляпунов, Н. Л. Добрецов, А. А. Трофимук, А. В. Николаев, С. Т. Беляев — на всю жизнь стали её прекрасными собеседниками.

Начинала в газете «Молодость Сибири». Шёл 1959 год.

Академгородок только ещё строился. С ним росла и Замира Мирзовна: молодёжные и партийные газеты, телевидение, журнал «ЭКО», «Литературная газета», журнал «Огонёк» — времён перестройки. Работать было сложно везде. «Про генетиков напишу — Федору Степановичу (первому секретарю Новосибирского обкома Ф. С. Горячеву — Авт.) не нравится. У экономиста интервью возьму — тоже не нравится». Очень вовремя академик А. Г. Аганбегян пригласил молодую журналистку в журнал «ЭКО». А затем уехал в Ленинград собкор «Литературной газеты» Илья Фоняков. Сменил его замечательный писатель Николай Самохин, но Самохина научная проблематика мало интересовала, он пригласил Замиру Мирзовну. Союз с газетой стопроцентно удался, — «под Замиру» открыли целый раздел «Сибирское отделение ЛГ».

«До 199З года я работала собкором по Сибири в журнале „Огонек“, — вспоминала позже Замира Мирзовна. — Однажды мне предложили: „Приезжает Алла Пугачева. Посмотри, как она общается с горничными, официантами, шоферами. Выдай гвоздь!“ Но для меня это было невозможно — это снижение моей профессии, мое личное падение. Я писала о проблемах Сибири, о человеческих драмах, о научном поиске и вдруг и после этого начну выслеживать поп-звезду в общении с „прислугой“...»

В 2000–2001 гг. она вела постоянную рубрику в приложении «Время Сибири» в газете «Век». 30 лет сотрудничала на новосибирском телевидении, была ведущей, комментатором, обозревателем, сценаристом, редактором передач.

Названия книг, написанных Замирой Мирзовной, говорят сами за себя.

«Не славы ради, а пользы для» (1978). «Золотая Долина Сибири» (1982). «Сибирь не понаслышке» (1981, 1984, в соавторстве с А. Г. Аганбегяном). «Сибирь на рубеже веков» (1984, в соавторстве с А. Г. Аганбегяном). «Учёный и время» (1986). «Треугольник Лаврентьева» (1989, в соавторстве с Н. А. Притвиц). «Риск прямого восхождения. Земные истории астронома Язева» (2005). Наконец, прекрасная книга о давнем друге художнике Николае Грицюке — «Я пишу настроения» (2005).

Однажды дочка Замиры, учившаяся в седьмом классе, сочинила пьесу.

Разумеется, пьесу поставили в семейном кругу. Увлеченный примером, за перо взялся младший сын. Учился он в первом классе, поэтому список героев его драматургического произведения не отличался особой прихотливостью: первый солдат, второй солдат, третий солдат, четвертый солдат, и так до одиннадцатого. В конце концов, глядя на детей, рискнула попробовать силы сама Замира. С той поры (она сама не раз об этом говорила) пьесы пишутся как бы сами собой. «Одиноким предоставляется общежитие»... «Сердце в кармане»... «Да и нет не говорите»...

В толстом журнале «Проза Сибири», который выходил в Новосибирске в 1994–1996 годах, когда сибирские читатели катастрофически были оторваны от новинок художественной литературы, Замире досталась особая роль: к каждому номеру она писала специальную вводку.

«Ничего не итожим, — читаем, например, в номере четвертом за 1995 год. — Пять книжек нового, самого что ни на есть толстого журнала увидели свет вопреки самым мрачным пророчествам и общеизвестным обстоятельствам. Иные пророчества походили на приговоры — и года не протянет. Писатели-де в Сибири повымерли, а читатели вымирают в жестокой борьбе за право продать-купить...»

Разрушая мрачные прогнозы, усилиями редакции «Прозы Сибири» (и Замиры Мирзовны, естественно) шли к сибирякам самые новые произведения Кира Булычёва, Александра Бирюкова, Бориса Стругацкого, Владислава Крапивина, Юрия Магалифа, Романа Солнцева, Бориса Штерна, Михаила Успенского, Александра Етоева, Василия Аксёнова и многих других замечательных писателей.

Раз, два, три, четыре, пять.
Надо всем учиться ждать.
Не писать и не считать.
А учиться ждать и ждать.
Ждать единственного дня.
Мне — тебя, тебе — меня...

— напевала героиня одной из пьес Замиры Ибрагимовой.

Но сама Замира знает цену времени.

Член Союза журналистов России, член Союза писателей России, обладательница Почетного золотого знака «Достояние Сибири», лауреат литературной премии им. Н. Г. Гарина-Михайловского, автор множества интереснейших книг. Портрет Замиры Мирзовны работы известного сибирского художника Сергея Мосиенко уже несколько лет украшает «Галерею выдающихся новосибирцев»...

Не будем перечислять российские издания, с которыми она сотрудничала и продолжает сотрудничать. Да еще она второй десяток лет преподает на факультете журналистики Новосибирского университета.

На вопрос молодой журналистки Анастасии Козловой «Что вы пытаетесь привить студентам?» — Замира Мирзовна без колебаний ответила: «Те имена, которые остались в русской журналистике — это всегда боль общества, это неравнодушие к окружающему, это судьбы маленького человека, это стремление к высшему представлению о культуре, назначении человека. Анатолий Аграновский однажды сказал: „Хорошо пишет тот, кто хорошо думает“. Вот именно это и хочется привить студентам — учиться хорошо думать, отзываться на то, что происходит вокруг».

Так что, действительно, ничего пока не итожим.

Фото В. Новикова

стр. 7